От пионерских до президентских

От пионерских до президентских
Не встречала взрослого человека, кто не помнил бы Нового года из своего детства. Стоит завести разговор на эту тему, как дорогие сердцу сюжеты оживают перед глазами. И я - не исключение. Отчетливо помню, как выбирали с папой елку: на «старом базаре» напротив ЦУМа в обнесенном заборчиком уголке торговали хвойными деревьями. Украшение купленной елки - отдельная история: как доставалась из кладовки коробка с новогодними игрушками и мишурой, как с любовью и нежностью рассматривалась и протиралась салфеткой каждая, прежде чем занять место на ароматных ветках пихты…

Но речь в этот раз не о домашней елке, а общественных - городских праздниках, куда уфимская детвора попадала по билетикам. Возможно, у педантичных краеведов они есть в коллекциях, я же то изображение Деда Мороза со Снегурочкой на голубом фоне приглашения храню лишь в заархивированном файле своей памяти. Утренников устраивалось достаточно много: в каждом детсаду, школе, на предприятиях и в учреждениях. Ребенок попадал на 3-4 встречи с Дедом и его внучкой: по месту работы родителей, где кроме веселья с конкурсами и призами для самых активных, всем пришедшим вручался пакет со сладостями, а еще отраслевые профсоюзы выдавали приглашения на Городскую елку.



Для детей исторического центра праздники организовывались в нынешней филармонии на Гоголя (тогда там размещался Русский драмтеатр), а также во Дворце пионеров на Социалистической - ходила в младших классах на обе елки. Дед Мороз меня не особо впечатлял, любовалась Снегурочкой: выполнять ее роль несколько лет подряд доверяли одной и той же красивой белокурой девочке в кудряшках. После хороводов возле елки всех приглашали на спектакль - то были незатейливые, всем хорошо известные сказки, поставленные студийцами драмкружка. Довольные и разгоряченные дети гурьбой высыпали на широкое крыльцо и спешили к заветному окошку справа от центрального входа - там по отрывному корешку приглашения выдавали заветные подарки. Что в нем было? Непременно яблоко и пара мандаринок, плитка шоколада, разноцветные кругляшки или брусочки зефира и самые разные конфеты - от «Красной шапочки», «Трех медведей» до ирисок «Кис-кис». Не стирается из памяти и грустный эпизод: подарок в целлофановом пакете выскользнул из моих рук, и все содержимое рассыпалось по снегу - ловкие мальчишки бросились подбирать сладости, а я гордо развернулась и, утирая слезы, удалилась прочь…

А потом в Уфе построили Дворец спорта. И незабываемым стало первое новогоднее представление для детворы - сказка на льду. Кажется, это была импровизация по мотивам «Цветика-семицветика» Катаева. Сидя в зрительном зале, мы лишь наблюдали за грациозными выступлениями фигуристов, а так хотелось сорваться с места и включиться в театральное действо. Запомнилось, как посреди ледового поля Дед Мороз наколдовал и выросла елка - диковинная по тем временам штука, сродни нынешним спецэффектам киноиндустрии. Да и разноцветье от прожекторов, освещавших персонажей постановки, тоже придавало некое таинство всему происходящему. В фойе ледового дворца стояла обычная ель из леса, но она уже не манила к себе так, как синтетическая на льду…

Новогодняя документалистика

И вот спустя много лет я отправляюсь в Архивный отдел администрации Уфы на улице Ульяновых, желая найти следы тех праздников, что радовали юных уфимцев. Специалисты под руководством начальника отдела Ольги Владимировны Нечаевой всегда внимательны к нашим просьбам, но их арсенал весьма скромен и несравним с богатыми фондами Национального архива РБ, с которым мы тоже тесно сотрудничаем.

Очень хотелось обнаружить сценарии новогодних праздников, прочесть имена и фамилии ребят, задействованных в городских елках, - как дальше сложилась их судьба, остались ли они в родной Уфе? Но, увы, ничего такого творческо-постановочного в архивном отделе не нашлось. Пролистав папки документов за 70-90-е годы прошлого века, обнаружила лишь из года в год повторяющиеся постановления городских властей о подготовке к Новому году.

