Страсти по Достоевскому

Страсти по Достоевскому
- Я выиграл! Выиграл! Деньги! 200 тысяч! - ноги счастливчика сами пустились в лихую «пляску святого Витта», он даже выскочил к зрителям, стремясь в порыве дать и зрителям по монетке.

-  Ставь снова на Zеrо!

- Как, бабушка? Только что было Zеrо, надо подождать…

- Ставь, говорю!

Знакомые со школьной скамьи диалоги из романа Достоевского «Игрок» звучали  на сцене нашей Башоперы в дни гастролей Александринского театра. «Александринка» любит Достоевского, у театра особые отношения с одним из самых сложных и неоднозначных писателей.

…Сейчас, когда дни гастролей старейшего российского театра завершились, можно констатировать - нам посчастливилось  увидеть два знаковых спектакля: «Литургия Zеrо» по роману Достоевского «Игрок» и «Записки нервного капельдинера» по произведению Михаила Зощенко. А началась программа с лекции в Малом зале Башкирского драматического театра имени Мажита Гафури театроведа, доктора искусствоведения, заместителя художественного руководителя Александринского драматического театра Александра Чепурова «Достоевский и театр». У нас, уфимцев, особое отношение к  писателю, даже одна из центральных улиц носит его имя, хотя он конкретно об Уфе и нашем крае не писал (есть только пара упоминаний в его литературной переписке).

- Центром гастролей, безусловно, является спектакль художественного руководителя Валерия Фокина «Литургия Zеrо» – инсценировка романа «Игрок», очень известного и имевшего много театральных и киноверсий. И, вообще, отношение Достоевского с театром - особая глава в истории российской и мировой культуры, - сказал Александр Анатольевич.

Когда Федор Михайлович написал свои первые прозаические произведения, режиссеры тут же пожелали инсценировать их, привнести на сцену. Да и у Достоевского были особые тесные отношения с театром и в частности с Александринским. Свою  юность писатель провел в Петербурге, был заядлым театралом. В то время он учился в военно-инженерном училище, находившемся в Михайловском замке, и после занятий часто ходил в этот театр. (Даже известны места, которые он занимал, благодаря тому, что в архиве Александринского театра сохранились «корешки» театральных билетов! И даже известно, что первоначально  Достоевский смотрел постановки с галерки.)

Александр Чепуров подробно рассказал о многих интересных моментах жизни Достоевского и об Александринском театре, его известных актерах, режиссерах, самых популярных постановках (подробнее читайте в  майском журнале «Уфа»). Логическим же продолжением знакомства стал спектакль «Литургия Zеrо»». Постановка. по словам театроведа -  наполненная жгучими эмоциями, страстями, желанием выигрыша во что бы то ни стало, где не любовь, не забота о ближнем движет игроками, а страсть к случайной и быстрой наживе. Достоевский знал о чем писал! Он сам был заядлым игроманом (но слава богу образумился и Бог сохранил нам  литературного гения).

…На сцене круг и рулетка в виде бювета для лечебной воды, а вокруг них  кресла с персонажами. И это все вращается, и герои, не замечая того, становятся фишками на рулетке. А в центре на возвышении - крупье дирижирует литургией и пронзительно звучит: «Zеrо!», «Красное!», «Черное!» Герои спектакля -  люди, которые молятся богу наживы, случая, удачи. Когда не какой-то жизненный идеал движет человеком, а Zеrо – по сути -  ноль. Таково идея постановки – показать сквозь призму времени, как люди возводят в идолы  пустышку, тлен, фальшивку, не замечая истинных ценностей да и саму жизнь, которая идет мимо. И великолепные актеры Александринки -  народные артисты России Эра Зиганшина, Сергей Паршин,  Игорь Волков,  а также Виктор Шуралев,  Мария Нефедова, Владимир Маликов, Виталий Головкин  и юный Матвей Букарев  в полной мере воплотили авторский замысел.  Эра Зиганшина -  потрясающая актриса, воплотившая образ так и не умершей назло всем родственникам бабушки. Это коронная и желанная роль для многих актрис. Единственный персонаж в спектакле, которого было немного жалко, так как бабушка,  проиграв кучу денег, сказала  сама о себе «вот старая идиотка».

Спектакль оставил неизгладимое впечатление, став в чем-то даже шоковой терапией. Но сила  искусства в том  и заключается, чтобы затронуть душу, разбудить мысли. Обрадуем также  читателей и тем фактом, что наши встречи с Александринским театром продолжатся в рамках договора о сотрудничестве, который был подписан в эти дни.  Стало известно, что актеры театра вновь приедут в Уфу, чтобы дать мастер-классы в рамках Международного фестиваля «Туганлык».

Лилия ЗИМИНА.