Как рождался День города

Как рождался День города
Борис Ларионов - коренной уфимец, еще в школьные годы увлекся театром, окончил Уфимский институт искусств, стоял у истоков формирования городской культуры и рождения новой традиции - празднования Дня города. С ним наша беседа.

- Борис Андреевич, расскажите, как родилась идея нового праздника и как шла подготовка к первому Дню города в Уфе.

 - В 1990 году мэр Уфы Михаил Алексеевич Зайцев пригласил меня на должность начальника Управления культуры. То было интересное время: Россия осваивала мировое пространство, перенимала опыт Запада, внедряла у себя неизвестные прежде традиции во всех сферах - от экономики до культуры. Месяца через 3-4 после назначения мэр пригласил меня и говорит:

 - Теперь в моду входит дни города отмечать. Когда образовалась Уфа? На какую дату будем ориентироваться?
Я пожал плечами и честно ответил, что не знаю.

 - Займись! - скомандовал шеф, и я отправился выполнять задачу.

- В архив направились? Или обратились к историкам?

 - Очень помогли краеведы супруги Гудковы. Они, к примеру, выяснили, что день образования Уфы приходился на Пасху - то есть дата изначально была плавающая в календаре, и ей, видимо, как потом и в советский период, в обществе значения не придавали. Конечно, помогали профессионалы из Института истории языка и литературы. Обращались мы и к Раилю Гумеровичу Кузееву, вице-президенту нашей Академии наук. В результате более-менее ясная картина в нашем воображении сложилась.

 Честно скажу: для празднования рассматривалось несколько дат, но остановились все же на 12 июня, выбранном уже как День России - выходной по всей стране.

- С датой определились. Что было дальше? Кто писал сценарий праздника, выступал режиссером?

 - Фактуру собрали общими силами. Сценарием занимался я сам и мой помощник - Вадим Осипов, заведующий отделом ДХС - дома художественной самодеятельности. Был тогда в Уфе такой.
Само действо решили развернуть на площади перед Горсоветом, где и теперь проходят многие торжества. Сценарий выстраивался вокруг Уфимского кремля - то было впервые, конечно, в советские годы о нем никто не вспоминал. Однако изготовить макет давно сгоревшего кремля оказалось непростой задачей.

- Предполагаю. Ведь даже натурных снимков Уфимского кремля нет, лишь гравюры, созданные воображением неизвестных авторов. Да и 3D-принтеров у вас точно не было. Как разрешилась ситуация?

 - Вот по этим упомянутым вами гравюрам и воссоздавали холсты в Художественном фонде. Удовольствие, прямо скажу, оказалось не дешевым, но Зайцев не поскупился, он очень хотел, чтобы первый День города остался в истории Уфы ярким, заметным событием. Так оно и вышло.

- А что предполагало само действо? Приглашали ли звезд эстрады из Москвы?

 - Ключевым моментом стало обыгранное историческое событие: послы семи башкирских родов обращаются к Белому царю с просьбой о защите от набегов соседей - строительстве города-крепости. Театрализованное действо удалось очень зрелищным, привлекло внимание сотен уфимцев и получило добрые отклики. Но нам пришлось очень постараться: разрабатывали исторические костюмы и шили их в условиях жесточайшего дефицита - вспомните 90-е годы, прилавки магазинов опустошались в мгновение ока! Однако добыли необходимые материалы, и костюмы вышли просто роскошными. Да и концерт, составленный из шедевров башкирской и русской вокальной музыки, фольклорных номеров и современной эстрады, охватывал запросы всей публики.

 Звезды «сияли» все местные, тогда еще продюсерское ремесло не проявилось настолько, чтобы возить именитых артистов из Москвы и Питера. Но у нас всегда были свои достойные певцы и танцоры. Ансамбля «Мирас» публика еще не знала, но его создатель Геннадий Васильевич Анищенко, директор Дворца культуры УППО (Приборостроительного завода), ставил прекрасные танцевальные композиции, ездил по всей республике - собирал фольклорную основу для своих будущих танцев.

- В последующие годы та самая композиция с башкирскими послами, приехавшими к русскому царю, неоднократно воссоздавалась уже на территории Монумента Дружбы - по сути дела, у стен сгоревшего кремля. А что из программы первого Дня города потом больше не повторялось?

