Артур Назиуллин: музыка меняет в нас молекулы

Артур Назиуллин: музыка меняет в нас молекулы
Главный оркестр республики переименован в Государственный академический симфонический оркестр РБ. Новый статус, победа в трех номинациях в престижной Большой оркестровой премии «440 Герц», открытие виртуального концертного зала, выступления на самых знаменитых сценах России - это заслуга творческого коллектива, который последние пять лет возглавляет народный артист Башкортостана Артур Назиуллин. О секретах успеха, музыкальных пристрастиях и многом другом он рассказал в интервью.

- Что дает новый статус?

- Пять лет назад я по приглашению Министерства культуры вернулся на родину и возглавил коллектив, который сразу стал называть «госоркестром». В России около 30 академических симфонических оркестров, но отдельных юридических лиц со статусом «государственный академический» всего три. Мы стали четвертыми. Это, конечно же, уважение и признание, особый статус - оценка нашей работы. Я рад, что за время моей службы в Уфе удалось создать команду, с которой не страшно идти в разведку и достигать успеха в нашей культурной среде. Это отмечаю не только я, но и мои коллеги как в нашей республике, так и в других регионах и федеральном центре: у нас есть гастроли, ангажементы, с нами сотрудничают ведущие учреждения культуры и музыканты России и мира. Результатом работы и стало присвоение нового статуса, но мы еще не достигли такой планки, чтобы почивать на лаврах. Будем идти дальше и радовать наших уважаемых слушателей новыми программами, развиваться и открывать двери новых концертных залов.

- Большая оркестровая премия, победа в трех номинациях…

- «440 Герц» - проект Президентского фонда культурных инициатив, напрямую связанный с виртуальной трансляцией. 35 симфонических оркестров России подали заявки на ее получение. География - от Мурманска до Якутска: федеральные и региональные филармонические оркестры. Для нас было честью получить такое большое количество наград. Мы одержали победу в номинации «Открытие» за исполнение Симфонии № 8 Антона Брукнера. Здесь хотел бы немного объяснить. Есть ряд произведений, за которые берутся далеко не все оркестры. Симфонии Густава Малера в Уфе начали исполнять только мы, и безмерно приятно и по-своему уникально, что оркестр и наша дорогая публика так любят симфонии Антона Брукнера и Густава Малера, которые теперь часто играем.

- Вернемся к истокам. Вы из музыкальной семьи. Обычно дети предсказуемо идут по стопам родителей. А могло ли быть иначе?

- Что знает ребенок в пять лет? Что ему может нравиться, а что нет? Для него все в жизни происходит впервые. Поэтому благодарен маме, которая привела меня в музыкальную школу № 1. И благодарен, что мне не дали право выбора на тот момент. Привели и сказали: «Вот тебе инструмент, а это твой педагог. Садись и занимайся».

- И это был кларнет?

- Первый мой инструмент - виолончель. А когда пошел в первый класс спецмузыкальной школы (сейчас колледж) и меня спросили, на каком инструменте хочу обучаться, на выбор повлияло то, что отец тогда играл в оркестре ансамбля Файзи Гаскарова на кларнете. А еще размер и удобство самого инструмента.

- Считается, что для гармоничного развития ребенок должен получить основы музыкального образования. И если даже в будущем он не станет исполнителем, то наверняка научится разбираться в этом виде искусства.

- Согласен с большинством не только я, но и известные ученые. Например, Татьяна Черниговская говорит: неважно, станешь ли ты в будущем Спиваковым или Мацуевым, важно, что начал заниматься музыкой. Это способствует развитию нейронных связей в головном мозге. Каждый ребенок обязательно должен заниматься в музыкальной школе, а станет он великим музыкантом или выберет для себя другую профессию в жизни - не столь важно. Главное - приобщиться к искусству и развить себя как личность, что может рассматриваться как тренинг: необходимо соединить две руки - одна делает одно, вторая - другое, нога - третье (когда мы играем на рояле). Духовой инструмент - еще труднее: ты должен соединить две руки, рот, язык и еще и дышать при этом. Тут целая система - твой мозг как суперкомпьютер.

- Какие виды искусства вам близки, как часто, например, бываете в Театре оперы и балета?

- Мне интересно все, что происходит в мире культуры. Хожу и в наш театр, и в другие, и не только в Уфе, но и во время поездок по другим городам. Стараюсь посещать и смотреть все, познавать не только потому, что мне интересно с точки зрения художественной, а почерпнуть что-то полезное у коллег или отметить, чего у них нет, но есть у нас.

- Богатый внутренний мир… Насколько он важен для исполнителя?

