Молодая луна против рабства духа

Молодая луна против рабства духа
Декабрь 2023-го ознаменовался важной датой: 14 декабря Башкирский академический театр оперы и балета отметил свое 85-летие премьерой возрожденной оперы Салавата Низаметдинова по драме Мустая Карима «В ночь лунного затмения» - что стало заметным событием в культурной жизни Уфы и Башкортостана.

Открывая юбилейный сезон гала-концертом «Гран-па башкирского балета», составленным из сольных партий популярных спектаклей, труппа Башоперы постаралась напомнить зрителям легендарные имена, стоявшие у истоков Аксаковского дома, и тех, кто в последующие десятилетия щедрыми горстями таланта формировал культурный код региона. С экрана, установленного на сцене, в зал всматривались великие артисты, композиторы, режиссеры: в захватывающем прыжке за 85 лет сотворен один лучших театров России, признанный сегодня во всем мире. Спасибо, вспомнили композиторов Льва Степанова, Загира Исмагилова, хореографов Нину Анисимову, Халяфа Сафиуллина, Шамиля Терегулова и многих других достойнейших мастеров. А исполненные ведущими солистами номера (народные артисты Гульсина Мавлюкасова и Олег Шайбаков, заслуженные артисты Ирина Сапожникова и Сергей Бикбулатов) воспринимались эстафетой, мостиком из бессмертного прошлого в заманчивое и прекрасное будущее…



Довелось побывать и на спектакле «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» в честь 150-летия великого композитора. Художник-постановщик, выступивший и автором либретто Иван Складчиков сумел вплести в сюжет и дорогую для уфимцев страницу - Федора Шаляпина. Воплотил его на сцене заслуженный артист РФ, народный артист РБ Аскар Абдразаков, исполнив рахманиновские романсы «Сирень» и «Она, как полдень, хороша», - что обогатило постановку ярким звучанием, синергией балетной и оперной трупп, включая хор и всех задействованных артистов. Браво!

И вот под конец года еще одна ошеломительная премьера - «В ночь лунного затмения». Восстановленный по инициативе художественного руководителя Аскара Абдразакова спектакль был поставлен еще при жизни народного поэта и драматурга Мустая Карима в 1996 году, а через год его показали в Москве на Днях культуры Башкортостана. Отклики взыскательных музыкальных критиков превзошли все ожидания: композитор Салават Низаметдинов написал шедевр сродни самой драме Мустая Карима - так звучал лейтмотив рецензий.



И вот спустя 27 лет зрителю представили концертную версию оперы, а полноценный спектакль обещают показать 10-11 февраля 2024 года, ждать остается недолго. Авторы либретто - увы, безвременно ушедшие режиссер Рустэм Галеев и композитор Салават Низаметдинов. К обновленной постановке привлекли свежие силы: Ляйсан Сафаргулову, режиссера-постановщика, Алину Мустаеву, хореографа-постановщика, Екатерину Малинину, театрального художника из Санкт-Петербурга, Александра Алексеева, хормейстера-постановщика, Евгения Ганзбурга, художника по свету.

Назовем основных исполнителей: Танкабике - Любовь Буторина, заслуженная артистка РБ, Дервиш - Артур Каипкулов, народный артист РБ, Шафак - Лариса Ахметова, народная артистка РБ, Акъегет - Владимир Орфеев, заслуженный артист РБ, Зубаржат - Альфия Каримова, народная артистка РБ. Говорить о степени перевоплощения оперных солистов в тот или иной образ, наверное, рановато - случилась в определенном смысле проба пера, собственного диапазона и включение в диалог с партнерами, с оркестром. И это вышло замечательно!

Концертный вариант оперы погружает в поток музыки, когда хочется закрыть глаза и представлять сюжеты хорошо тебе известной драмы по ходу происходящих действий. У меня неожиданно возникло сравнение с оперой Мусоргского «Хованщина», на которую в Большой театр я уговорила пойти сына после напряженного учебного дня - три часа спектакля он дремал, а я тогда очень прониклась событиями Смутного времени, разворачивавшимися на сцене. «В ночь лунного затмения» отражает своего рода Смутное время башкирского народа: любящие сердца Акъегет и Зубаржат осмеливаются восстать против средневековых устоев, оспорить слово аксакалов рода. Хочу напомнить небольшой диалог из драмы Мустая Карима (перевод Я. Козловского):

Акъегет:
Сказал Акман, поэт вольнолюбивый,
Которому поныне поклоняюсь:
«Страшнее плена рабство в нас самих,
Невольники со временем исчезнут,
Но рабство духа будет долго жить».
Танкабике:
Не забывай, что род изгнал Акмана,
Акъегет:
Изгнать поэта можно, но не песню.
Теченье нашей жизни безупречно,
Гонитель - смертен,
Слово правды - вечно!