 - Первый праздник мы готовили для горожан, не думая о вип-персонах. Заранее объявили условия нескольких конкурсов. Например, совместно с Домом моделей (тогда он еще существовал на улице Свердлова, где сейчас одноименный рынок и кафе) провели состязание среди умеющих шить и вязать уфимок - «Своими руками» - по нескольким номинациям выбирали лучшие модели. Соревновались горожане и в домашней кулинарии. Помню, что победил уникальный рецепт вкуснейшего торта, приготовленного из домашних сухарей - остатков черного хлеба, по сути дела. Надо понимать, что время было дефицитное, о сегодняшнем изобилии на прилавках и не мечтали, хозяйки действовали по принципу - голь на выдумки хитра. Для детей тоже подготовили необычные занимательные конкурсы.

- И где они проходили? Насколько массовыми оказались?

 - На сцене у кинотеатра Гагарина (там теперь вроде ресторан) награждали победителей, а все конкурсные работы были выставлены напоказ для горожан и даже на дегустацию. Зрителей собралось очень много, поболеть друг за друга приходили семьями, соседи по дому и двору. Участвовали в конкурсах уфимцы всех возрастов и разных сословий - такого рода состязание проводилось впервые, и всем хотелось узнать, что в результате получится. Кстати сказать, накануне Дня города подвели итоги в ЖКХ: жители состязались за звания на лучший балкон, лучший двор, лучшую клумбу - подробности я уже и не помню.

- То были конкурсы для рукастых и домовитых, а для творческих натур - спеть или сплясать?

 - И такие, конечно же, тоже организовали. Конкурсы частушек, народных сказителей. Около планетария развернулся детский праздник со своими конкурсами. Всего же на площади Ленина одновременно «зажигали» четыре сцены - зрители едва успевали передвигаться от одного любопытного зрелища к другому.

- А призы?

 - Призы удивили и восхитили горожан! Благодаря спонсорам победители получали только-только появившуюся в России импортную бытовую технику - холодильники, телевизоры, пылесосы. Условия конкурса и перечень наград мы заранее опубликовали в прессе. А подготовку к 12 июня начали за 3-4 месяца. И едва успели - до последнего момента приходилось решать какие-то организационные неувязки. Но все здорово получилось! Мэр в итоге сказал спасибо и остался доволен нашей командной работой.

- Но кроме самих уфимцев были ли приглашенные гости?

 - Конечно! Во-первых, пригласили всех наших прославленных деятелей искусства: народного поэта Мустая Карима, народного художника Бориса Домашникова, заслуженного скульптора Николая Калинушкина, композитора Загира Исмагилова вроде не было, но от Союза композиторов, как и от всех творческих союзов республики, представители явились - по персоналиям не припомню. Михаил Алексеевич пригласил также мэров соседних городов - Челябинска, Оренбурга, Перми. Говорят, приезжали работники культуры из разных областей без всякого приглашения - все тогда только учились, в том числе и друг у друга. 17 делегаций вроде было. Приехал даже Минтимер Шаймиев - они с Муртазой Рахимовым не торопясь прошли по всем площадкам праздника. Все гости смотрели салют, был и торжественный прием - его устроили в ресторане «Россия».

- Большие праздники обычно не обходятся без курьезов. Помнится, как-то во время торжественного шествия по проспекту что-то случилось с лошадьми и наездниками?

 - Тут надо вспомнить легендарный марш парадов, который я до сих пор считаю самым интересным атрибутом городских праздников и даже мечтал бы его возродить. А конфуз случился еще при КПСС. В параде участвовали 120 всадников, включая конников из районов республики. Во главе колонны ехал прославленный генерал Шаймуратов под фонограмму известной песни о нем. И вдруг лошадь под ним упала, поскольку ее неправильно подковали без расчета на асфальт. Катастрофа! И тут конник из Абзелиловского района не растерялся: соскочил со своей лошади и передал ее «генералу» - тот запрыгнул и со словами «Алга!» рванул вперед. До сих пор не понимаю - как выдержало мое сердце. А приглашенные из Москвы на праздник работник ЦК и главный режиссер Театра Пушкина Гоголев потом у меня допытывались: «Как вам удалось добиться такой достоверности?..» И только Клара Габдрахмановна Тухватуллина реально оценила ситуацию и дала свою машину, чтобы меня отвезли домой - полдня приходил в себя.

