Тайны купеческого дома

Тайны купеческого дома

По улице Гоголя сохранилось немало особнячков, создающих неповторимый живописный вид старинных улиц Уфы.  Среди них и небольшой домик в кирпичном стиле русской эклектики. Фасад дома, с которого изрядно слезла белая краска, кажется небольшим – в четыре  окна, но если войти во двор, то можно убедиться, что первое впечатление обманчиво и на самом деле дом не так уж и мал. К слову, бывший особняк уфимского мещанина, а позже – купца Михаила Шапина, вообще во многом обманчив. Попробуем раскрыть его секреты.

Дом № 45 (по старой нумерации – 43) богато декорирован любимыми прежними уфимцами элементами: поясом сухариков, угловыми пилястрами, замками на арочных окнах и аттиком со слуховым окном.

Сегодня здесь расположены жилые квартиры, несколько помещений занимают различные организации. Жильцы с гордостью демонстрируют документ, где указан год постройки – 1917: «Наш дом – ровесник революции», - говорят они. Но на самом деле он гораздо старше столетних событий Октября. И это первый секрет старого дома, который мы раскрываем.

1.png

Краеведы относят дату его постройки к концу XIX века, а разночтения в документах объясняют так:

- Как год постройки, 1917-й, указан во многих техпаспортах старых домов, - говорит историк, кравевед Владимир Захаров. – Документы о постройке особо никто не искал, и для «удобства» ставили эту рубежную дату. Однако, по Справочным книгам Уфы, усадьба № 43 по улице Гоголевской принадлежала мещанину Ивану Михайловичу Шапину еще в 1904 году. При этом по раскладочной ведомости налогов в 1897 году хозяйкой данного участка была еще мещанка Васса Давыдовна Александрова, но среди недвижимости тогда числилось лишь две деревянные избы, сарай и погреб. Поэтому, вероятнее всего кирпичный дом был построен Шапиным между 1897 и 1904 годами.

Но владел он им не долго, в 1912 году согласно купчей крепости новой владелицей дома стала Александра Гавриловна Авдонина, которая вскоре, в 1915 году, продала его Агриппине Петровне Фроловой. И уже через два дня после «сделки», часть усадьбы была записана на Николая Маркеловича Губанова. А еще через два года дом перестал быть частной собственностью, и началась совсем другая его история…

Под красным знаменем

После революции дом, конечно, муниципализировали. Он был отнесен ко 2-й категории и сдан в аренду некому П.А. Катаеву. Затем здание передали Башмаслосоюзу.

- В каменном двухэтажном амбаре была маслоперетопочная и склад, а в главном доме две коммунальные квартиры, - продолжает Владимир Захаров. - Тогда в доме проживало 12 человек, но помимо жилых помещений здесь же располагалась контора, а в подвале – бондарная мастерская. Примерно в это время был проведен водопровод, но электричество в дом еще не пришло.

Затем бывшая усадьба Шапина неоднократно меняла назначение, пока в 30-х годах крепкое и просторное здание не отдали под поликлинику для сотрудников ГПУ/НКВД. На первом этаже располагались врачебные кабинеты, а в цокольном - грязе- и водолечебницы.

Также в 1930-х гг. к первоначальному зданию во дворе был пристроен двухэтажный кирпичный жилой корпус.

врач.png

- Моя мама, Надежда Петровна Акаева, работала тогда врачом отоларингологом в республиканской больнице, но три раза в неделю вела прием в этой ведомственной поликлинике, - вспоминает член Уфимского общества краеведов Лариса Михайлова. – Мы жили недалеко, на той же улице, и я часто приходила к маме на работу. Мне запомнилась внутренняя обстановка: высокие потолки, массивные двери с необычными ручками, изразцовые печи с чугунными дверцами… В те годы это была передовая санчасть, где вели прием лучшие специалисты города. Моя одноклассница и подружка Иришка из семьи работников МВД, поэтому она и жила рядом и лечиться ее водили тоже в эту поликлинику. Как-то прописали ей ходить на процедуры, но девчонка вечно забывала – заигрывалась. Но как только дело шло к закрытию, слышался торопливый стук детских сандаликов – это Ирка спешила в последние момент на лечение, чтобы дома не влетело за прогул. Мама всегда с таким юмором вспоминала этот случайный эпизод из жизни тех далеких лет.

В 1957 году для санчасти подыскали другое помещение, а в доме № 45 вновь стали жить люди. Историческую часть особнячка разделили на три коммунальные квартиры, жилой фонд также дополнился за счет большого пристроя. Вскоре дом заметно изменился - парадный вход с улицы Гоголя был замурован, сегодня на этом месте весить адресная табличка, а вход в квартиры по-прежнему располагается со двора.

3.png

Новая жизнь старого дома

- Мы переехали сюда двадцать лет назад из обычной 9-этажной «панельки» на окраине Черниковки, - говорит житель дома Галина Гайнцева. -  Многие нас тогда не поддержали, считали, что мы обрекаем себя на мучительное проживание в старом и ветхом жилье. Но здесь большие комнаты, высокие потолки, толстые стены… А дом простоит еще сто лет при должном внимании со стороны коммунальных служб. Многое пришлось устанавливать самим: мы въехали в бывшую коммуналку, и из всех благ здесь была только холодная вода и туалет. Сами устанавливали газовую колонку, устраивали ванную комнату. В соседнем здании, которое все называют каретником, у нас погреб - там храним все, что вырастили на даче. Рядом рынок, много магазинов эконом-класса.

Однако пройти к каретнику сейчас затруднительно, месяц назад с крыши скинули снег, но так и не увезли. Сугробы доходят до середины окна и мешают нормально передвигаться по двору.

Некоторые квартиры до сих пор коммунальные, но место настолько удобное, что о переезде никто не задумывается. Хотя о расселении здесь говорят постоянно.

- Вот сколько живем, столько и ходят слухи о сносе, - продолжает Гайнцева. – Последний раз о том, что наш квартал отдадут под застройку, говорили два года назад. Мы знаем, что здесь хотят построить что-то красивое и дорогое, но при этом всегда надеемся, что это произойдет не очень скоро или вовсе не произойдет. Так как уезжать отсюда никто не хочет.

Здание мещанина, а впоследствии купца И. М. Шапина гармонично вписывается в застройку улицы Гоголя, представляет архитектурную и историческую ценность. Безусловно, город должен развиваться, но проектировать новую современную архитектуру необходимо с уважением к контексту. Пока дом на Гоголя, 45 является выявленным недвижимым объектом историко-культурного наследия. Но указа о постановке его на государственную охрану нет.

untitled.png

Автор: Екатерина МАРКОВА.

Фото: Валерий ШАХОВ.