 Из постановления, датированного ноябрем 73-го, к примеру, узнаем, как устанавливалась главная на тот момент елка на Советской площади, а также в парках Матросова (нынешний им. Ленина) и Луначарского (теперь сад Аксакова). Первым делом в Кировском районе (как и во всех остальных районах) создавалась комиссия (перечисляются фамилии и должности), куда кроме чиновников входили и творческие люди, к примеру, главный художник театра Башоперы В.И. Плекунов. «Обязать всех руководителей предприятий и хозяйственных организаций, получивших задание по доставке, установке с оформлением Новогодней елки, выполнить все задания в срок. Срок окончания всех работ - не позднее 20 декабря 1973 года» - гласит документ.



В этом же постановлении в пункте 5-м сказано: «Обязать начальника райжилуправления тов. Шакирова К.И. установить елки во дворах крупных домоуправлений, привлекая к организации и проведению елок общественность и жителей». А 6-й пункт касается непосредственно досуга детей: «Обязать заведующего районным отделом народного образования исполкома райсовета тов. Каншина Е.Н. обратить особое внимание педагогических коллективов школ на организацию внеклассной воспитательной работы с учащимися в зимние каникулы, привлекая подростков к участию в мероприятиях, проводимых на катках, в парках и на елках в своих микрорайонах».
Любопытно читать отдельные пункты документа: заводу торгового оборудования, скажем, предписывалось изготовить и установить гвоздики согласно утвержденному эскизу в количестве 6 штук. Аналогичное задание получила фабрика им. 8 Марта - тоже 6 гвоздик. Новый год и вдруг гвоздики - где логика?! И тут только старшее поколение, пожалуй, вспомнит: «Красная гвоздика - спутница тревог/красная гвоздика - наш цветок» - припев песни Фельцмана на слова Ошанина, ставшей символом хрущевской оттепели. Хотя пролетарская гвоздика пришла в страну вместе с революцией 17-го, а Ленин часто изображался на плакатах с гвоздикой в петлице. Как видим, и в середине 70-х годов красная гвоздика оставалась важным атрибутом даже на новогодних праздниках.




Самыми же притягательными элементами всех уличных новогодних елок были ледяные фигуры во главе с Дедом Морозом и Снегурочкой в окружении лесных зверушек. Ныне популярный китайский календарь тогда еще в моду не вошел, и о символах года в виде драконов и прочей восточной живности организаторы и не помышляли.

Заготовка и доставка льда возлагалась на лесосплавную контору - подразделение легендарного в свое время объединения «Башлес», которое летом занималось заготовкой леса и его сплавом по Уфимке и Белой. Ледяные скульптуры обязывали изготовить не скульпторов и художников, как практикуется в последние десятилетия, а промышленные предприятия. Заводу чертежных приборов, к примеру, предписывалось «изготовить и установить снежинки с выполнением ледяных работ по эскизу №12». Башдрамтеатру и Башопере поручалось изготовить стенды «С Новым годом» по эскизам №7 и №8. Впрочем, все проясняет одна строчка Постановления: «Художественный фонд оформляет все стенды по заявкам организаций» - стало быть, на заводы возлагалось лишь финансирование. А кто же наряжал саму елку? Напомню, что игрушки на ней были в те годы тряпочные. И неудивительно, что шили их по заявке Объединения парков мастерицы Дома моделей.

 Итак, до 20 декабря Главная елка на Советской площади, впрочем, как и Главная-Черниковская у Дворца Орджоникидзе, были готовы к приему горожан. Вся территория ледового городка обносилась ледяным заборчиком, внутри которого горели разноцветные лампочки. Но важной их составляющей становилась даже не сама лесная красавица, а горки - их было несколько: для подростков и малышей. Помню, как уговаривала папу съехать из пасти чудища и богатыря, куда вела довольно высокая деревянная лестница. В новогоднюю ночь на нее устремлялись не только дети, но и разгоряченные компании молодых людей, поэтому родители выжидали подходящий момент, чтобы безопасно прокатиться со своим ребенком на картонке или фанере - никаких приспособлений в виде подушек и ледянок тогда еще не придумали.

