Великолепный спектакль Великого артиста

Великолепный спектакль Великого артиста
«Песня летит-летит на землю, и земля белая становится, все кругом белое-белое, и только на сердце у меня черно, черная жизнь у моего башкирского народа. Эх, взять бы крылья, да как птица полететь!» - так звучат слова национального героя устами молодого тогда еще артиста Арслана Мубарякова в фильме Якова Протазанова «Салават Юлаев». Киноленту по сценарию Степана Злобина (и его супруги Галины Спевак) начали снимать в 1939-м, а завершили перед самой войной - в феврале 1941-го. И затем долгие пять лет крутили в госпиталях и в прифронтовых блиндажах наряду с фильмом «Чапаев» для поднятия боевого духа солдат.

Арслан Мубаряков настолько убедительно сыграл Салавата Юлаева, что стал прототипом национального героя для художников и скульпторов - по созданному им образу ваяли многочисленные памятники и портреты. В свои монологи актер вложил не только самобытный талант, мощнейшую природную энергетику, но и сидевшую в его сердце боль сироты, боль всех униженных и угнетенных. Мубаряков по воле судьбы оказался у истоков рождения национального театра в Башкортостане, по праву заслужил звание народного артиста СССР, стал поистине любимым среди башкир и татар, получил признание во всем тюркском мире и по всей стране.

Сиротская боль

Улица Арслана Мубарякова тянется сегодня параллельно улице Кувыкина среди панельных девятиэтажек поздней советской застройки Старой Уфы. Во времена Мубарякова здесь ютились частные дома да лес стоял до самого берега Уфимки. Санаторий «Зеленая роща» еще не открыли, в районе будущих правительственных дач сначала появился профсоюзный «Дом отдыха», где в годы войны разместился эвакогоспиталь, артистам Башдрамтеатра приходилось там давать концерты и спектакли. Как-то после выступления перед ранеными Арслан Мубаряков рванул к крутому берегу Караидели (только так он называл Уфимку) и приходил в себя наедине с родной стихией…



После неоднократных безуспешных визитов в военкомат с требованием отправить его на фронт Мубаряков добился разрешения на выступление перед 112-й Башкирской кавдивизией, встретился там с генералом Шаймуратовым и просился остаться, заверяя командира дивизии, что станет лучшим его бойцом. Шаймуратов по-братски обнял его: «Мы без тебя повоюем и победим, а твоя задача - сохранить наш национальный театр и себя, других Мубаряковых у нас нет…»

…К 100-летию мастера башкирской сцены вышла памятная книга, подготовленная известным театральным критиком Суюндуком Сахеевичем Саитовым, где кроме его исследовательских статей даны ценные суждения деятелей культуры, общавшихся с Арсланом Котлыахметовичем. Приведу лишь одну парадоксальную, на первый взгляд, но вместе с тем такую важную для понимания его личности мысль, высказанную близким другом, народным артистом Михаилом Леонидовичем Кондратьевым:

 «Сценический гений Арслана Мубарякова не издал ни единого фальшивого звука даже тогда, когда уста его лгали…»



 Как понимать эти слова, что имел в виду коллега-артист? Лишь то, что, исполняя роли революционных матросов, самого Ленина или секретарей райкомов, Мубаряков умел извлечь истину, показывал личную драму человека через политические события, и в этом был абсолютно правдив. Прежде всего он сам верил в те слова, которые произносил со сцены. И часто выбирал не главные роли положительных героев советской эпохи, а с удовольствием брался за образы противоречивых, отрицательных персонажей: выворачивая их нутро, пытался показать пути падения или заблуждения личности.

А в 2010 году Радик Кильмаматов (автор идеи и режиссер-постановщик) снял документальный фильм, посвященный гению башкирской сцены. Сердце заходится, когда слышишь голос самого Мубарякова в кадре из фильма «Салават Юлаев». В конце документальной ленты артист читает стихотворение Мустая Карима «Не русский я, но россиянин» - и оно тебя оглушает. Затертые дежурными прочтениями строчки, ставшие неким политическим гимном на протяжении нескольких десятилетий, вдруг засияли как отреставрированные фрески, обнажив истинный замысел автора. Просто гениально, по-мубаряковски! И становится понятно, почему Мустай Карим каждую новую драматургическую вещь писал с прицелом на любимого актера Мубарякова. Да и другие башкирские драматурги поступали так же. И все же удивительно, что сирота из горного башкирского аула поднялся на такую высоту мастерства, что им восхищалась не только башкирская публика, но и самые что ни на есть взыскательные театралы Москвы - Отелло, Борис Годунов, Олег Кошевой в его исполнении стали классикой театральной школы.



