Литературная Уфа

Литературная Уфа
Совершим небольшую прогулку по Уфе… Поднявшись по улице Хадии Давлетшиной, можно попасть в сквер Зайнаб Биишевой, а в другой части города есть и улица, названная в честь народной писательницы. У Дома профсоюзов – уютный сквер Мустая Карима. Неподалеку от Телецентра тянется улица Мажита Гафури…  Во всех этих названиях творческие судьбы, словно культурные коды республики и ее столицы.


***
«В бренном мире все извилисты дороги - нет прямых;
Все тернисты, но усердно люди мнут и топчут их.
Так иди по ним, надежду не теряя ни на миг,
Мертвецом себя не чувствуй, коль идешь среди живых!»

Так писал Мифтахетдин Акмулла в одном из последних своих стихотворений «Надежда».
Он жил в XIX веке, и до нашего времени дошло далеко не все из творческого наследия Акмуллы. Многие произведения или еще не найдены, или, возможно, утрачены навсегда. Потому что большую часть своих произведений он создавал для устного исполнения.

***
В конце апреля 1912 года в Башкирию на кумыс приехал Габдулла Тукай. Вот его первые впечатления от города: «Когда въезжаешь в Уфу, она совсем не кажется городом. Идёшь по дырявым, беспорядочным и пустынным улицам. Скучно. Когда я начал роптать про себя: «А разве это город?», въехали в чуть-чуть нормальные улицы».

В Уфе Тукай встречается с поэтом и драматургом Мажитом Гафури. Может, эта встреча заставила Тукая изменить своё мнение о городе, позже в своём очерке он вспоминает Уфу уже с любовью: «Уфа ждала меня, как невеста своего жениха. Она приоделась. Кругом зелень. И солнце улыбается».

Народный поэт Башкортостана, классик башкирской и татарской литературы Мажит Гафури родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье учителя. Рано остался без родителей, но не бросил учебу. В 1904-м уехал в Казань, где познакомился с представителями передовой татарской интеллигенции, писал стихи, печатался в газетах. Спустя два года вернулся в Уфу, устроился вольнослушателем духовно-светского медресе «Галия».

Творческий его путь складывался сложно. Работал в газетах корректором, журналистом, параллельно писал стихи, прозу, пьесы, публицистику.

***
Шайхзада Бабич в своей жизни все начал делать рано – читать, в шесть лет он уже самостоятельно изучал произведения Гафури и Тукая; сочинять, а в 15 уехал в казахские степи учить других детей. Будто бы старался многое успеть, ведь судьба отмерила ему так мало – всего 24 года. Но этот короткий срок он так ярко прожил, что потомки помнят его спустя два века, вдохновляясь его творчеством и характером. В этом году режиссер Булат Юсупов представил художественный фильм «Бабич».  Также имя поэта присвоено республиканской молодежной премии. Улицы многих населенных пунктов республики также названы в его честь.

***
«Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея. Если ты наделен силой, не кичись своим превосходством. Если у тебя есть достоинства, не обнажай недостатков других. Если у тебя нет способностей, не завидуй умению других». Так часто говорила Зайнаб Биишева, которая является классиком башкирской литературы ХХ века.

Ее трилогия «К свету» - итог четырнадцатилетнего труда. Главной героиней, объединившей основные сюжетные линии, является Гульемеш (Емеш), с башкирского ее имя переводится как «шиповник» («ягода»). В образе девушки есть автобиографические черты писательницы. И та, и другая проявили упорство и не сломились перед ударами судьбы. Хотя в жизни самой Биишевой их было немало. Первый сын умер, не прожив и года. Потом на фронт проводила мужа, он вернулся, но инвалидом.

Другая представительница женской прозы Хадия Давлетшина.

«На русском языке я прочитала сначала роман Горького «Мать». Тогда я не совсем хорошо знала русский язык, поэтому при чтении часто приходилось заглядывать в словарь в поисках значений отдельных слов», - вспоминала она. Чтобы стать настоящей писательницей, ей пришлось преодолеть долгий путь. На нелегком поприще поддерживал ее супруг Губай Давлетшин, писатель, ставший впоследствии наркомом просвещения республики. Еще в середине двадцатых годов она начинает писать стихи и рассказы. Но заслуженный успех принесла повесть «Айбика», написанная по горячим следам коллективизации. Всей стране стал известен роман-эпопея «Иргиз». К сожалению, она так и не увидела его изданным.

***
В русскую литературу Уфа вошла благодаря Сергею Тимофеевичу Аксакову. «Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный зубинский деревянный дом… Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низки от земли, а окна из столовой на улицу, на противоположной стороне дома, возвышались аршина три над землей; парадное имело более двадцати пяти ступенек, и с него была видна река Белая почти во всю свою ширину».

Аксаков столь точно и подробно описал в «Детских годах Багрова-внука» впечатления своей жизни в Уфе, что и спустя более двух столетий его книгу можно использовать для проведения исторических экскурсий по городу. Места, описанные Аксаковым, узнаются и сегодня.

Аксакова в Уфе чтили всегда: еще в 1891 году, в память столетия писателя, одна из главных улиц города (тогда это был въезд в Уфу со стороны только что открытого железнодорожного вокзала) стала Аксаковской. А в 1908 году началась захватывающая история народного дома, задуманного как памятник великому уфимцу. Но то, что написано им, вне времени: «И наконец пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!» Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда…».

***
Каримов Мустафа Сафич (под своими произведениями он подписывался псевдонимом Мустай Карим или Мустай Каримов) – известный писатель, поэт и драматург, в 1963 году получивший звание Народного поэта Башкирской АССР.
Первый секретарь обкома Зия Нуриев называл его «наш Пушкин». Поистине он прорубил окно из республики в советскую литературу и культуру, по его произведениям ставили пьесы практически во всех театрах страны.

Альбина Зубарева, Анатолий ЧЕЧУХА