- А в чем фишка марша парадов, чем он вам так дорог - как и когда он зародился?

 - В 1983 году я еще работал директором ДК «Юбилейный», а страна готовилась отметить 80-летие второго съезда РСДРП. А еще раньше, в конце 70-х годов, вышло постановление ЦК КПСС о повсеместной организации маршей народных духовых оркестров. И у нас такие марши проходили - от Дворца спорта до Горсовета шли районные колонны - трубачи, барабанщики, у памятника Ленину расходились «расческой». Всего в Уфе прошло 11 марш - парадов. Первый мы готовили с Владимиром Марковичем Ивановым, он выступал основным главным дирижером. Потом его сменили Владимир Сергеевич Гимерлейх и Владимир Сергеевич Головин, а последний дирижер, с кем мне довелось готовить выступление, был автор республиканского гимна Фарит Идрисов.
Но особо торжественно организовывали такие парады в латвийской столице - Риге. Первый секретарь Башкирского обкома Шакиров, побывав там, захотел нечто подобное организовать и в Уфе. Для изучения рижского опыта сформировали делегацию: кроме меня в нее вошли Владимир Гимерлейх, Владимир Соколов (заведующий секцией духовых оркестров ДХС), замминистра культуры Назип Василович Набиуллин.

 В Риге нас встретили, все рассказали и показали - масштабы организации нас поразили. Там марши проводились не для галочки - всем нравилось участвовать в этом великолепном шествии. Предусматривалось и возрастное деление - на школьников, студентов, работников предприятий и учреждений. Был создан специальный фонд, куда все предприятия и учреждения перечисляли энную сумму, в зависимости от отрасли и численности. Но никто не оставался внакладе - все учреждения получали потом бесплатно комплект партитуры.

Основной большой концерт проводился в Риге раз в 5 лет к очередной круглой дате основания Латвии - Праздник Песни, Музыки и Танца, оргкомитет готовил к нему новые композиции - настоящие шедевры. А в течение пятилетки проходили жанровые фестивали: один год - праздник песни, другой - духовых оркестров, третий - хоров, в четвертый год выступали вокальные группы, иллюзионисты, студии бальных танцев. Мы увидели в Риге грандиозное зрелище: 10 тысяч хоров, многотысячные оркестры, тысячи танцующих, плюс ликующие зрители. Какой-то феерический карнавал! Министром культуры Латвии был трубач и композитор (запамятовал фамилию), на профессиональном языке беседовавший с нашим Гимерлейхом. Кстати, все замы министра были от искусства: один режиссер театра, другой хоровик. Меня же отвели к заму, ведавшему организационными вопросами, - с удовольствием и с пользой для дела пообщались.

 У нас глаза горели, мы уже представляли, как в Уфе организуем нечто подобное. Вернувшись из командировки, сдали в обком партии отчет на 10 машинописных страницах. Но, к сожалению, он там и затерялся, не дойдя до Минкульта. Из тех командированных в живых остался я один. И по-прежнему надеюсь на возрождение замечательной традиции - марша духовых оркестров.

- Борис Андреевич, вы в самом деле в это верите? Ушла целая эпоха, а с ней и былые традиции, включая праздники…

 - Не согласен! Речь не о конкретном празднике, а о классической музыкальной культуре, ее пропаганде и передаче последующим поколениям. Марши духовых оркестров - не изобретение большевиков, а мировой опыт цивилизации. В нашей стране впервые после Октябрьской революции к нему обратились в тяжелые годы войны для поднятия боевого духа не только на фронте, но и в тылу. В 1945 году состоялся грандиозный Парад Победы на Красной площади, где маршем прошли и духовые оркестры. И когда в «годы застоя» власть ощутила перемены в настроениях людей, снижение градуса патриотизма - вышло постановление ЦК партии, о котором я уже упоминал.

- Тогда речь о политике? Или все же о культуре?

 - Разумеется, о культуре! Ответьте мне: вы школьный хор посещали?

- Конечно. Все ходили…

 - Вот именно! И уроки музыки, и занятия в школьном хоре - хорошая культурная прививка. Поэтому все знали и с удовольствием исполняли хором достаточно обширный репертуар песен о родине, о молодежи, о наших героях. А теперь хоры остались только в музыкальных школах, куда ходят далеко не все школьники.

