Нас ждут Рахманинов и Пушкин

Нас ждут Рахманинов и Пушкин
Премьеры, интересные творческие идеи и классика, рождение звезд мирового масштаба - все это наш Театр оперы и балета, которому исполняется 85! О том, что ждет Башоперу на очередном этапе, рассказывает ее директор Александр Алексеев.


- Александр Леонидович, поздравляем с назначением! И хотелось бы узнать, с чего начнете новый сезон, будут ли изменения в планах?

- Все течет - все меняется. В этом году были одни планы, касающиеся новых постановок, но так случилось, что театр выиграл федеральный грант, следовательно, случилась корректировка. Ведь для любой постановки, чтобы случилось волшебство на сцене, нужен колоссальный процесс. Вершина айсберга - спектакль, который видит зритель, все наши сложности и трудности - в глубине. Но, так или иначе, стараемся наши векторы держать.

- Если вспомнить прошедший сезон, какие его самые значимые события?

5_садко.jpg

- Во-первых, грандиозная постановка «Садко». Мы, к слову, с нее начинаем сезон, покажем на родной сцене 5 и 6 сентября, а 12 - у нас показ оперы в Большом театре на исторической сцене. Это запланированное событие по инициативе главы Башкортостана Радия Хабирова. И мы ему благодарны, что уже третий спектакль едет в ГАБТ, напомню, это - «Аттила», «Дон Кихот» и сейчас «Садко».

Для нас это большая ответственность: таким образом мы представляем республику на федеральном уровне.

- И, нужно заметить, у театра много постановок, которые можно показать на российских сценах…

- Согласен. Недавно на родине Островского в Костроме (напомню, что вся культурная общественность отмечает в этом году 200-летие великого драматурга) мы представили оперу «Снегурочка». Правда, не в том виде, в котором зритель может увидеть спектакль у нас (на родной сцене он идет в очень красивых живописных декорациях). В Костроме он шел в формате опен-эйр, прямо на площади. И, опять же, подчеркну: Росконцерт и Министерство культуры России из всех возможных вариантов выбрали именно нашу «Снегурочку», чтобы в юбилей Островского прозвучала наша версия.

- Ожидаются ли новые масштабные творческие проекты?

2_аттила.jpg

-Пожалуй, самой ожидаемой постановкой станет балет «Рахманинов. Симфония. Жизнь». 2023 год юбилейный - 150 лет со дня рождения великого композитора. И постановка будет целиком и полностью продуктом Башоперы. Либретто написал наш главный художник Иван Складчиков, он же - художник-постановщик. Саму постановку осуществит заслуженный артист России Олег Габышев. Это спектакль, в котором описана жизнь Рахманинова, в том числе его дружба с Федором Шаляпиным. В постановку войдет сцена коронации Бориса из оперы «Борис Годунов». Музыка, естественно, Рахманинова с небольшими вкраплениями сочинений других композиторов. Прозвучат Вторая симфония, фрагмент из Всенощного бдения. Дирижировать, как и в «Садко», будет заслуженный артист Российской Федерации Феликс Павлович Коробов - главный дирижер Московского театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Это - наш хороший друг, уже не в первый раз мы с ним находимся в творческом союзе.

- Танцевать под произведения новатора Серебряного века - не простая задача…

- Видите ли, симфоническую музыку Рахманинова, превалирующую в спектакле, нужно переосмыслить в балетную. Мы много думали, кто из дирижеров мог бы виртуозно это осуществить. И наш выбор пал на Феликса Павловича, много и продуктивно работающего с концертной симфонической музыкой и в то же время являющегося прекрасным балетным дирижером. И синтез, думаю, должен здесь хорошо сработать. Рахманинов зазвучит немножко по-балетному...

- В чем нюансы?

- Когда ты играешь симфонию, мелодию, ты мысленно проживаешь ее. И тем более что это романтизм, поздний романтизм: где-то хочется мелодию играть чуть быстрее, где-то замедлить, где-то ускорить. А в балете так нельзя. Если на сцене пошло движение, то дирижер должен увидеть - будет мах, оборот, вращение, и нужно музыку подстроить так, чтобы артисту было под нее удобно танцевать.

- Кто задействован в постановке?

- Мы не делаем спектакли только на один состав, потому что балетная профессия - травмоопасная, впрочем, как и профессия вокалиста, артист вышел на улицу, глотнул холодного воздуха и все - бронхит, голосовые связки не смыкаются. Поэтому в постановках задействованы все наши ведущие артисты и солисты.

- В начале беседы вы упомянули выигранный грант. Как его реализуете?

