Черниковская пуповина

Черниковская пуповина

Если вспомнить, что фамилия Черников впервые в уфимской истории упомянута в 1610/11 г., то нынче смело можно было бы отметить 400-летие территориального комплекса или, если хотите, городского конгломерата, с давних пор привычно называемого Черниковкой.

Если вспомнить, что фамилия Черников впервые в уфимской истории упомянута в 1610/11 г., а в 1614/15 году, как отмечала Маргарита Агеева, уфимский жилец Иван Черников пишет прошение с просьбой о закреплении за ним земель, что были даны ему ранее, то нынче смело можно было бы отметить 400-летие территориального комплекса или, если хотите, городского конгломерата, с давних пор привычно называемого Черниковкой. И как-то уже начинает забываться тот факт, что в 1944-1956 годах существовал самостоятельный город с гордым и, на взгляд непосвящённого, странным названием – Черниковск.

А дело было так. В сентябре 1928 года в 12 километрах от Уфы, неподалёку от деревни Черниковки, был заложен фундамент Центральной электростанции как первого звена в сооружении промкомбината – ЦЭС, спичечной, бумажной и фанерной фабрик. В 1931-м в том же северо-восточном направлении от Уфы, у села Богородского, началось строительство моторного завода и жилых многоэтажных домов, а ещё через четыре года и гораздо севернее поднялись установки крекинг-завода (нефтеперерабатывающего – НПЗ). Рабочий посёлок НПЗ стали называть Соцгородом, это название использовалось даже в 60-е годы. В ноябре 1931-го был образован Черниковский поселковый совет, чуть позже он был подчинён исполкому Уфимского горсовета. В 1936-м вместо поссовета образован Сталинский район Уфы с населением около 10 тысяч человек, хотя до города отсюда ехать было далековато – через деревни Непейцево и Глумилино. А 70 лет назад, 5 декабря 1944 года, на базе Сталинского района был образован город Черниковск.

***
До июля 1956-го он будет самостоятельным городом. Впрочем, это нисколько не мешало тому, что у двух городов были объединены энергосистемы, транспорт и многое другое. В том числе и связь: все телефонные номера города Черниковска очень органично влились в справочник уфимский.
Связывавшую два города дорогу через Глумилино в 1920-е годы по старинке именовавшуюся Старым Сибирским трактом, в соответствии с духом времени и в связи с началом строительства ЦЭС назвали Большой улицей Электрификации. Но приехавший в 1931 году в Башкирию знаменитый Моисей Яковлевич Гинзбург, выступая в правительстве Башкирской АССР, выдвинул, как пишет Радмир Янгиров, «предложение спроектировать Большую Уфу, которая должна была включать историческую застройку в южной части полуострова, а также начинавший складываться промышленный район у подножия Непейцевской горы» (Непейцевскую гору позже стали называть Цэсовской). Группа архитекторов под его руководством предложила свой вариант транспортной магистрали нового промышленного рай-она и собственно Уфы. Сегодня с удивлением рассматриваешь схему, на которой в середине 1930-х чуть ли не во всех подробностях изображён появившийся только лет через двадцать проспект Октября.

Замысел этот начал осуществляться за несколько лет до Великой Отечественной войны: в чистом поле на северо-западной окраине деревни Глумилино стали укладывать трамвайные рельсы. Именно так своё направление будущий проспект первоначально получил в виде трамвайной линии. В двух местах рельсы даже пересекали Большую улицу Электрификации. Путь был одноколейным, встречные трамваи «расходились» на так называемых разъездах, выполнявших одновременно и функции остановочных пунктов.

В 1940-м первый трамвай прибыл на моторный завод. Факт этот был тогда сродни чему-то праздничному, во всяком случае, в июне того года выпускники 11-й школы первое утро взрослой жизни встретили на сегодняшний взгляд очень «модно»: всем классом сели на трамвай и поехали в сторону моторного завода.

Потом, уже в середине 50-х, когда северо-восточнее здания бывшей канатной фабрики братьев Кругловых, ставшей по воле архитекторов самым первым строением на новой магистрали, выросло несколько домов, рядом с трамвайным путём появилась и автомобильная дорога. Новую улицу назвали именем В.В. Маяковского. Дальнейшую её историю интересно проследить по публикациям «Советской Башкирии». 27 сентября 1957 г. газета опубликовала обязательства трудящихся Кировского района, в которых был и такой пункт: «Завершить работу по строительству дороги на ул. Маяковского». 17 октября 1957 г. газета рассказывает о генеральном плане Уфы на 25 лет: «Намечено закончить строительство Первомайской улицы, проспекта Маяковского… Решено возвести в районе Дежнёвского проезда (проспект Маяковского) здания исполкома горсовета, цирка, большого универмага…».

Казалось бы, пришёл октябрь, и накануне 40-летия Октябрьской революции новый проспект должен был бы получить новое «юбилейное» имя, но… 29 октября 1957 г. «Гр-ка Як-ва возбуждает дело о расторжении брака с гр-ном Мур-ым, прож. в г. Уфе, проспект Маяковского, 2» – ничего не изменилось. Похоже, не обошлось без директивы из Москвы, согласно которой после сентябрьского «разгрома антипартийной группы» предприятия и улицы запретили именовать в честь здравствующих особ, и все улицы СССР, носившие имя тов. Хрущёва, едва ли не в одночасье были переименованы по случаю 40-летия Октября. Дальше было ещё интереснее. 23 января 1958 г.: «По проспекту имени Маяковского пойдёт троллейбус, трамвай и электричка»! В октябре
1958-го появляется статья под заголовком «Здесь будет проспект имени Маяковского»…

Можно найти ещё много подобных коротких выдержек, но лучше приведу всего одну цитату, зато большую и красивую: «Лось вышел на опушку заповедного леса. Подняв гордую голову, он стоял, чутко прислушиваясь. Что-то изменилось в мире вокруг него. Не тот горизонт, не те звуки, запахи. А мимо шли автобусы, трамваи, легко бежали «Волги», «Москвичи», тяжело катились грузовики… Это случилось нынешним летом на проспекте Октября». (Эсфирь Волович. «Встреча на проспекте Октября». Октябрь 1960 г.)

Так что только к 1960 году строящаяся магистраль обрела известное ныне всем название. Никого не смутило то, что в Уфе уже были улицы 40-летия Октября и Октябрьской революции. Была, кстати, и Революционная. А имя поэта присвоили бывшей улице Симферопольской (в 1949–1956 гг. она успела «побыть» ещё и Комсомольской) в Калининском районе и новому скверу в Кировском районе.

Интересно, что ещё 1 ноября 1949 года имя Маяковского получила одна из улиц (в районе нынешнего Театра кукол) посёлка Новый городок на площадке ЦЭС тогдашнего города Черниковска. Вместе с ней там же появились улицы Высоковольтная, Дарвина и Салавата Юлаева. Пересекавшая черниковскую улицу Высоковольтную (в 1956 г. ставшую Российской; в Уфе была и своя Высоковольтная – нынешняя Комсомольская) тогдашняя улица Маяковского была причудливо изогнута, и в 1956 году её разбили на три других – Магаданскую, Балхашскую и Керченскую.

Впрочем, копаться в старых названиях уфимских улиц дело не совсем благодарное, главное помнить, что несколько лет после своего рождения во второй половине 1950-х нынешний проспект Октября назывался проспектом Маяковского. И никогда не был Сибирским трактом, правда, проложен был параллельно ему и ему на замену.

Автор: Анатолий ЧЕЧУХА.