- Черпаю вдохновение от всего, что меня окружает, это не только литература, кино, изобразительное искусство, хореография или музыка, а все в комплексе. Людям надо интересоваться всем и разным. Например, я углубленно вошел в должность руководителя еще до переезда в Уфу, когда появился Фонд Владимира Спивакова, которым руковожу до сих пор, а до него возник Фонд культурных инициатив имени Исаака Дунаевского в Москве, где президентом был его сын, легендарный композитор Максим Дунаевский, а я был артистическим директором. Новая информация - очень интересная, она другая, не совсем музыкальная. То есть такая деятельность, в которую погружаешься глубоко и начинаешь разбираться. То же самое, когда я приехал в Уфу. Да, был уже большой административный опыт, но государственное учреждение - несколько другое, чем работа в Фонде и соприкосновение с разными органами власти. Дальше уже решаешь: нужна тебе эта новая информация или нет. А тем, кто просто варится в своем соку, советую выходить за рамки, везде ходить, все смотреть, а потом выбирать из этого «винегрета» то, что ближе.

- А что все-таки стало причиной возвращения в Уфу?

- Мы получали гранты президента России, когда только появился Фонд Спивакова: на крупные годовые проекты с серьезным финансированием с социальной работой, с поддержкой талантливых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, с гастролями не только по Башкортостану, но и по России. Мой бэкграунд и опыт системной работы, вероятно, и стали причиной приглашения на должность генерального директора оркестра.

- Для вас каждый концерт - событие. А какой самый запоминающийся?

- Выступаю и по сей день. Мне посчастливилось стать играющим руководителем. Если бы сложил кларнет и «повесил костюм на спинку стула» - это было бы самым страшным преступлением в моей жизни. Самое запомнившееся выступление не могу назвать, потому что каждый концерт: и в Давлеканово, и в Уфе, Москве, Берлине или Нью-Йорке - уникален по-своему.

 У нас, классических музыкантов, нет какого-то особого подразделения внутри, где ты играешь: мы одинаково ответственно подходим к каждому концерту. Потому что, в отличие от исполнителей эстрадного направления - нечем «прикрыться»: нет ни «плюса», ни «минуса», я имею в виду, когда звук идет, а ты можешь сделать вид, что поешь и при этом красиво двигаешься. У нас искусство происходит здесь и сейчас. Поэтому помню каждый свой концерт!

- Есть ли у вас приоритеты? Вы часто выступаете с другими коллективами…

- Казалось бы, у меня есть возможность играть с оркестром хоть каждый день. Но, во-первых, этим не злоупотребляю. Меня часто спрашивают, почему так редко играю со своим коллективом. Да, делаю это крайне мало. В моем графике до того, как приехал в Башкортостан, было около 80 концертов в сезон, сейчас как солист со своим оркестром выступаю раз семь в год, но, безусловно, есть много предложений выступить с разными коллективами в нашей стране и не только. С Денисом Мацуевым за сентябрь - октябрь сыграли концерты в рамках его фестиваля в четырех регионах России. Делю с административными обязанностями, пока получается. Ведь профессиональные музыканты очень востребованы - сегодня они в одной точке планеты, завтра в другой. В чем, я считаю, и заключается профессионализм. Это уже определенного рода работа и высокое искусство - интеллектуальное душевное переживание, но и труд тоже - ты выходишь на сцену и публике совершенно безразлично, что ощущаешь внутри - трагедия у тебя в жизни или радость.

- Вы чувствуете настроение публики?

- Всегда. Своего рода роман, обмен энергетикой… Публика чувствует солиста. Бывают такие концерты, правда, у меня такого не было, но я точно могу сказать, когда зритель не принимает его. В моей работе как руководителя был случай, когда пригласил одного артиста в Уфу солировать с оркестром. Это было давно и получилось так, что зал, притом что исполнение было блистательно, не воспринимал его. Есть магия и химия со зрительным залом. Поэтому каждый раз покоряешь его как сердце дамы.

- Какие произведения любит кларнет?

- К сожалению, у кларнетистов небольшой репертуар по сравнению с пианистами, хотя, безусловно, есть произведения, являющиеся шедеврами мировой музыки. Кларнет - один из наиболее ярких солирующих духовых инструментов, где все зависит от исполнителя. Он может сделать транскрипции тех или иных скрипичных произведений. Да, это не просто - надо обладать определенными и виртуозностью и мастерством, но такое возможно. Расширение репертуара - основная наша работа как солирующих музыкантов.

- Пишут ли композиторы специально для кларнета?

