Актерская династия Мударисовых

Актерская династия Мударисовых
«Я человек счастливый. Сам еще молод, а дети уже взрослые. Дочери, как и я, выбрали сцену. В жизни было много чего, но в итоге есть любовь и крепкая семья», - говорит Рушат Мударисов, актер Уфимского татарского театра «Нур», народный артист Башкирии, заслуженный артист Татарстана. А еще - глава большого творческого семейства: все три его дочери нашли свою дорогу в искусстве.

- Рушат Салихович, вы сознательно готовили детей к служению музам?

- Думаю, этот путь им был уготован по факту рождения у такого отца (смеется). Если серьезно, все мои дочери с младенчества - творческие личности. Алина впервые вышла на сцену в три года в легендарной «Осени», которую поставил у нас в театре главреж Камаловского Фарид Бикчантаев. Попала в спектакль случайно, её долго уговаривали выйти на большую сцену, но в результате всё получилось: актеры похвалили, зрители одарили аплодисментами. Она поступила в Казанское училище искусств, поработала в Альметьевском театре, затем перешла в Камаловский, в Казани окончила институт искусств.

Раушания с детства интересовалась боевыми искусствами, но выбрала танец, окончила хореографический колледж в Уфе, уехала в Ижевск, танцует в Удмуртском ансамбле народного танца «Италмас», окончила институт искусств, вышла замуж, растит сына. На моем 35-летии в театре она порадовала гостей своим мастерством, причем не только в танце, но и в боевых искусствах. Джамиля играла на сцене «Нура», в спектакле «Белое платье моей матери», были роли и в Башдраме. И тоже подхватила театральный вирус, поступила в студию Константина Хабенского. А недавно снялась в одной из центральных ролей в фильме «Помилование» по повести Мустая Карима. Считаю, что справилась. Мы хотели, чтобы младшая училась в Уфе, в крайнем случае в Казани. Она наотрез: точно, как в «Трех сестрах» «В Москву! В Москву!». В августе Джамиля прошла отбор в Московскую театральную школу Олега Табакова.

- Сами же вы верны Уфе: окончили институт искусств и вот уже 30 лет служите в «Нуре»…

- Да, меня приглашали учиться в Казань, но я отказался: Уфу-то толком не знал, а тут ещё за 500 км куда-то ехать… Все наши, кто уехал, там остались. Потом анализировал: может, и надо было попытать счастья? Но чтобы жалеть - нет.

К тому же в Уфе нашел свою вторую половину. Когда мы с Луизой поженились, нам было всего по 19… На дворе - начало 90-х, развал страны, разгул криминала, незнакомые реалии… Но я рад, что рано женился. Жизнь была полна соблазнов, жутко вспомнить, по какой дороге мог пойти… Обошлось… Во многом благодаря семье, отцовским обязанностям.

- Тепло вспоминаете те годы?

- Как ни странно, да. Были нищета, дефицит, но жизнь кипела. Пока у театра не было здания, работали по сельским клубам. Потом отстроились, работали в малом зале, позже открыли большой. Как перерыв в репетиции - все собираемся, раскладываем, кто что принес, вместе чай пьем. На гастролях тоже что-то придумывали, выезжали на шашлыки, делились новостями, проблемами.

Сейчас не так: общения мало, корпоративы отменили, очень все формально… Молодежь в гаджетах, каждый сам по себе… Зато у иных самомнение зашкаливает: «Я окончил с красным дипломом, значит, талант и гений». Не хочется менторствовать. Ладно, есть Савия-апа Сираева, она умеет поставить зарвавшихся на место.

- Вам сразу стали давать хорошие роли?

- У нас были очень хорошие спектакли, билеты раскупали на 2-3 месяца вперед. Это в первую очередь национальная классика: «Одинокая» Т. Миннуллина, «Три аршина земли» А. Гилязева, «Банкрот» Г. Камала, «Ак калфак» и «Галиябану» М. Файзи, «Зулейха» и «Осень» Г. Исхаки, другие. Постановки имели шумный успех. Но я же не кроткого нрава, мог и режиссеру высказать. Иногда расплачивался творческим простоем. Но не таил обиду - ждал, терпел.
Хотя, если человек, особенно творческий, сидит без работы, он скатывается в апатию. Если мозги работают в одном направлении, можно с ума сойти. И я менял род занятий. Организовал сервис, небольшую строительную фирму. И сам работал, все больше по ночам - днем был занят в театре. Была цель: зарабатывать, поднимать детей. К 10 утра приходил домой, бежал на репетицию, а вечером - спектакль. Но зрителю-то какое дело до моих забот и моей усталости? Должен был выкладываться!

- Театр, бизнес, семья… Как все успевали?

- А я и не успевал. Детей почти не видел, спасибо супруге, они полностью были на ней, она заложила им крепкий фундамент. При этом у нас, как в любой семье, бывало разное, доходило и до развода, но было понимание, что семью надо сохранить.

- Сегодня на актерскую долю жаловаться грех?

