О чём расскажет Подымалово

О чём расскажет Подымалово

Сегодня это­ живописная деревня недалеко от Уфы. Здесь, среди разбросанных домов с разноцветными крышами, идёт своим чередом обычная, почти городская жизнь. Пекут хлеб, ходят на работу, открыто несколько производств… Кажется, что так было всегда. А, впрочем, может быть, и не кажется. Ведь недаром местные жители во время распашки находили старинные монеты, затейливые металлические изделия… Когда же находки стали попадаться слишком часто – обратились к археологам.

Сегодня существует устойчивое мнение, что в эпоху позднего Средневековья территория Башкортостана была глухой периферией, окраиной Золотой Орды. Поэтому, когда 12 лет назад Геннадий Гарустович и Ильдар Акбулатов выехали в Подымалово и провели разведку, то предположили, что здесь была летовка одного из башкирских племен. Памятник зафиксировали и оставили под наблюдением. Но в ходе мониторинга стали замечать подкопы: грабители повадились искать клады, а значит, надо было действовать.

В 2017 году на высоком берегу местной речки Сикиязки заложили раскоп в 100 квадратных метров. И посыпались находки... В 2019 году экспедиция под руководством заведующего отделом археологического наследия Южного Урала Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН Илшата Бахшиева продолжила исследование. Тогда археологи расчистили несколько очаговых ям, в которых были зафиксированы следы выплавки металла, что позволило выдвинуть версию о расположении здесь не поселения, а ремесленных мастерских ­ это косвенно подтверждали находки шлака и металлических заготовок.
­


 Такие центры обычно строились вдали от основного селища из­за высокой опасности пожара, способного в считанные минуты уничтожить легкие постройки. Судя по внушительному слою угля, так оно и вышло ­ памятник был уничтожен огнем, ­ говорит Илшат Бахшиев. – Но нам удалось обнаружить типичные «поселенческие» вещи: кости животных, осколки керамики, бусы, фрагменты украшений. Все они датируются золотоордынским временем.

В окрестностях Уфы памятников Золотой Орды исследовано немного, тем ценнее информация, полученная исследователями. В этом полевом сезоне археологи вскрыли уже 300 кв. м. Материал попадается чрезвычайно интересный. Вероятно, он может значительно поменять представления ученых о жизни людей позднего Средневековья на территории республики. Селище «Подымалово­1» обладает высоким историко­культурным потенциалом.

Версию о его производственном назначении подтверждает и находка комплекса полуземляночного типа, углублённого на метр­-полтора в грунт, с остатками кирпичной печи в центре. Для чего она использовалась, пока не ясно. Возможно, это была железоплавильная печь или гончарный горн для обжига керамических изделий.



В пользу последнего может говорить то, что основная часть керамики на памятнике – местная. К тому же здесь обнаружили инструменты для производства посуды и нанесения орнамента. Но все же выводы археологи будут делать после этапа камеральной и кабинетной работы – собранные материалы еще необходимо проанализировать.

Самым примечательным артефактом, найденным в этом сезоне, стал маленький фрагмент кашинной керамики. Не золото, не бронза, а кусочек какого­то горшка. В чем же его ценность? Дело в том, что кашин ­ белая пористая керамическая масса, считалась в те времена очень высокотехнологичным видом. Она требовала большого умения, специального оборудования, материала и производилась в основном в крупных городах.

Еще одна особенность памятника ­ высокая плотность построек. Здесь ютились погреба, какие-то капитальные строения, в том числе и с четкими планировочными параметрами.

Для археолога такие данные представляют ценность не меньше, чем артефакты. Они дают очень много информации, если уметь «читать». Сегодня на помощь ученым приходят современные технологии. Использовали их и в Подымалово. Вся территория селища была оцифрована с точностью до миллиметра, что позволит создать 3D­модель памятника и «вернуться» к любой стадии раскопок. Это очень ценно, ведь по сути любые работы подразумевают разрушение памятника, а в «цифре» он сохраняется и дает возможность тщательного исследования.



­ Люди использовали территорию селища очень эргономично: буквально из каждого метра извлекалась польза. Конечно, и культурный слой здесь очень насыщенный, за три недели было обнаружено более 2,5 тысячи единиц артефактов, костей животных. Я думаю, что это был серьезный производственный центр, жизнь здесь однозначно кипела. Возможно, что на селище не только производили товары, но и занимались торговлей. Рассматривается версия, что здесь была стоянка для караванов, которые шли по торговым путям из Европы в Азию.

Также хочется отметить, что в экспедиции принимали участие не только профессиональные ученые, но и студенты, а также волонтеры.

­ Такая практика в наших экспедициях активно применяется с 2015 года. Принять участие в раскопках может любой человек. В этом году к нам приезжали из Москвы, Новосибирска и ряда других городов, ­ продолжает Илшат Интизам Оглы. ­ Люди абсолютно разного возраста и социального статуса. Все, кто питает страсть к поиску, полевой романтике, в детстве мечтал стать археологом, но жизнь сложилась иначе, может присоединиться к нам. Также мы не первый год сотрудничаем с Серафимовской спецшколой. Эти дети в самом начале жизненного пути столкнулись с жестокостью. Раскопки для них возможность увидеть другой мир, познакомиться с людьми, и это, надеюсь, изменит их к лучшему.
Исследование селища теперь продолжится в лаборатории, а также в следующем полевом сезоне. Полученные данные способны изменить представление о прошлом, о месте Башкортостана на исторической карте в эпоху Золотой Орды.

Екатерина МАРКОВА