Память – наша совесть

Память – наша совесть

27 января – в день полного снятия блокады Ленинграда – в республиканской гимназии-интернате имени Г. Альмухаметова состоялась торжественная встреча с жителями героического города.

Кольцо блокады сомкнулось вокруг города 8 сентября 1841-го. 18 января 1943-го войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились, и кольцо было прорвано, город Шлиссельбург и южное побережье Ладожского озера - освобождены. За 17 суток по берегу были проложены автомобильная и железная дороги, по которым эвакуировали многих ленинградцев. Однако противник стянул под город значительные силы и развить наступление не удалось, наши войска перешли к обороне. Полное снятие блокады произошло 27 января 1944 года. Она длилась 872 дня.

- 27 января отмечается как День воинской славы России и полного освобождения Ленинграда от блокады. Уже ее прорыв в 18 января 43-го вселил уверенность в неминуемом разгроме врага. В годы войны мужество ленинградцев служило примером всей стране. На фронте и в тылу люди равнялись на их героизм и самоотверженность. И сколько бы поколений ни сменилось, невозможно забыть о жертвах и лишениях жителей блокадного Ленинграда и его защитников. Память об их беспримерном подвиге будет жить вечно в сердцах потомков, - отметила в приветственном слове от имени председателя Госсобрания - Курултая РБ Константина Толкачева вице-спикер Тамара Тансыккужина.

- Главное - это сохранять память. И люди будут жить, равняясь на эту память. Она – залог наших будущих побед, - добавил председатель регионального отделения Российского общества «Знание», полковник в отставке Сергей Ширинкин.

- 2 сентября 1941-го норма хлеба для рабочих горячих цехов составляла 800 г в сутки, для иждивенцев и детей - 300 грамм. А с 20 ноября рабочим выдавали по 250 грамм хлеба, на детей и иждивенцев - 125 грамм, - вспомнила житель блокадного Ленинграда, председатель Башкирской Региональной общественной организации памяти жителей блокадного Ленинграда Людмила Солдатова. - Нет в мире города, который столько жизней отдал ради Победы. Если мы вошли в Берлин, то это потому, что немцы не вошли в Ленинград.

О нестерпимом голоде, от которого хотелось есть головки от спичек, и о том, как детей вывозили из осажденного города, вспомнила одна из спасенных - член совета общественной организации памяти жителей блокадного Ленинграда, заслуженная артистка БАССР Камила Чертова. Ее, трехлетнюю, нашли в квартире, где уже лежали мертвыми ее мать, сестра и брат.

- Фашисты бомбили Неву и Ладожское озеро и топили все корабли, на которых вывозили детей, - они хотели уничтожить всех. Еще я помню, как нас привезли в детский дом в Иваново и все жители нас встречали. Государство позаботилось о нас, и мы стали людьми. Мы должны всегда помнить то время и не допустить, чтобы ужасы войны повторились, - говорит Камила Чертова.

На момент начала войны в Ленинграде насчитывалось 3 миллиона 100 тысяч жителей. Бомбежки города начались в июле, а 8 сентября было сброшено 6327 зажигательных бомб, случилось 11528 пожаров. За 90 дней блокады было сброшено 5000 фугасных бомб, 104 тысячи зажигательных, 148 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов.

1 миллион 350 тысяч жителей и воинов-защитников Ленинграда погибли. 1 миллион 700 тысяч были эвакуированы (необходимо отметить, что десятки тысяч тех, кого вывезли, умерли уже в пути на большую землю). К окончанию войны в городе осталось не более 800 тысяч жителей.

И тем не менее город боролся за победу, как только мог. Здесь выпускалось более 150 наименований основных видов оружия, боеприпасов, средств связи. Производившиеся в Ленинграде артиллерийские системы направлялись не только на Балтийский, но и на Черноморский и Северный флоты. В 1943 году труженики блокадного Ленинграда, из которых 74% составляли женщины, дали фронту 2 300 станковых пулеметов, 4 450 ручных пулеметов, 120 тысяч новых пистолетов-пулеметов улучшенной конструкции, изобретенных А.И. Судаевым.