…Так для себя и не решила - в самом ли деле Мубаряков приплыл в Уфу из Ассов на самодельном плоту или это лишь красивая легенда, рожденная земляками и коллегами? Как бы то ни было, счастливый случай в его судьбе состоялся: в 1927 году он становится студентом театрального отделения техникума искусств в Уфе, открывшегося всего лишь год назад на углу улиц Октябрьской Революции и Ленина (там потом размещалась 11-я мужская гимназия). Его определяют в класс Валиуллы Гайназаровича Муртазина-Иманского, основателя татарского, а затем и башкирского национальных театров. «Великолепный спектакль» - театральный праздник на сцене - так определял жанр своей школы Муртазин-Иманский. То были максимально приближенные к реальной жизни спектакли, когда артисты на сцене по-настоящему чаевничали и судачили о делах житейских. Нередко зрители в сельских клубах присоединялись к трапезе актеров и включались с ними в беседу - таковы были первые постановки. Наивный сюжет, наивная игра, взятая из народных гуляний и фольклора, была характерна для начинающих актеров. Революционные преобразования в стране взбудоражили общество, молодежь увлеклась реформаторскими идеями и стремилась воплотить их в жизнь, а национальный театр стал отчасти народной трибуной.




В стране голод и нищета, а число самодеятельных кружков росло день ото дня. Повсюду открываются рабочие театры - ТРАМ. В Уфе в 1929 году набрали 24 актера из рабочих паровозоремонтного завода и швейной фабрики имени 8 Марта, а уже через год открылся БАШТРАМ, где спектакли шли на татарском и башкирском языках, оттуда вышли первые актеры профессионального Башдрамтеатра. Арслан Мубаряков вместе с соседом по общежитию Файзи Гаскаровым не пропускали самодеятельных постановок, перенимали сценический опыт, отмечали удачную или фальшивую игру. Основатель национального театра, теоретик и практик актерского ремесла Муртазин-Иманский сразу оценил потенциал статного Мубарякова. Уже с первого курса доверил ему роль Карагула в трагедии Даута Юлтыя - Арслан блестяще с ней справился. Следом последовала роль Акшан-батыра в постановке «Башкирская свадьба». А летом студенты техникума искусств формируют бригаду для выездов в районы, возглавляет агитбригаду Мубаряков, которого сокурсники признали лидером за прямоту, честность и очевидный талант. Надо понимать, что как раз в это время шло становление литературного башкирского языка: если в первые годы спектакли игрались преимущественно на татарском языке, то с переездом из Стерлитамака в Уфу за короткое время всем актерам Башдрамы удалось перейти на официально принятый литературный башкирский язык.



После двух лет обучения в классе Муртазина-Иманского, набравшись практического опыта и азов теории, Арслан Мубаряков переходит в класс Макарима Адигамовича Магадеева, окончившего в Москве театральный техникум и одновременно игравшего там в татарском рабочем театре. Интуиция молодого актера подсказала, что будущее театра за концепцией Магадеева, основанной на учении Станиславского и Мейерхольда. Будучи еще студентом последнего курса техникума, Мубаряков участвует в Олимпиаде искусств СССР в Москве в 1930 году, играет в показанных там спектаклях: в трагедии Шиллера «Разбойники», «Овечий источник» Лопе де Веги, «Алатау» Тагирова, «Карагул» Юлтыя. Через год исполняет главную роль коммунара в драме Глебова «Расплата» (в постановке Магадеева) - что стало его дипломным спектаклем.

Арслана Мубарякова уже знает публика, ждут и в коллективе Башдрамы, однако талантливый актер считает своим долгом отправиться в народ: он создает Передвижной театр и «кочует» с ним по степям Зауралья, родному Белорецкому, Абзелиловскому, Бурзянскому районам. Как раз в это время поднимали Магнитку и актеры Передвижного театра несколько месяцев жили в бараках вместе со строителями и давали спектакли. Летом 1932 года случилось еще одно важное событие: на три месяца Мубаряков стал слушателем режиссерских курсов в Москве на базе ГИТИСа, что подтолкнуло его к написанию собственных пьес и сценариев - открылась новая грань его таланта. А потом осуществилась детская мечта о красном командире - Арслана Мубарякова призвали на год в армию, что помогло потом правдиво играть роли военных.