На мой взгляд, в этих строчках раскрывается замысел и мотивация Мустая Карима, а вслед за ним и Салавата Низаметдинова - победить рабство духа! Как же это актуально! Не только сегодня, а всегда. Стать личностью человек может только разобравшись с внутренним космосом души. У каждого при этом свой путь. Мустай Карим всматривался в небо, устремляя взгляд к звездам и ЛУНЕ - она особый магический персонаж во многих поэтических и прозаических его произведениях. Вот и в этой драме развязка случается в ночь лунного затмения. Но на заре встает МОЛОДАЯ ЛУНА, а с ней в народе должны пробудиться новые силы, как новые Акъегет и Зубаржат - любовь укрепила их дух, им не страшно отдать за свои глубокие чувства и убеждения даже жизнь…

Салават Низаметдинов вспоминал, как еще ребенком посмотрел постановку Башкирского академического театра драмы, где Дивану играл Шамиль Рахматуллин, а Танкабику - Гюлли Мубарякова, и пьеса запала ему в душу. А спустя годы незрячий самородок стал признанным композитором, одержал победу на Международном конкурсе в Праге, его симфонию «Разговор с Салаватом» отметили на Международном конкурсе в Чехословакии и Золотой медалью ВДНХ в Москве. Музыкальное сообщество Уфы увидело в нем большой композиторский талант, круг его общения и друзей с каждым днем ширился. И в середине 90-х годов близкий друг Салавата Низаметдинова, тогда еще директор Башоперы незабвенный Радик Гареев настоятельно советовал взяться за серьезную оперу, обратив взоры к творчеству Мустая Карима. Он и познакомил композитора «с великим поэтом и писателем современности - Мустафой Сафичем», как рассказывал Низаметдинов. Я уверена, что в жизни каждого из нас встречи и общение - главное, друзей и врагов судьба нам посылает не случайно - таковы ее уроки. И тройственный творческий союз Мустая Карима, Салавата Низаметдинова и Рустэма Галеева - подарок Небес культуре Башкортостана.



Пользуясь случаем, предлагаю читателям полистать записи из «Исповеди» Салавата Низаметдинова (записаны Викторией Симоновой, издательство «Инеш»), которые раскрывают и характер композитора, и атмосферу, в которой родилась великолепная опера.

«Когда я вернулся к произведениям Мустафы Сафича на новом витке своей жизни, мне многое подсказал сам Карим. В общении с ним я понял, что он блестяще знал мировую и отечественную литературу, акцентировал мое внимание на разных моментах - в частности, как нужно общаться с людьми. Он по-настоящему стремился мне помочь, учил меня как сына, как младшего коллегу, и всегда рекомендовал меня как хорошего композитора...

Мустай Карим открыл, показал мне дорогу в оперный театр и благословил на свершения. Он часто говорил о том, что работа над каждым произведением важна и значима, даже если это не совсем удачный опыт. Работа всегда идет в плюс, даже если получилось не очень удачно. Если же произведение состоялось, оно стоит всех неудач и перешагнет пределы республики и времени твоей жизни.

Я считаю главным уроком «Черных вод» осознание того, что я мало знаю про оперу и мне есть чему учиться. Надо читать литературу, изучать классику, работать и работать. Одновременно я понял, что у меня получится и когда-нибудь я смогу написать оперу…

Я нашел прекрасного друга - Валерия Игнатьевича Платонова. Он удивительной чуткости и доброты человек. Как много для меня сделал! Помощь его неоценима и совершенно бескорыстна. Он работал со мной вместе «не за страх, а за совесть», бесконечно редактируя и поправляя ноты. Он даже подсказывал моим секретарям графические моменты, что стало бесценным опытом и очень помогло в работе над следующей оперой - «Мементо». Он потратил на меня бездну времени, но благодаря ему я многое узнал - оперную терминологию, оперные приемы, а сколько я почерпнул от него о хоровой партитуре! Человек удивительный по отношению к людям, человек большой души и сердца…»

...Судьбе было угодно, что 14 декабря за дирижерским пультом в Башкирском академическом театре оперы и балета стоял маэстро Валерий Платонов, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана. После спектакля к дирижеру подошла дочь Мустая Карима и со словами благодарности обняла музыканта, подарившего зрителям незабываемые эмоции духовного очищения и счастья:

- Я помню, как отец сопереживал авторам постановки оперы и как был счастлив увидеть и услышать ее со сцены - то был триумф! А сегодня счастлива я. Многогранное творчество Мустая Карима остается современным и востребованным - классика живет вечно, - уверена Альфия Мустаевна.

Галина Ишмухаметова