Вести с «асфальтовой передовой»

Вести с  «асфальтовой передовой»

Последний месяц весны стал для уфимских дорожников временем повышенной активности. Тепло, наконец, устоялось. А значит – можно приступить к долгосрочному ремонту и благоустройству улиц и трасс. Чтобы узнать, как идут дела, на «асфальтовой передовой» побывал наш корреспондент.

Черниковка меняет облик

О необходимости глубокого обновления инфраструктуры в Калининском и Орджоникидзевском районах говорилось уже давно. Задачу сформулировал глава республики Рустэм Хамитов: подтянуть север столицы до уровня центра. Одной из точек ее исполнения стало пространство перед ДК УМПО, где трудятся спецы из ООО «Комстрой».

Сегодня здесь гудят грузовики. Краны-манипуляторы выгружают новые бордюрные блоки. Каждый из гранитных параллелепипедов весит под 200 килограмм. Совсем скоро они украсят тротуары улицы Первомайская.

- Участок не маленький: от бывшего Дворца культуры имени Орджоникидзе до «машинки». Старые бордюры сделаны из бетона и давно потеряли вид. Их демонтируем, заменяя новыми, марки «ГП-1», - рассказывает прораб Раиль Басыров.

Изюминкой обновленной улицы станет так называемая «техническая полоса». Так на языке ремонтников называется пешеходная зона шириной чуть более метра. Такие, к примеру, есть на проспекте Октября.

Всего в районе перекрестка двух улиц сосредоточенно почти два десятка единиц техники, около 80 человек рабочих. У каждой из семи бригад свой план действий. При хороших условиях за день проходится 100-150 метров.

- Снятые блоки потом заберут коммунальщики Калининского района. На освободившееся место мы выкладываем песчано-гравийную смесь, затем щебенку. Получившаяся «подушка» хорошенько трамбуется вибро-установкой. Собственно бордюр

«садим» в цементный раствор. Потом дело за малым: собрать опалубку, вывести уровень, - продолжает Басыров. - Каждый из блоков длинной – под два метра. Как обустраиваете повороты?

- Для этого есть специальная пила. Рассекаем прямоугольник на несколько меньших частей, которые уже выкладываются по заданному углу. Общая длинна участка около четырех километров. Так что со всеми перипетиями закончим не ранее, чем осенью.

Еще одну точку дорожной активности мы обнаружили в паре сотен метров, на Машиностроителей. Здесь ямочный ремонт асфальтового полотна ведет МУБ Калининского района.

Все, как обычно: коптит дымком битумоварка, шумят отбойные молотки и компрессоры.

- Нужно пройти от Интернациональной до Кольцевой. Вчера завершили одну сторону, уложив 15 тонн мелкозернистого асфальта, - рассказывает мастер Алексей Мещеряков.

В глаза бросается колдобина с обрезанными под ровный квадрат краями. Здесь поработали отбойным молотком, для того, чтобы не разрастались мелкие трещины. Вгрызался металл в каменную шкуру основательно, сантиметров на восемь-десять. Рабочие говорят: глубина зависит от состояния старого полотна. «Здесь оно еще не самое разбитое. Но через года два-три уже потребуется капитальный ремонт».

Обработанную яму тщательно продувают от пыли и грязи. Затем она проливается битумной эмульсией – для сцепки с новым асфальтом. Его, кстати, сюда уложат через пару часов.

Динозавр на дороге

…Чтоб дорогу отремонтировать, ее еще нужно очистить. А грязи за зиму и первые месяцы весны колесами нанесено не мало… Как только наш автомобиль выехал из сипайловского тоннеля – в глаза бросился мини-погрузчик и люди с лопатами.

- Чистим разделительную полосу. Думаю, что за сегодня уберем не меньше полукилометра. Вторая бригада убирается на улице Натальи Ковшовой, - говорит мастер МУБ Октябрьского района Гульнара Ахметова, - а по Жукова, если вам интересно, идет капитальный ремонт трассы.

Отправляемся туда. Недалеко от «Макдоналдса» прямо по среди дороги виднеется «динозавр» - огромная фреза на гусеничном ходу с длинным, выдающимся вперед хоботом. О том, как работает это чудо техники, рассказали специи из ОАО «Башкиравтодор».

- Чтобы ликвидировать колею, мы снимаем изношенный асфальт. По этому рукаву раздробленная крошка подается в «КамАЗ».

Но вот грузовик и асфальторезка начинают медленно двигаться. Спустя секунды в кузов уже сыпется черное крошево. В поднявшемся грохоте ничего не слышно: водители ориентируются на регулировщика. Метр за метром стальные жернова дробят покрытие, как будто ребенок - шоколадную плитку…

При этом в корме у дробилки находится еще один пульт управления. С него задается глубина погружения лезвий.

- Здесь все зависит от характера поверхности. Как бы ни было, мы сводим ее к единому уровню. Когда на пути попадается люк – разумеется, давим кнопку «вверх», - говорит оператор, - от тоннеля дойдем до Сельской-Богородской. А уже потом в дело вступят асфальтоукладчики.


1.png
2.png
DSC_9078.JPG
DSC_9088.JPG

Автор: Станислав ДЯГИЛЕВ.

Фото:  Рита ИШНИЯЗОВА.