На протяжении всего периода блокады были открыты Государственная публичная библиотека и библиотека Академии наук, продолжало работать радио. В городе остались труппа Ленинградского государственного театра музыкальной комедии и Симфонический оркестр Радиокомитета, и театры продолжали работать во время артобстрелов. 18 октября 1942 года в помещении Театра комедии на Невском проспекте открылся Городской театр, получивший название «Блокадный». В 1942 году здесь была поставлена опера «Евгений Онегин».
В августе 1942 года вновь открылась городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку, а 9 августа (на 355-й день блокады) здесь была исполнена новая Ленинградская (Седьмая) симфония Дмитрия Шостаковича. Ее партитуру вместе с партией медикаментов доставил летчик Литвинов, прорвав блокаду шквального огня немецких зениток. Музыкантов для ее исполнения руководителю Оркестра ленинградского радиокомитета Карлу Элиасбергу пришлось искать по всему городу: музыканты оркестра ходили на работу буквально до последнего дня жизни, но многие уже умерли, и артистов не хватало. Однако те, что были живы, откликнулись на призыв, хотя многие с трудом могли передвигаться, и симфония была сыграна.

 В Ленинграде существовал Всесоюзный институт растениеводства. В нем хранилось несколько тонн уникальных зерновых культур, из которых не было тронуто ни одного зерна. 28 сотрудников института умерли от голода.

Четырехлетней встретила войну Мария Ковтунова, которая тоже поделилась воспоминаниями.

- У меня были папа, мама, старшие сестра и брат Нина и Серафим, затем я и младший брат Лева - ему к началу блокады исполнился всего лишь год. Мы жили в районе Кировского завода, который постоянно обстреливался. (На заводе делали мины, штык-ножи, корпуса реактивных снарядов для «катюш», фугасы, ремонтировали военную технику и даже сумели наладить работу металлургического прокатного стана - прим. ред.) На этом заводе работал мой дядя Михаил.

Папу вскоре забрали на фронт, он оборонял наш город. Когда в декабре его ранили и мы пришли в госпиталь, я не узнала его и испугалась - настолько он был худым. Норма выдачи хлеба резко упала. Но дядя Михаил участвовал в охране различных объектов, и если объект попадал под бомбежку и там оставалось что-нибудь съедобное - вплоть до олифы - он приносил это нам, а также делился с нами своим хлебом. Ему мы обязаны жизнью. А вот у другого маминого брата, Сергея, украли хлебные карточки и вся семья умерла от голода.

Помню, что мы очень часто были дома одни: мама отправлялась за хлебом, стояла в очередях, а еще ходила копать окопы. Когда были воздушные тревоги, мы в бомбоубежище не спускались, а вместо этого бежали к дверям и держали их изо всех сил - так боялись, что к нам ворвутся фашисты. И до сих пор я не люблю звука летящего самолета и боюсь гроз.

В августе 1942-го дядя помог нам эвакуироваться по Ладоге. Видимо, баржу, которая шла перед нашей, немцы разбомбили, потому что мы видели, как людей вылавливали из воды.

Мы ехали к маминой сестре в Оренбургскую область. Тетю предупредили, что идти мы не сможем, и она попросила в лесничестве лошадь и повозку. Сказали и о том, что кормить нас можно только помаленьку, иначе мы умрем.

Мама умерла в 1948 году. Она очень ждала папу и не верила, что он погиб - ведь нам сказали, что он пропал без вести. Его останки нашли в 1997 году.

После окончания войны дядя Михаил забрал сестру Нину в Ленинград, а я осталась с тетей. Леву же отдали в детдом - правда, все каникулы, летние и зимние, он проводил с нами.

Я окончила фармацевтическое училище в Оренбурге и там познакомилась со своим мужем, и вместе мы добились, чтобы меня распределили в Башкирию. Так что я живу в Уфе с 1956 года, проработала провизором в аптеках города 48 лет, а еще мы с мужем (он - инженер-наладчик) ездили в трехлетнюю командировку в Алжир. У меня двое детей, четверо внуков и пять правнуков. Можно сказать, что мне и нашей семье повезло: нас вывезли, мы выжили. Все, кроме папы…

Ученики гимназии поздравили блокадников с памятной датой великолепным концертом. Несколько участников встречи - Александр Палтусов, заместитель директора гимназии №47 им. Е. Гайдара Олеся Голубева - исполнили стихи песни и стихи собственного сочинения, на которые их вдохновил подвиг Ленинграда. А дочь Камилы Чертовой - солистка Башгосфилармонии, заслуженная артистка РБ Наталья Дмитриева - исполнила песни военных лет, в том числе «Ладогу», ставшую гимном ленинградцев. Ведь с 22 января 1941 по 15 апреля 1942 по ладожской Дороге жизни было эвакуировано 554 186 человек. Прозвучала и песня «Казаки в Берлине», сочиненная участником церемонии капитуляции фашистской Германии Цезарем Солодарем прямо в покоренном городе.

Екатерина КЛИМОВИЧ.                                 

Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.