После службы актер и режиссер Арслан Мубаряков влился в труппу Башдрамтеатра, а уже через год был удостоен звания «Заслуженный артист БАССР» - 1935 год оказался для него особенно удачным. В Москве проходят Дни культуры БАССР, где во всех трех спектаклях главные роли исполняет Мубаряков. А его роль Отелло искусствоведы потом назовут одной из лучших, что видели подмостки Москвы и Ленинграда. В ноябре того же года он создает семью с актрисой Рагидой Янбулатовой. Красавицу певунью из Кушнаренковского района он приметил еще в студенческие годы на спектаклях рабочего театра. Предложение же своей избраннице Мубаряков сделал на глазах у всей публики, обыграв сюжет спектакля, где играли оба: увлекал партнершу в танец, маня снятым с ее же пальца кольцом - зал ликовал! Ликовал и Арслан Мубаряков, счастлива была и Рагида. Через год в сентябре родилась дочь Гюлли, а через 6 лет и тоже в сентябре в семье появился наследник - Салават…

Миссию сохранения и развития театра Арслан Котлыахметович добросовестно исполнял с 1938 по 1950 год в должностях директора, главного режиссера, художественного руководителя, оставаясь великолепным артистом, занятым в большинстве спектаклей репертуара. В голодные годы войны было особенно тяжело: для поднятия настроения людей постоянно выезжали в отдаленные районы республики, где часто и клубов не было, выступали зимой на фермах, а летом в поле. Колхозники в знак благодарности делились своими скудными запасами - то полмешка картошки дадут, то немного муки или зерна отсыпят. Мубаряков скрупулезно делил заработанное между актерами и их детьми, но на свою семью провизии иногда не хватало. Рагида Янбулатова сердилась на мужа - чем их дети виноваты?! Мубаряков только виновато оправдывался и обещал в следующий раз своих не обижать. И в этом поступке в полной мере проявлялся тот голодный и оборванный сирота из Ассов (Асино), не ожесточившийся на судьбу, а считавший себя безмерно счастливым и потому обязанным делиться всем, что имеет, с другими. 40 с лишним лет он служил сцене и оставался любимцем публики: зрители шли не на тот или иной спектакль, а на занятого в постановке Арслана Мубарякова.

«ОН СЕБЯ НЕ ЖАЛЕЛ»

Настоящим триумфом Башдрамы и самого Арслана Мубарякова стали Дни культуры Башкирии в Москве в 1955 году, где на мхатовской сцене (на улице Москвина) с аншлагом прошли три спектакля: шекспировский «Отелло», чеховский «Дядя Ваня» и мустаевская «Одинокая береза». Обычно скупые на похвалу провинциальных театров московские искусствоведы назвали Мубарякова ВЕЛИКИМ АКТЕРОМ, публика подолгу не отпускала, благодарила оглушительными овациями.
И для многих столичных критиков оставалось загадкой, как нищий сирота из башкирской глубинки постиг тонкости мирового искусства? Сегодня не составляет труда уточнить основные вехи творческой судьбы Арслана Котлыахметовича - интернет всем в помощь. Но для осмысления каждого факта биографии необходимо все же погружение в его становление - только тогда открываются новые пласты таланта и непростой линии жизни большого мастера. Он родился самородком, но мог бы так и остаться участником художественной самодеятельности в сельском клубе, если бы в полной мере не проявилась бунтарская личность башкира, устремленного к своей мечте - к просвещению.



…В легендарном доме на Ленина, 2 среди многочисленных мемориальных досок известным деятелям республики увековечено и имя Арслана Котлыахметовича Мубарякова. В первый элитный, как сказали бы сегодня, а тогда дом специалиста семья артистов Арслана Мубарякова и Рагиды Янбулатовой с двухлетней дочуркой въехала в 1938 году из комнаты в Доме крестьянина (бывшая гостиница купца Меклера на К. Маркса, 22). Их квартира (номер 17) была коммунальной: в соседней комнате поселился молодой театральный художник Мухамет Арсланов, к нему вынужденно перебрались после раскулачивания и родители. Как вспоминал позже Арсланов, они жили с Мубаряковыми одной семьей, по-родственному, пожилых родителей художника соседи окружали заботой, как своих собственных:

«Почти каждый вечер у нас собирались друзья - молодые писатели, драматурги: Баязит Бикбай, Кадыр Даян, поэт Салям Галимов, режиссеры и актеры Вали Галимов, Булат Имашев, Гималетдин Мингажев. Дни и ночи работали над созданием башкирского репертуара для театра. Так появились на свет «Салават» и «Карлугас» Баязита Бикбая, «Тансулпан» Кадыра Даяна, «Бисякай» А. Мубарякова. Новые пьесы читали, вживаясь в образы. Рагида Янбулатова озвучивала женские роли», - писал позже Мухамет Арсланов. И еще одна важная ремарка: «Он не жалел себя», - записал в своих воспоминаниях сосед-художник, к которому в мастерскую Оперного театра, выкроив время между спектаклями и репетициями, приходил Мубаряков позировать для образа Салавата Юлаева. Бывали они там и вместе со скульптором Сосланбеком Тавасиевым, ваявшим ныне знаменитый памятник Салавату Юлаеву на крутом берегу Агидели. Тавасиев тоже некоторое время жил в доме на Ленина, 2. И как он потом признавался, Мубаряков очень помог ему в создании образа национального героя. Всем известный жест Салавата-памятника скульптор Тавасиев скопировал с артиста Мубарякова.