- Пожалуй… Занят в 10 спектаклях текущего репертуара, всего за 30 лет их накопилось более 40. В прошлом году выпустили три спектакля, я задействован в двух из них. В недавней премьере - «В ночь лунного затмения» по Мустаю Кариму играю роль Дервиша.
Чувствуется, что народ любит театр, особенно это видишь в районах - там люди более открытые и непосредственные. В сельских клубах, ДК у нас всегда аншлаги.

- А в Уфе?

- А в Уфе, к сожалению, приходится вступать в нездоровую конкуренцию с залетными представителями национальной эстрады… Конечно, мы не конкуренты, но зритель-то один, а карман у него не бездонный… Если бы все гастролеры работали добросовестно, выдавали качественный продукт - кто бы возражал! Но уровень многих, как говорится, ниже плинтуса! При этом цены на билеты - о-го-го! А мы не можем себе этого позволить: мы работаем с полной отдачей, но совсем за другие деньги, при этом иногда для половины зала. Мне как актеру это обидно. Но до этого почему-то никому нет дела! В то время как, уверен, Минкульт должен оценивать уровень гастролеров, отсеивать низкопробных.

- Сегодня Алина работает в более статусном театре. Как отца вас, безусловно, это радует. А как у актёра есть творческая ревность?

- Какая ревность? Только отцовская гордость! Попасть в труппу Камаловского - большая удача, и мы с женой очень рады за Алину. Она плотно занята в репертуаре. К тому же в театре нашла свой Алмаз (смеётся). Мой зять Алмаз Гараев - один из ведущих актёров труппы, хороший муж и заботливый отец. Мы уже дожили до прекрасных времён, когда дети помогают нам. Когда я строил загородный дом, Алмаз был на стройке прорабом, провёл там не один отпуск. А недавно дети узнали, что у нас «полетел» холодильник - и прислали нам в подарок! Трогательно до слез…

Раушание тоже повезло с мужем. Марат - серьезный, ответственный человек, имеет свой бизнес. Девочки подарили нам прекрасных внуков. Сыну Раушании Эмилю - год, как и младшей дочери Алины и Алмаза Зулейхе.




Старшей Зубайде - семь. Алина уже вывела обеих на сцену. Правда, младшая пока «играет» на руках у мамы. К слову, дочь почти не сидела в декрете: в Камаловском такая корпоративная культура - всей труппой помогать нянчить детей.

- В этом году отчий дом покинула Джамиля. Серьезный конкурс выдержала в школу Табакова?

 - Отбор был очень строгий, из 5 тысяч человек прошли 25. Дочь долго и упорно шла к этой цели. В студии «ХАХАЧУ» пропадала с утра до ночи, мы с женой даже переживать за неё начали. Говорю: «Кызым, в театре так много не работают…». Но были рады за неё: дети много ездили по стране, были даже в Китае. Мы за 30 лет в театре столько не видели.

Важно, что Джамиля поступила на бюджет. А то ведь Москва дорогой город. Зашел в обычное кафе рядом с общежитием, взял какой-то пирожок и чай. На кассе: «С вас 800». Я обалдел, но за мной народ стоит, неудобно. Заплатил. А про себя подумал - впредь буду осмотрительнее (смеется). Так что после Москвы в Уфе очень даже можно жить.

Хотя на одну актерскую зарплату было бы туго, и это общая проблема провинциальных театров. А ведь актер не вправе быть нищим, он должен позволить себе ездить в другие города и театры, смотреть постановки, чтобы расти профессионально.

- Но на выступления дочерей, конечно, ездите?

- На самые важные стараемся выбираться. Благо, Казань и Ижевск близко, удобно на машине. А вот в Москву не наездишься, пусть Джамиля теперь сама приезжает по студенческому тарифу (смеется). В ноябре, Алла бирса, увидимся: «Нур» везет в столицу два спектакля.

- Коллеги и близкие знают вас как отзывчивого и надежного друга. А супруга сетует, что вы даже не отключаете на ночь телефон - вдруг кому понадобится помощь…

- Всегда рад помочь друзьям, и вокруг меня много хороших людей. Вот нынче летом закончил строить дом в Кушнаренковском районе. В соседях - артисты, певцы - Марат Шайбаков, Фадис Ганиев, другие «веселые ребята». Помогаем друг другу, по вечерам собираемся: бэлиш, баян, гармошка, песни. Верно говорят: сначала выбирай соседа, потом строй дом.

- Дом построили, дерево посадили, и наверняка не одно. А что касается сына?

- Наш долгожданный сын Бахтияр только в пятом классе, и еще не определился с профессией. Но он уже тоже вышел на большую сцену - играет со мной в спектакле «Фатима», был с нами на гастролях в Москве, Казани, Чечне, Чебоксарах. Играет с удовольствием, но, похоже, не рассматривает на будущее карьеру актера - нацелен туда, где побольше денег: нефтянка, прочее. Так что, к счастью или нет, по мужской линии актерская династия вряд ли продолжится.

Светлана НИКОЛАЕВА