Вдоль по Кувыкина

Вдоль по Кувыкина

В сентябре мы отмечаем День нефтяника. Именно поэтому объектом изучения на этот раз выбрали улицу Степана Кувыкина.

Для тех, кто знает историю родного города, вопросов о взаимосвязи не возникает. Во-первых, вплоть до 1970 года улица называлась Нефтепроводной, а во-вторых, Степан Иванович Кувыкин был организатором нефтяной промышленности Башкирии. 7 ноября ему исполнилось бы 120 лет.

У истоков черного золота


Родился в семье потомственных земледельцев в селе Алай Саратовской области. И неизвестно, кем бы стал, если бы не революционные события 1917 года, после которых он смог поступить в школу II ступени. Потом служба в Красной Армии, учеба в дивизионной и политической школах, затем назначается политруком роты. После демобилизации устраивается в Баку рабочим в буровую партию, где делает карьеру, пройдя путь от бурильщика до директора завода имени 1 Мая «Азнефти». Учится без отрыва от производства в нефтяном институте, руководит строительством трубонарезного завода, с вводом предприятия назначается его руководителем. В 1938-м Кувыкина переводят в Куйбышев начальником производственного отдела треста «Востокнефть».

В апреле 1942 года, когда страна мобилизовала все ресурсы для боевых действий в Великой Отечественной войне, его решением ГКО и лично И. Сталина назначают начальником «Башнефтекомбината». Под его руководством «Башнефть» вышла в 1948 году на второе место по объему добычи в стране, а в 1956-м - на первое. При его активном участии были заложены города Ишимбай, Октябрьский, Нефтекамск, поселки Серафимовский, Семилетка, Приютово, Краснохолмский, уфимские заводы нефтепереработки.

Двадцать лет подряд Кувыкин избирается депутатом Верховного Совета СССР, ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени.

В Бермудском треугольнике


Исторические события мало касаются современной жизни мегаполиса, и у людей, живущих на улице Кувыкина, хватает своих забот. С ними мы встретились в самом начале пути - в двух шагах от перекрестка с Менделеева. Сразу после новехонького здания бизнес-центра есть удивительный уголок, ставший для муниципальных властей и бизнесменов камнем преткновения.

На заборе висят потертые ковры, а во дворе антоновка сыплется на пустую собачью будку с глухим стуком - жаль, что его заглушает гул шумной магистрали и грохот стройки! Этот островок былой старины в несколько домов притулился на перекрестке Менделеева, Бакалинской и Кувыкина, отгороженный от магистрали лишь хлипким железным забором. Неужели здесь живут люди? Через пролом мы выходим на тропинку и немедленно подаемся назад - за сеткой-рабицей беснуются три здоровенные овчарки. Ох, лишь бы выдержала цепь! Но если есть собаки, значит, должны быть и хозяева. Вперед, навстречу новым знакомствам!

Тропинка выводит в совершенно пасторальный двор - конечно, если не поднимать голову и не смотреть на строящийся в считанных метрах дом. Три-четыре деревенские избы стоят украшенные цветничками, с краю притулилась ухоженная машина, а в глубине в гараже мужчина подновляет еще одну. На разговор вышла и супруга.

Николай Мухаметкулов живет здесь с 1961 года, с раннего детства. Улица еще не изменила название, на месте серых панелек была настоящая деревня, сады и огороды, по пыльным улицам разгуливали куры, а козы обгладывали ветви обвисших под гнетом плодов яблонь. В районе кондитерской фабрики было огромное озеро до самого санатория «Зеленая роща», еще несколько, поменьше - там, где сейчас белеют здания больницы скорой медицинской помощи. Летом купания, зимой - хоккей на самодельных коньках, лес с грибами и ягодными полянками…



Строительство больницы приняли как благо, вспоминает его супруга Миниса. Потом стройки обступили со всех сторон, стали расширять улицы и от деревенских радостей почти ничего не осталось. Но дома стояли крепко, дети росли дружно, даже для маленьких огородов нашлось место, хотя городские власти и обещали скорое расселение и снос.

Прошло 40 лет.

На месте помидорных гряд построили АЗС (интересно, а соблюдены ли нормы безопасности?), ведь станция в двух шагах от больничного комплекса и жилья с печным отоплением. Расширили проезжую часть - теперь она подступила вплотную к окнам. Отгородились от выхлопных газов профлистом.
А потом начали строить ЖК «Менделеевский». Стройка была мучительной и для дольщиков, и для невольных соседей - более десяти лет она то замирала, то вновь начинала гудеть работающей техникой. Сейчас над домишками нависает почти завершенная бетонная коробка, рабочие, кажется, приступили к отделке. Грохот стоит невозможный: в какофонию стройки то и дело вносят ноты пролетающие машины скорой помощи, а хозяева и бровью не ведут.

- С шумом можно смириться, а вот к падающим сверху кирпичам привыкнуть сложнее, - без улыбки рассказывает Николай. - Больше боимся, что подожгут дома и на печное отопление спишут. Уж очень мы всем тут мешаем.

Оказывается, никто не спешит предлагать невольным заложникам ситуации другое жилье в обмен на территорию в центре города. Именно здесь, по плану, должен быть въезд во двор многоэтажки.
Дома вроде бы объявили аварийными, по решению суда им должны предоставить другие квартиры до декабря 2023-го, но пока предлагают лишь переехать в маневренное жилье. А квартиры сулят к декабрю. Но будут ли они?