Дочь мастера - Гюлли Арслановна Мубарякова в нескольких интервью рассказывала о том, как отец по ночам много читал и попутно делал записи, пометки - огромная работа над собой, а не только над очередной ролью, каждую из которых он пропускал через себя, проживал, расходуя запас духовных сил. Кроме всего прочего, Мубаряков был еще большим импровизатором и тонким психологом. Играя в мустаевской «Неспетой песне» секретаря горкома Ярлыкапова, он так точно скопировал походку и манеру речи влиятельного в Уфе партработника, что зал разразился смехом и аплодисментами, а Мустай Карим попросил больше не пародировать начальника. Арслан Мубаряков вроде пообещал, но, выходя каждый раз на сцену в роли Ярлыкапова, невольно перевоплощался в партийца, а тот, как потом выяснилось, не обижался, даже гордился тем, что его сам Мубаряков изображает.

В памяти искусствоведа Диноры Байтеряковой (после ГИТИСа директор Башдрамы Мубаряков принял ее завлитом) Арслан Котлыахметович остался не только гениальным актером, заполнявшим своей энергетикой всю сцену, но и заботливым к другим человеком. После операции на глаза Мубарякову пришлось носить светозащитные очки, стало сложно гримироваться, но, несмотря на подступающий возраст, он не терял вкуса жизни, постоянно интересовался делами коллег и даже своих бывших избирателей, которым в бытность депутатом Верховного Совета пяти созывов помогал по разным вопросам. Просители потом забывали о нем, видимо, воспринимали хлопоты как должное, и очень удивлялись, когда он останавливал их на улице и начинал расспрашивать о житье-бытье. Его заинтересованность была абсолютно искренней и бескорыстной: любой человек, соприкоснувшийся с ним в жизни, становился близким - такова оказалась природа этого широкой души человека.



  Поклонники Мубарякова и Янбулатовой считали их идеальной талантливой парой, двумя половинками. Они встретились - вода и пламя - каждый вырос в своей среде. Янбулатова из деревни Бакы, что в получасе езды от Уфы, где исстари было несколько мечетей и школ, откуда вышли известные люди республики, к примеру, профессор музыки Миляуша Муртазина. Родовое село Мубарякова - уголок первозданной природы. Мне довелось там побывать, заглянуть в музей, прочувствовать гордость жителей за своего знаменитого земляка. Удивило и то, насколько бережно хранят ассинцы свои родовые традиции. С удовольствием тогда приняла приглашение медсестры из санатория - заглянуть к ней в усадьбу. Дом ее состоял из двух половин - зимней и летней: с апреля по сентябрь семья «перекочевывала» на летневку, а к холодам возвращалась в основное жилище. Так в современных Ассах проявилась древняя традиция. Арслан Котлыахметович до последних дней оставался сыном своей земли, где каждый год проводил отпуск. Брал он с собой и детей - Гюлли и Салавата. А жену привез лишь однажды - после свадьбы познакомить с родственниками. Сохранилась легенда, что Арслана с юности любила соседская девушка и с надеждой ждала. И вдруг он приезжает с молодой женой. Говорят, после отъезда любимого с его избранницей та девушка бросилась с обрыва Птичьей горы…



Для своих Рагиды, Гюлли и Салавата Арслан Мубаряков долгие годы оставался нежно любящим мужем и отцом. Гюлли Арслановна вспоминала, как однажды отец посадил ее в лодку под Бельским мостом и они доплыли до Демы, вдоль берегов которой росла усыпанная цветами черемуха. Отец нарвал целую охапку и вручил ее дома счастливой маме. Для маленькой дочери он привозил из Москвы диковинную говорящую куклу, кожаный чемодан-портфель, редкие для Уфы пальтишко, шляпки, перчатки. Но все же самым дорогим и знаковым подарком стало лыко, которое Арслан Котлыахметович вручил дочери на ее 30-летие с наказом не забывать свои корни…
И не нам судить, почему последние годы жизни великий артист прожил с семьей племянницы в пятиэтажке возле Монумента Дружбы, где любил гулять, часами любуясь родной Агиделью…

Галина ИШМУХАМЕТОВА