Опасность подстерегала не только на горках, но и внутри помещений, где проводились массовые праздники. Поэтому кроме Постановления о подготовке к празднику выходило и не менее важное: «Об очистке дорог, пожарных гидрантов и водоемов от снежных заносов». Где приводится один любопытный пункт: «на реках Уфимке и Белой оборудовать утепленные проруби и обеспечить к ним постоянный беспрепятственный проезд пожарного автотранспорта». Времена те запомнились атеистическим аскетизмом, когда о Рождестве и Крещении в публичном пространстве даже не заикались, не то чтобы оборудовать удобные проруби для христиан-ныряльщиков, как сейчас. Однако, по воспоминаниям бывалых уфимцев, кое-кто из рискованной молодежи умудрялся в крещенские дни воспользоваться прорубями пожарных.

 Листаем архивные документы дальше. 17 ноября 1978 года вышло РЕШЕНИЕ Исполкома Уфимского горсовета «О проведении новогоднего праздника и зимних каникул школьников», которым создается комиссия во главе с зам. председателя исполкома Гилязевой З.Г. Среди 15 членов этого штаба Голубева Н.И., директор Дворца пионеров, Ермаков В.Т., директор Дворца им. Орджоникидзе, Ешкова Е.Г., директор парка им. Якутова, Калыхалов В.С., директор Дворца спорта, Питюк В.П., директор Дома пионеров №2 - должности этих людей говорят сами за себя: они отвечали за детские праздники в городе.

Где же устанавливались елки в 1978 году? В п.3 они перечислены: «Установить городские елки: во Дворце спорта, в Калининском районе у Дворца машиностроителей, в Кировском районе на Советской площади, в Ленинском районе в Затоне на стадионе «Водник», в Октябрьском - на площади у Дворца спорта, в Орджоникидзевском - на площади имени Орджоникидзе, в Советском - в парке Якутова, в Демском - в районном парке».

А в следующем пункте читаем финансовые указания: «Оформить своевременно городские елки на указанных площадях и парках, используя заложенные в бюджете на 1979 год ассигнования в следующих суммах:

 Демский район - 1 тыс., Калининский - 1,5 тыс., Кировский - 4,5 тыс., Ленинский - 1 тыс., Октябрьский - 2 тыс., Орджоникидзевский - 2 тыс., Советский - 1,5 тыс. ИТОГО: 13,5 тысяч.
Есть и важная фраза о конкурсе: «Провести с 25 декабря по 15 января смотр-конкурс на лучшую организацию новогодних праздников на площадях, в парках, во дворцах и домах культуры и жилых массивах».

Новое время - новые елки

Прошли годы «советского застоя», сменившиеся перестройкой. Пришли новые люди во власть. Изучаю документы 1994-1995 учебного года, где встречаются фамилии чиновников, с которыми довелось сотрудничать. Постановление от 20 декабря 1993 года за подписью мэра Уфы М.А. Зайцева: «Об организации отдыха школьников в период зимних каникул в 1994 году и проведении новогодних праздников» сообщает о создании городской комиссии под председательством зам. мэра, начальника Главного управления по гуманитарным вопросам Исхаковой К.Г. Среди членов комиссии начальники городских управлений по образованию, культуре, спорту, делам молодежи, торговли и общественного питания, противопожарной службы - что в принципе не отличается от вышерассмотренного постановления 20-летней давности. Но появляются и новые нюансы, к примеру, пункт 5 гласит: «Управлению народного образования (Байрамов Ф.М.) провести новогодние елки в ДК РТИ 30 декабря 1993 г. и 8 января 1994 г. для детей-сирот, находящихся под опекой». Очень важный аспект, касающийся обделенных семейными радостями детей, о которых прежде в документах не упоминалось.

Интересным мне показался и ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ для уфимских школьников на зимние каникулы 1994-1995 учебного года, состоящий из 30 пунктов. Тогда впервые в Уфе по примеру других российских городов стартовал фестиваль ледяных скульптур «Вьюговей».