- Да, что очень приятно. Дмитрий Крюков сейчас посвятил мне очень интересный концерт, который буду играть с удовольствием не только в Башкортостане со своим оркестром, но и на гастролях. Яркая музыка, производящая впечатление на публику.

- Есть любимые композиторы?

- На мой взгляд, вся классическая музыка потрясающая, и выделить какого-то особого автора, я думаю, будет некорректно. Я рад, что имею возможность слушать и исполнять музыку разных композиторов и эпох. Это огромное счастье.

- 2023 год был посвящен юбилею великого русского композитора Рахманинова. Оркестр презентовал V Зимний фестиваль…

- Фестиваль прошел на высочайшем уровне: на открытие мы пригласили блистательного пианиста Александра Гиндина. Второй концерт прошел с участием нашего земляка, народного артиста России, профессора Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных, пианиста Владимира Овчинникова. Солистами третьего и четвертого концерта стали лауреат конкурса Чайковского Станислав Корчагин, знаменитый пианист Филипп Копачевский и заслуженная артистка РБ Шаура Сагитова. Всего за время проведения фестиваля были исполнены четыре фортепианных концерта Рахманинова, три симфонии, Рапсодия на тему Паганини и симфонические танцы - это огромный пласт творчества композитора. Очень рад, что в Уфе звучат его великие произведения.

- Как появился виртуальный концертный зал?

- В период пандемии мы стали одним из немногих учреждений, которое фактически не прерывало работу, а ушло в онлайн. Чуть позже начали работать при загрузке зала в 30 %, в тот период действовали ограничения по посещаемости. В конце мая мы уже вышли на работу с дистанцией полтора метра друг от друга и давали концерты чуть ли не единственные в стране. Вот с того момента как раз началась наша концертная жизнь в виртуальном пространстве, когда мы делали запись и транслировали либо на телевидении, либо в интернете.

 Месяц назад мы презентовали в Уфе виртуальный концертный зал оркестра с новым оборудованием, с прекрасными камерами и микрофонами, подходящими для записи симфонических оркестров и классической музыки. Многие регионы России подключаются к нашим трансляциям и потом пишут, потому что мы все стали одной семьей. Любой человек в любой точке планеты может подключиться и увидеть прекрасные достижения высокой академической культуры и порадоваться, что они есть не только в столицах, но и в регионе, в Уфе. На мой взгляд, это важно для позиционирования культуры Башкортостана во всем мире.

- У вас много интересных идей, например, открыть сквер симфонической музыки.

- Действительно, у нас есть определенные планы к 450-летию Уфы, и наш проект - естественное желание принять участие в ее благоустройстве. Как коренной уфимец, могу сказать, что город таким никогда еще не был: начал приобретать столичный лоск. Приятно видеть изменения. А так как мы находимся в самом центре - в концертном зале «Башкортостан» - и рядом есть небольшая аллея на улице Кирова, вышли с инициативой к мэру Ратмиру Рафиловичу Мавлиеву сделать здесь «Сквер симфонической музыки», так как Государственный академический симфонический оркестр Башкортостана неразрывен с Уфой. Есть задумка простую пешеходную зону превратить в сквер симфонической музыки, где будут выставлены фотографии музыкантов с гастролей, из разных концертных залов. На мой взгляд, такого еще не было нигде. Может быть, придумаем что-то с куницей, которая будет играть на скрипке, на кларнете или на виолончели. Ведь благоустройство - часть культуры, а мы с ней неразрывны.

- Как любите проводить свободное время? Есть ли у вас оно вообще?

- Как и любой человек не могу работать 23 часа в сутки, работаю всего 24! Руководитель (они меня поймут), даже когда спит, отвечает за свое учреждение. Не умею переключаться полностью - всегда на связи, всегда нахожусь в мыслях об оркестре. К работе не отношусь как к рутине. Это моя жизнь, сам выбрал такой путь… Единственное переключение, которое необходимо, когда есть свободная минутка, взять инструмент и позаниматься. Негативные моменты в трудные дни за секунду уходят.

- Каким вы видите академический оркестр через пять лет?

- Надеюсь, что все, что мы начали, будет и дальше развиваться, а созданная нами основа продолжит традиции прекрасных событий, успешных гастролей и концертов ярких солистов - всего того, что является наивысшим искусством, рождающим в сердцах людей истинную красоту. Музыка меняет в нас молекулы. Мы лечим умы и души, музыканты - врачи человеческих душ. И через 5 или 500 лет, я думаю, они также будут продолжать играть произведения великих авторов.

Инна СЕЛИВАНОВА