 - Борис Андреевич, хотела еще про салюты спросить. Как первый раз организовывали фейерверк на День города? У нас ведь до сих пор приглашают сторонних специалистов, почему-то не сумели у себя организовать в принципе нехитрое дело…

 - Не то что не сумели, скорее, не захотели, посчитали, наверное, невыгодным. А я предлагал. В Стерлитамаке тогда еще работал Пороховой завод, на его базе развернуть выпуск фейерверков было бы несложно. Но энтузиастов не нашлось.

 На первый День города у нас работали пиротехники из Челябинска - салют получился красивый. И горожанам, и начальству понравилось.

- С салютами случались разные казусы. Иногда им мешал дождь, а бывало, что из-за раннего старта в сумерках ожидаемого эффекта не получалось - помните такое?

 - Еще бы! Меня даже грозились с работы уволить, то было уже после Зайцева при другом руководстве. Желая, видимо, угодить президенту республики, мне дали команду запускать салют. Я пытался возражать, но последовало категоричное требование салютовать. В результате вышел пшик. Раздалась новая команда - остановить до темноты. А потом еще и дождь хлынул. События те развивались уже не на площади перед Горсоветом, а на набережной у Монумента Дружбы. Ситуацию буквально спас хороший человек - заместитель начальника Бельского пароходства, к сожалению, не помню его фамилии. В тот раз проводился парад судов на пристани силами пароходства, а на каждом корабле предусмотрены пороховые пушки на случай ЧП. Оценив складывающуюся картину - когда приглашенные пиротехники исчерпали свой арсенал из-за наших сумасбродных команд, руководитель пароходства распорядился пальнуть со всех судов - получилось здорово!

- А как-то вы еще на праздник организовывали яхту «Алые паруса» по Грину? Расскажите!

 - То была еще одна наша авантюрная затея в рамках парада судов. Был такой художественный руководитель с завода «Гидравлика» Юрий Бычков, который все умел. Идею сказочной шхуны «Алые паруса» как символ будущего Уфы предложил Владимир Сергеевич Гимерлейх, а соорудить ее поручили как раз Бычкову. Сделать-то ее сделали, а установить решили на крыше остановочного киоска. И вот за 2 дня до праздника ночью звонит мне Бычков:

 - Весь выплаченный аванс возвращаю. Установить шхуну не удается - ветер сильнейший, высокая парусность не позволяет, - оправдывается Юрий.

 И тут я ему говорю:

 - Меня уволят, а я тебя застрелю, потому что мне нечем будет кормить своих детей, - на полном серьезе сообщил я в трубку.

 - Понял, - последовал ответ…

 После двух ночей мучений рабочим все же удалось шхуну на киоске установить, сделав дырки в парусах, - никто их все равно не видел, а парусность заметно снизилась.

- Борис Андреевич, вам выпало счастье радовать уфимцев праздниками на улицах и площадях, ставить концерты к большим датам, проводить фестивали и конкурсы среди детей и молодежи - о чем вы сегодня вспоминаете с особой теплотой?

 - Вспоминается многое. Благодарен судьбе за сотрудничество с замечательными мастерами, преданными искусству и родному городу. Я уже упоминал создателя ныне легендарного ансамбля «Мирас» Геннадия Анищенко. Он был настоящим фанатом - ездил по отдаленным башкирским деревням и просил местных жителей сплясать, рассказать о народных обрядах - все впитывал и записывал, а потом ставил великолепные танцевальные композиции. Мало кто знает, что Анищенко консультировал самого Игоря Моисеева, когда тот ставил свой очередной шедевр - «Половецкие пляски». Геннадий Васильевич искрился на репетициях, выкладывался на сцене наравне с молодыми, не замечая часов, и сгорел на любимой работе.

 После него «Мирас» возглавил другой замечательный балетмейстер Валерий Геннадьевич Степанов, тоже рано ушедший из жизни, оставив большое творческое наследие. И мне хотелось бы сохранить их имена в истории Уфы - оба достойны увековечивания, почему бы улицам в новых микрорайонах не дать их фамилии? Было бы справедливо…

Галина ИШМУХАМЕТОВА