- Осуществим постановку по мотивам балета Бориса Асафьева «Барышня-крестьянка». Спектакль приурочим к 225-летию Пушкина, которое будет отмечаться в следующем году. Проект уже давно задумали Ильмар Разинович Альмухаметов и Леонора Сафыевна Куватова. У нас есть «Бахчисарайский фонтан». Кстати, композитор в свое время посвятил 15 лет жизни, чтобы написать балеты по мотивам «Повестей Белкина» - «Выстрел», «Гробовщик», «Станционный смотритель»… И у нас появилась идея, что помимо «Бахчисарайского фонтана» должно быть еще что-то. Сейчас - «Барышня-крестьянка», потом, возможно, «Метель» и «Станционный смотритель». Балет покажем в декабре перед нашим юбилеем. Поставит его Андрей Меланьин - чудесный балетмейстер и музыкант. Кстати, балет очень редко ставят.

- Почему?

- В свое время посчитали, что музыка весьма скучна, и у Асафьева постановка в трех действиях. У нас же будет в двух, и помимо музыки Асафьева прозвучат произведения Шостаковича, Генделя и, возможно, Прокофьева, что оживит действо.

3_ДОНКИХОТ.jpg

- Добавит страсти, музыкальных красок?

- Не столько страсти, сколько юмора. То есть мы будем не только лирическую линию проводить, но и добавим пушкинского юмора.

- Интересная задумка! Будут ли новые оперные постановки?

- Опера до нынешнего момента была не обделена премьерами. Ежегодно у нас появлялись в репертуаре два-три спектакля, и за время сезона, бывает, мы не успевали какую-то из опер показать. Но планы есть. Пока не буду их раскрывать.

- Порадует ли зрителя интересными проектами хор?

- В сентябре мы выпустим даже не мюзикл, не музыкальную сказку, а настоящую оперу! Известный драматург и музыкант Владимир Аношкин написал либретто на основе русских и башкирских сказок. И в постановке одновременно будет тот самый Петушок, который периодически появляется в сказках. Главный герой встретится с птицами Хумай, Карокош, Самрау и др. Музыку написал петербургский композитор Рустам Сагдиев, работающий в Мариинском театре. Он - автор многих детских опер, пишет интересную музыку. Опера будет исполнена в большей степени силами хора.

- Уверена, постановка будет на высоком уровне, как и все, за что берется коллектив хора. К слову, вы продолжите им руководить?

- Надеюсь, на все сил хватит, и, главное, есть что делать. Знаете же знаменитую фразу Сальвадора Дали: «Не бойтесь совершенства. Вам все равно никогда его не достичь». Так что до идеала работать и работать.

- Как будете отмечать юбилей?

- Сезон открыли концертом «Гран-па башкирского балета», посвятив его трем корифеям, которым исполнилось бы в августе по сто лет. Это прославленные артисты - балерины Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, танцовщик Фаузи Саттаров. И дальше, возможно, будет серия концертов. Ведь 85 лет исполняется и оркестру, и хору, и оперной труппе… Хотелось бы отметить всех отдельно, но, возможно, будет один большой юбилейный концерт. Для него специально уже пишутся музыкальные сочинения, на концерте будет их премьера.

6_садко.jpg

- В театре, несомненно, звездный состав. Как, на ваш взгляд, рождаются непревзойденные мастера?

- Ответ простой. Безусловно, важен талант, но все равно первичен труд. И если посмотреть на все коллективы, то это - колоссальные трудяги и по большому счету люди, которые сами себя сделали.

- Что пожелаете артистам и зрителям?

- Артистам - неравнодушия, преданно и неустанно заниматься своим любимым делом, зрителю - чтобы он испытывал всю гамму эмоций, радовался, расстраивался, а после представления не сразу переключался на повседневные заботы, а подумал о чем-то важном. Искусство призвано уносить из бытия и в то же время давать пищу для размышлений. Это не что-то эфемерное, а тоже наша жизнь, просто эмоции утрированы, все чувства на разрыв! Спектакль - тоже наша жизнь, переданная языком музыки, танца, пластики.


Александр Алексеев окончил УГИИ имени Загира Исмагилова, где преподает с 2007 года. В 2014-2016 годах был дирижером Государственной академической хоровой капеллы республики, в 2015-м стал главным специалистом по развитию академического искусства Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова. В 2016 году назначен на должность главного хормейстера Башкирского театра оперы и балета. С 2022-го - музыкальный руководитель театра.

В 2022 году ему присвоено звание «Заслуженный артист Республики Башкортостан».

Лилия ЗИМИНА