«А не сыграть ли нам свадьбу?»

«А не сыграть ли нам свадьбу?»
Так  назван один из ярких спектаклей Чувашского государственного академического драматического театра имени Константина Иванова, чьи гастроли недавно успешно прошли в  Уфе.

На сцене «Нура» коллектив представил три спектакля, и один из них знаковый - о прославленном сыне чувашского народа, поэте-просветителе Константине Иванове. Гастроли - особенные: они прошли в год 30-летия со дня подписания Договора о дружбе и сотрудничестве между Чувашской Республикой и Республикой Башкортостан. И встреча братских народов была  по-настоящему душевной! На церемонии открытия теплые слова  приветствия сказала первый заместитель министра  культуры РБ Наталья Лапшина. Ярким стал момент награждения нашей прославленной землячки Елены Хорьковой -  ведущего мастера сцены Чувашского государственного театра кукол, которая указом главы республики удостоена почетного звания «Заслуженный артист Республики Башкортостан».

Лучшим подарком этого дня стал библиографический спектакль о Константине Иванове, названный строкой из его поэмы «Нарспи»  - «С кипящей кровью добрая душа». Это  образная характеристика самого просветителя, много сделавшего для своего народа и, буквально, прославивший его на весь мир своей знаменитой поэмой. Собственно, мы увидели на сцене нескольких  классиков: создателя чувашского алфавита, высокого седобородого Ивана Яковлева и юных его учеников  - начинающего  поэта Иванова, будущего первого чувашского кинорежиссера Максимова-Кошкинского и композитора Павлова, мечтающих о создании национального театра. В спектакле достоверно описаны будни Симбирской чувашской учительской школы, где росли будущие представители интеллигенции. Они еще учатся, но уже сочиняют стихи и прозу, разыгрывают сценки из русских пьес и переводят их на чувашский язык. А сам спектакль открывается  чувашской песней с выходом хора в аутентичных народных костюмах.

Это удивительное музыкальное оформление в стиле сельских посиделок «улах» придает сценическому повествованию особую проникновенность. На сцене органично сосуществуют два мира: села Слакбаш (родины Константина Иванова), где суровый домострой сочетается с бытом скромным и незатейливым, с прялками, коромыслами, ведрами и другими предметами деревенской жизни, и Симбирска, где в чувашской школе повсюду портреты Пушкина и Лермонтова, расставлены мольберты, разложены тетради и нотные листы, это  мир озорных   учеников и учениц в  школьных платьицах с белыми передниками – олицетворение юности и чистоты. И связывают эти два мира строки рождающейся поэмы «Нарспи». Юный Константин, влюбленный в соседскую девушку, пишет свое произведение четверостишие за четверостишием, словно взращивая прекрасный цветок, на протяжении всего спектакля.

На второй гастрольный день чувашские гости показали комедию «А не сыграть ли нам свадьбу?», в которой рассказывается история, как в доме одинокого старика появляется молодая женщина, а это всегда интрига со всеми последствиями. На третий день  публика  с удовольствием посмотрела мистическую драму Якова Ухсая «Раб дьявола» -  драму о борьбе добра и зла, показанную через призму древнечувашских верований, обрядов и традиций.

Зрители высоко оценили чувашский театральный коллектив за высокий профессионализм, преданность и популяризацию культуры и традиций родного народа.

Лилия ЗИМИНА