Призвание - помогать людям

Призвание - помогать людям
Президент адвокатской палаты Булат Юмадилов - единственный из депутатов Госсобрания - Курултая РБ, отправившийся в зону СВО добровольцем. Но наш разговор с ним касался сугубо его профессиональной деятельности - что говорит о нем как о человеке, который не стремится пиариться на вещах серьезных.

- С чего начинался ваш профессиональный путь? Почему выбрали именно адвокатуру?

 - Уже в юности я отчетливо понимал, что хочу связать свою жизнь с профессией защитника. После службы в армии поступил в Башкирский государственный университет на юридический факультет. Затем несколько лет проработал в должности народного судьи. В год, когда наша страна стремительно меняла свое направление, уходя к рыночной экономике, решил уйти в адвокатуру. Она притягивала своей многогранностью, а самое главное, необходимостью и возможностью защищать человека.

- Насколько отличаются адвокатура в начале вашего профессионального пути и сегодня?

 - В адвокатуре я с 1991 года. То время было непростым не только для нашего сообщества, но и для страны в целом. Была недостаточность нормативной базы для функционирования как независимого института, угроза для ее организационного единства. Тогда адвокаты республики предприняли большие усилия для сохранения целостности своего сообщества. Башкортостан стал первым и единственным субъектом в России, принявшим закон «Об адвокатуре», в разработке которого мы приняли непосредственное участие.
Адвокатура сегодня отличается своим правовым статусом. В 2002 году произошли серьезные изменения - был принят Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». С этого времени мы ведем отсчет ее современной истории. Именно тогда был окончательно обозначен правовой статус как независимого и самоуправляемого института гражданского общества.

- На каких делах в свое время вы специализировались? Есть ли категория уголовных дел, которыми принципиально не занимаетесь?

- Для адвоката важно разбираться в любой из отраслей права. Нередко дело, за которое берешься, представляет собой тесную взаимосвязь разных направлений законодательства. Принципиальность должна проявляться лишь в отстаивании интересов доверителя, защите и восстановлении его прав и свобод.

- Есть ли в вашей практике дела, которыми особенно гордитесь?

 - Не буду говорить про определенный случай.

- Почему?

 - В моей практике было много дел, в разных сферах, разной степени сложности. Возможно ли соизмерять их по степени испытываемой мною гордости за их разрешение? Когда в результате твоей кропотливой работы выносят оправдательный приговор, то испытываешь удовлетворение. И это чувство не от того, что ты выиграл очередное дело, а от того, что защитил человека от необоснованного и незаконного преследования.

- Сегодня, к сожалению, многие адвокаты воспринимают свою работу как своеобразный бизнес… Каким, на ваш взгляд, он должен быть: безэмоциональным профессионалом или оставаться защитником?

- В первую очередь, конечно, помогать людям, адвокатская деятельность характеризуется как квалифицированная юридическая помощь. Поймите, когда человек обращается к нам, он буквально вверяет свою судьбу. Смогли бы вы, осознавая, что люди обращаются в самые ответственные моменты своей жизни и доверяют вам, относиться к этому лишь как к способу зарабатывания денег? Нет. Ведь для меня это не просто профессия, а призвание помогать людям.

- Профессия адвоката известна с древнейших времен, но сегодня она стала более популярной, более востребованной. Появилось много частнопрактикующих адвокатов, контор и бюро. Как вы думаете, почему так происходит и в чем это заметнее всего проявляется?

 - Для начала хотел бы уточнить, что к адвокату не может быть применена характеристика «частнопрактикующий». Каждый член адвокатского сообщества для осуществления профессиональной деятельности избирает определенную форму (кабинет, бюро или коллегия).

Наша профессия известна еще со времен Древнего Рима. И в каждой из исторических эпох она носила элитарный характер. На мой взгляд, быть причастным к профессиональному сообществу защитников было престижно всегда. Люди понимают, что именно защитник может предоставить высококвалифицированную юридическую помощь. Мы не завлекаем яркими заголовками вроде «100% гарантии», да и не имеем права этого делать, а просто добросовестно исполняем свою работу. И уже сами доверители, сложив мнение об адвокате, советуют другим обращаться именно к нам.

- Все ли специалисты, имеющие юридическое образование, могут стать защитниками или им требуется пройти дополнительный квалификационный экзамен? Каковы перспективы карьерного роста?

- Для приобретения статуса адвоката необходимо не только наличие высшего юридического образования и стажа работы по специальности не менее двух лет либо работы в качестве стажера в течение одного года, но и сдача квалификационного экзамена. Его принимает квалификационная комиссия, в состав которой кроме представителей Адвокатской палаты входят представители Государственного Собрания - Курултая РБ, Управления Министерства юстиции РФ по РБ, Арбитражного и Верховного суда республики. Сам экзамен состоит из двух этапов. Первый представляет собой компьютерное тестирование на знание международных, российских и корпоративных норм права. Для допуска ко второму претенденту необходимо правильно ответить минимум на 50 из 70 вопросов теста. Вторая часть экзамена представляет собой устное собеседование по четырем вопросам билета и разрешение одной задачи на правовую тематику.

Что касается карьерного роста, то не думаю, что в отношении адвоката он действует. Защитник может своим добросовестным трудом заработать себе репутацию, приобрести известность. В таком случае все больше людей будут обращаться за помощью именно к нему.

- Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать адвокат? Что для вас означает «успешный адвокат»? Не кажется ли вам, что сегодня данный статус приобрел двоякий смысл?