 И вот протокол заседания жюри уже третьего «Вьюговея» от 03.01.1996 года под председательством руководителя Союза художников РБ Калинушкина Е.А. Узнаем о четырех номинациях: командные композиции, индивидуальные, конкурс детских работ, конкурс работ функционального назначения. В каждой номинации присуждались 1-3 места, а также поощрительные премии. Например, за первое место в командном конкурсе - «Новогодние свечи» - 2 млн руб., за второе - «Золотой треугольник» - 1,5 млн, за третье - «Дед Мороз и Снегурочка» - 700 тыс., плюс четыре поощрительных приза по 350 тысяч. В других номинациях поощрительных призов еще больше: в детском конкурсе, к примеру, 13 поощрительных призов. Всего же победителей «Вьюговея» наградили на сумму 11 млн 450 тыс. руб. Но тут важно вспомнить, что те миллионы были еще до деноминации 1997-1998 годов. Аналогичные постановления последующих годов подписаны уже главами администрации Уфы Ямалетдиновым Ф.А., Нугумановым Р.С. и Качкаевым П.Р. Не вижу смысла их цитировать.

Актеры и роли

…Мои детские воспоминания о городских елках со знанием дела поддержал коренной уфимец, известный в нашей республике деятель культуры, а ныне преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актера Института искусств Борис Андреевич Ларионов. В отличие от меня, лишь попытавшейся приобщиться к драмкружку Дома пионеров, он посещал его регулярно и с удовольствием, удостоившись даже звания директора пионерского театра при театральной студии (руководитель Татьяна Михайловна Карнаухова). С 8-го класса исполнял Деда Мороза на детских праздниках и, разумеется, участвовал в спектаклях, которые показывали после хороводов у елки. Ту кудрявую белоснежку - предмет моего детского восхищения - он тоже помнит, она была дочкой руководительницы одной из студий Дворца пионеров, жаль только ее имя и фамилия выскочили из памяти. Мы с Борисом Андреевичем оказывались в разных ипостасях: он - исполнитель, а я всего лишь юная зрительница. Вот и к представлениям в открывшемся Дворце спорта на Зорге Ларионов имел самое непосредственное отношение.

Напомню, в 1965 году Уфа обрела Дворец спорта: возводился он на средства Уфимского приборостроительного завода, при котором (если кто из молодых не знает) зародился наш ныне знаменитый хоккейный клуб «Салават Юлаев» и ему требовалось ледовое поле для тренировок.
Борис Андреевич (в 1973 году окончив Уфимский институт искусств, поработал актером Русдрама, худруком и директором дворца «Юбилейный», а в 1990 году стал начальником Управления культуры мэрии) вспоминает, как они с Ефимом Шуфом (возглавлял турбюро обкома комсомола в деревянном «петушке» на Зорге, а потом был директором цирка) готовили новогоднее ледовое шоу по мотивам известных сказок - чтобы придать атмосферу волшебства и чародейства, но непременно с вкраплениями актуальной советской действительности. Цели и задачи были ясны. С готовым сценарием авторы пришли сначала в Министерство культуры - там текст в целом одобрили, лишь добавили приветствие на башкирском языке. Окрыленные наметившимся успехом Ларионов с Шуфом явились в обком комсомола к секретарю по идеологии Флориде Д. И тут-то их ждала засада!

 - Где у вас мичуринское движение?! - возмутилась секретарь.

 Авторы отправились дорабатывать текст: теперь их фигуристы сажали деревца-елочки на ледовом поле.

Второй заход вызвал новые претензии:

 - Где в сценарии борьба за мир?!

 Почесав затылки, Ларионов с Шуфом ушли решать эту мировую проблему. И придумали выкатывать на лед грозящий всему миру муляж атомной бомбы.

 На третий раз вопрос секретаря особо не отличался от предыдущих:

 - Где в сценарии события в Чили?!..

 Пришлось горемыкам сочинять песню со словами «Я - проволока колючая/я свирепствую над Чили…», под которую танцевала замотанная в проволоку тренер по фигурному катанию, изображая агрессоров. И смех и грех. После нескольких представлений в городской газете вышла разгромная статья «Уродище-водородище»: Ларионова и Шуфа назвали в ней реакционерами, обвинив в отсутствии художественного вкуса и прочая. Оба тогда оставили свои скромные должности, но, разумеется, продолжили заниматься любимым делом.