Вроде бы всем надо поскорее - одним построить, другим въехать в новые квартиры, только домики по-прежнему стоят, а люди живут. Лавочка покрашена, двор подметен, в зарослях петуний спит рыжая кошка, которую не трогают даже правнуки Людмилы Ермолаевой.

- Мы тоже переехали в спешке - все шел разговор, будут расселять. Когда с мужем расписывались, боялись и дня упустить. Да… Это было больше 40 лет назад, - улыбается она.

Зато на работу, на кондитерскую фабрику, идти совсем недалеко. Людмила Николаевна работала в мармеладном цеху: в огромных залах витал сладкий аромат сахаро-паточного сиропа, гудели конвейерные ленты, и мармелад выходил самый разный, в сахаре, в глазури или пластовый. Жили тесновато, конечно, но в ожидании чего-то хорошего. Переезда, например.

Потом перешла на работу в столовую 22-й больницы. Тоже встала в очередь на жилье, но после развала Советского Союза мечта и вовсе угасла.

- А живем мы хорошо, хоть и непросто, - заверила она. - Из-за стройки телевизор плохо показывает, вот беда. Кабельное к нам не ведут, как услышат этот адрес, так сразу отказываются. Печку давно не топим, все на электричестве. Проводка пока выдерживает. Правда, вода в колонке, удобства на улице. Так и живем. Ко всему привыкаешь.

Мы покидаем уютный двор - сколько же дома еще будут держать круговую оборону в маленьком бермудском треугольнике?

Подступила магистраль



Ну что может быть интересного в спальном районе? Здесь течет своя, размеренная жизнь, и достопримечательности обывательского уровня: вот торговый центр «Шатлык», который когда-то был единственным в округе. Здесь, помню, продавали отменные пирожки, а теперь источает заманчивые запахи «Бургер Кинг» и работают какие-то лавки с ширпотребом. Дальше здание ТСК «Кувыкинский». Лет семь назад у него треснула то ли стена, то ли потолок, администрация объяснила это карстовыми провалами, здание было признано аварийным. Часть снесли, как-то подлатали, и вновь заработали бессчетные магазинчики, украсившие фасад агрессивно пестрыми вывесками.

Ведь была здесь липовая аллея, зачем вырубили? Насадили чахлые «крупномеры». Бредем с фотографом под испепеляющим августовским солнцем. Он бодро хлопочет в поисках лучшего кадра, а у меня от жары, видно, что-то помутилось в голове - иначе как объяснить покупку целого ящика подгнившей клубники?

Очень скоро на перекресток Рабкоров выплеснется обновленная магистраль аж в четыре полосы. Реконструкция улицы протяженностью 752 м ведется в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Ливневку уже завершили, делают сети инфраструктуры. К концу года обещают запустить движение. От светофора виден только экскаватор, что попирает гору глинистого грунта, но я уж знаю, что за ним - масштабный проект. На месте оврага, куда годами сваливали мусор, появится широкая дорога до улицы Высотной.

По тихой аллее идем дальше. Выделенную для велосипедистов полосу на тротуаре никто, разумеется, не соблюдает, а зря - то и дело между пешеходами проскакивает то курьер на двухколесном коне, то парочка на арендованном электросамокате. Лихачи! Доходим до конца улицы. Вот где перемены заметны невооруженным глазом!

Пока что автомобилисты со Степана Кувыкина сворачивают кто влево, кто вправо по улице Софьи Перовской. А совсем скоро шестиполосное шоссе, прямое как стрела, будет вести прямо до Пугачева. Снесли Армавирскую, выровняли лесистые овраги. Даешь скорость и простор! Обещают сделать во второй половине следующего года.

Со старыми домами расправляются беспощадно, и на перекрестке мы видим этот процесс. Молодой экскаваторщик с видом победителя обозревает гору досок и шифера, еще покачивающихся после разрушения, и сурово поглядывает на нас, без стеснения вломившихся на огороженную территорию. Я стараюсь быть непринужденной (чему здорово мешает проклятый ящик с клубникой!), а фотограф тем временем уже забрался повыше и балансирует в опасной близости от провала бывшего погреба. «Сносим, расширяем», - коротко отвечает строитель, с нарастающим беспокойством наблюдая за перемещениями фотокора, и, в конце концов, вежливо, но твердо выдворяет нас с места работ. Но не беда, вон в зарослях виднеется крыша еще целого домишки.

Замусоренная тропинка приводит к калитке, небрежно припертой доской. Заглядываем с опаской - вдруг собака? Но там тихо, и хозяева не вышли на зов, и доска - ах, как неожиданно - сама падает, открывая путь во двор. Здесь явно нашел пристанище старьевщик, собирающий по развалинам мало-мальски ценные вещи. Двор завален трубами, которые скоро пойдут в чермет, на крыльце расставлена целая шеренга утюгов времен СССР, сломанных светильников, телефонных аппаратов. В углах отсортированы обломки мебели и шкафов. У каждого свой маленький бизнес, а для этого и охрана не нужна.

Спальный тихий район, разбуженный масштабными переменами, еще, может, и не осознает их. Но скоро микрорайон Зеленая роща, считавшийся «на отшибе», станет частью «Южных ворот»: по Кувыкина будем выезжать на улицу Генерала Рыленко, мчаться мимо простора Пугачевской слободы на новый мост через Белую и попадать прямо к Мелькомбинату. А там уже до М-5 рукой подать - и горло перехватывает от радостного предвкушения долгой дороги, полной приключений.

Юлия ПАХОМОВА