- Для меня понятие успешности в адвокатуре - это достижение положительных результатов по делам доверителей и, соответственно, благополучное отстаивание интересов и полная защита их прав и свобод. Не вижу здесь какой-либо двоякости.
Профессиональные и личностные качества, чтобы стать успешным? В первую очередь, нужно обладать определенным набором профессиональных знаний, разбираться в законодательстве, постоянно отслеживая последние изменения в нем.
Говоря о личностных качествах, следует упомянуть о коммуникабельности, целеустремленности, настойчивости, умении быстро реагировать, надежности и исполнительности.

- В чем, по вашему мнению, заключаются достоинства и недостатки профессии? Насколько она опасна и психологически трудна? Позволяете ли вы себе эмоционально вовлекаться в дело?

- В своей профессии я вижу лишь достоинства, а если бы видел недостатки, то не избрал бы этот путь. Осуществляя защиту прав, отстаивая интересы доверителя, ты поневоле эмоционально погружаешься в дело, где главное - способность управлять собой. Для чего должна быть выстроена здравая система собственных ценностей, которой нужно следовать. Погрузившись слишком глубоко, человек может «выгореть».

- Обязан ли адвокат сообщить клиенту, что его дело бесперспективно? Существует ли некий кодекс этики, который регламентирует подобные случаи?

- Корпоративный акт, устанавливающий обязательные правила поведения при осуществлении своей деятельности - Кодекс профессиональной этики, принятый Всероссийским съездом адвокатов. В нем прописано, что мы не вправе давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения.

Относительно же «бесперспективности» прямого указания не существует. Но в ходе первоначальной консультации адвокат, изучая представленные документы, в беседе с доверителем необходимо проговорить все возможные пути разрешения сложившейся ситуации, в том числе и нежелательные для него. Сразу судить о «бесперспективности» дела не представляется возможным, поскольку его разрешение зависит от многих обстоятельств.

- Какова на самом деле роль защиты в уголовном процессе? Обеспечить подзащитному своего рода страховку?

- Главная задача - защита прав и законных интересов личности. В уголовном процессе адвокат должен сосредоточиться, главным образом, на правах доверителя, на защите от незаконного и необоснованного уголовного преследования, от возможного злоупотребления со стороны органов судопроизводства.

- Как относитесь к «всеядным» адвокатам, берущимся за любые дела - административные, хозяйственные, трудовые, уголовные...

- Говорить о «всеядности», как минимум некорректно. Есть коллеги, которые выбирают специализацию по «душе», сосредотачиваясь на определенной сфере: уголовном судопроизводстве, в делах по банкротству или об административных правонарушениях и т.д. А есть коллеги, которые не боятся брать дела по любым отраслям права. Если адвокат одинаково хорош и в уголовной, и гражданской сфере, то это еще одна возможность предоставить защиту как можно большему количеству граждан. В принципе, по определению каждый адвокат должен разбираться в любой сфере законодательного регламентирования, поскольку зачастую регулирование отношений подпадает одновременно под несколько отраслей права.

- Что вам интереснее - подготовка к процессу в тиши кабинета или публичное выступление?

- Без подготовки в тиши кабинета такого выступления не выйдет. Чтобы публика восприняла твои доводы, ты должен облачить свои мысли в точную и понятную форму, чего сделать без подготовки практически невозможно. Но если выбирать, то я предпочитаю выступление. Тот момент, когда видишь отклик в глазах людей, их заинтересованность, а порою - и одобрение твоих слов, бесценен. Важно, когда тебя понимают и смотрят в одном направлении с тобой.

- Ваше мнение о суде присяжных.

- Отмечу, что это нетипичный институт для российской действительности. На практике рассмотрение дел с участием присяжных заседателей не частое явление, особенно по сравнению с зарубежными странами (в частности, США). Вместе с этим я положительно оцениваю возможность рассмотрения дела судом присяжных, хотя и считаю, что необходимы определенные изменения для его успешного функционирования.

- В чем, на ваш взгляд, разница между европейским и российским адвокатом?

- Не стоит указывать разницу между правовыми семьями, существующими в странах Европы, или порядком приобретения статуса адвоката. В конечном итоге мы делаем одно дело - защищаем права граждан. А вот разница в отношении людей есть. Для европейцев обращение к адвокату носит «будничный» характер и к нему обращаются по любым вопросам, там давно существует такое понятие, как «семейный адвокат», в то время как мы только к этому идем. В России ситуация зачастую складывается следующим образом: порою люди хотят решить свои правовые проблемы собственными силами, и только когда ситуация осложняется - обращаются к нам.

- Победы приятны всем, а каково бывает в случае проигрыша дела?

- Каждый из нас всегда стремится к победе, но, к сожалению, бывают и поражения. Скажу так: без них не ощутишь вкус победы.
А в завершение хочу сказать, что главная победа в моей жизни - моя семья. Это она дает мне постоянное вдохновение и стремление к новым вершинам.


Блиц-опрос

- Ваш девиз в жизни?
- Никогда не сдаваться!

- Как реагируете на критику в свой адрес?
- Конструктивную воспринимаю, а остальную - не беру во внимание.

- Лучший совет, который вы получили в жизни.
- Верить в себя.

- Без чего не обошлись бы и дня?
- Без родных и близких мне людей.

- Кем из известных адвокатов вы восхищаетесь?
- Нашим земляком Федором Никифоровичем Плевако.

- Как избавляетесь от стресса?
- Спортом и работой по дому.

- Идеальный отдых для вас.
- Игра с внуками.

- Какими принципами в руководстве коллективом придерживаетесь?
- Быть человечным и справедливым, уметь не только слышать, но и слушать людей.

- Что значит для вас семья?
- Мой надежный тыл, мое спокойствие и умиротворенность.

Светлана ЯНОВА