Борис Андреевич с ностальгией вспоминает первую благотворительную елку для детей из малообеспеченных семей - в советское время их не проводили, да и такая категория граждан никак не обозначалась. А ввалившийся в Россию рынок оставил многих без работы и средств существования, заговорили о поиске спонсоров и меценатах. Новоиспеченный «министр культуры» Уфы Ларионов взялся организовать такую елку в родном городе. Его поддержал директор ДК «Нефтяник» Петр Шеин, предоставив дворец без арендной платы. Нашлись отзывчивые руководители - приглашенные дети получили хорошие подарки.

К появлению в Уфе так называемой президентской елки тоже причастен Борис Ларионов. В Москве уже шли Кремлевские елки. И Ларионов с единомышленниками написали письмо на имя президента республики М. Г. Рахимова с предложением организовать десять «Президентских елок», чтобы привозить на них ребятишек со всей республики. Обращение пустили по инстанциям, в результате Минкульт вынес вердикт: «Президентской елке» быть, но организовать одну для отличников учебы. И первые такие елки проводились в Госцирке. Ларионов с удовольствием готовил сценарий, подбирал актеров на Деда Мороза и Снегурочку.

 Но в 2000 году мэром Уфы стал Р.С. Нугуманов, и он задал Ларионову резонный вопрос: «Тебе в городе заняться нечем, что ты республиканские праздники организуешь?!» С того момента эстафета подготовки Нового года для детворы перешла к Ильмару Альмухаметову (в 2011 - 2015 гг. - директор Театра кукол, с 2015-2023 - директор Башоперы, с 2023 г. - ректор Института искусств).

 «Карьеру» Деда Мороза Ильмар Альмухаметов начал в 2000 году в одном из детсадов, отыграв три постановки. Но еще с 1999 года участвовал в подготовке новогодних праздников в Уфимском цирке. Техзадание на Президентскую елку выдавали в Минкульте, где одним из требований значился номер с джигитовкой - какой башкир без лошади?! И приглашенный из Оренбурга директором Уфимского цирка Олег Витальевич Михайлищев подключал все свои связи и обаяние, чтобы в Росцирке заполучить на новогодние представления цирковых наездников. Как-то ему удалось пригласить легендарных джигитов-наездников под руководством Тамерлана Нугзарова. А Ильмар Альмухаметов писал сценарий и искал актеров. В тот год на роль главного персонажа - мальчика Ильдара подобрали подростка, не умеющего даже сидеть на лошади, не то что скакать.

 - Ладно, я сам за него буду джигитовать, - сказал на первой репетиции Альмухаметов, с детства приученный картатаем к верховой езде.

- Ты?! - почти рассмеялся ему в лицо Нугзаров. - Хорошо, утром приходи, посмотрим.

 Наутро Ильмар спокойно отскакал вместе с другими наездниками, немало удивив легенду цирка. Зрители же даже не заметили смену главного персонажа. И такие непредвиденные обстоятельства случались не раз. Накануне года Свиньи главным персонажем, естественно, стал поросенок - мечтающий летать! На эту роль пригласили актрису Театра кукол Викторию Щербакову. Она прекрасно справлялась с поставленной задачей, кроме одной - взлетать к куполу цирка категорически отказывалась.



Пришлось Альмухаметову самому быстро переодеваться в мечтательного поросенка и парить над ликующим зрительным залом. Запомнилось, и как художник Наиль Байбурин украсил арену в непривычный для животных белый цвет, и зверушкам потребовалось время и дополнительные дрессировки, чтобы привыкнуть к новой обстановке.

А чтобы все задуманные сценаристом и его командой новогодние чудеса случались без сбоев и осечек, артисты с конца ноября и весь декабрь буквально жили в цирке - отрабатывали все мельчайшие нюансы. В их зоне ответственности были три елки: Президентская - для отличников из районов республики, Столичная - для умников Уфы, Социальная - для детей из малообеспеченных семей. А потом наступал счастливый миг для актеров: директор цирка Олег Витальевич приглашал всех к столу, в центре которого непременно восседала бесподобная утка, запеченная по особому рецепту…

  В 2007 году в Уфе появился Конгресс-холл, куда и переехала Главная елка республики и ее столицы. Но это уже другая история наступившей цифровой эры - забавные истории и фотографии поселились теперь в интернете…

Галина ИШМУХАМЕТОВА