Ас - в небе, наставник - у станка

Ас - в небе,  наставник - у станка

В этот раз наш путь лежит в северный конец города - в Инорс.

Не так давно этот район считался непопулярным среди уфимцев - ехать далеко, да и домишки здесь стояли непрезентабельные. Однако последние годы преобразили бывший рабочий поселок. Чтобы увидеть все своими глазами, мы отправились на улицу Мушникова, и выбрана она не случайно - в этом году прославленному летчику Георгию Иустиновичу Мушникову исполнилось бы сто лет.


На крыльях мужества

Он родился в деревне Айбашево Бирского района 8 декабря 1923-го в многодетной семье и с раннего возраста познал, что такое труд и бедность. Учился в школе и одновременно - в бирском аэроклубе. Полеты в то время были делом редким и непростым. Кроме обучения и тренировок приходилось расчищать дорогу и аэродром от снега, заготавливать дрова - все ложилось на плечи курсантов и инструкторов. А скоро грянула война.

В это время Георгий уже был принят в военно-авиационное училище и после окончания вылетел на фронт в звании младшего сержанта. Летчиков зачислили в состав первого штурмового корпуса. Шел июнь 1943 года. На южном участке Курской дуги - ожесточенные бои, в которые и направились вчерашние курсанты.

 Боевой путь Георгия Мушникова от Курска до Берлина длился 700 дней. За это время он получил благодарности от Сталина, Конева, Ротмистрова, а в канун победы был удостоен почетного звания Героя Советского Союза. К тому времени у него уже было по 2 ордена Красной Звезды и Боевого Красного Знамени и другие высокие награды. Судьба была к нему благосклонна. Например, в одном из боев осколок вражеского снаряда угодил ему прямо в орден Красной Звезды и, отбив край эмали, отрикошетил, а парень остался невредим. И таких чудесных случайностей было немало. За плечами - более 200 боевых вылетов, около 20 групповых воздушных боев и сотни уничтоженных фашистов.

В конце войны Мушников вместе с боевыми товарищами участвовал в Параде Победы в Москве.

Последние годы своей службы в Вооруженных силах он командовал эскадрильей бомбардировщиков и вышел в запас только в 1958 году в звании подполковника.

 Георгий Мушников был известным человеком не только на поле боя, но и в труде - 20 лет работал на Уфимском машиностроительном заводе в должности контролёра, технолога, инженера, из которых 13 лет был секретарём партбюро ОТК. Отлетав в охваченном войной небе 700 дней, Мушников лучше других понимал, как же важно в производстве обеспечить запас прочности летательным аппаратам, включая двигатели. Поэтому и от коллег требовал такого же сверхответственного отношения к работе. И всегда служил примером для молодежи и коллег. Скончался Георгий Иустинович 3 февраля 1984 года и был похоронен на Южном кладбище.
Достойный человек, достойная жизнь! Именно такие, как Мушников, ковали победу, поднимали страну из руин, не на словах, а личным примером воспитывали молодежь, внедряя уроки наставничества.

Дом под муралом

Инорс встретил нас прохладно, впрочем, для конца осени холодный дождь и ветер, ломающий зонты, - обычное дело. Интересно, а здесь есть какие-нибудь достопримечательности?

 - Да ну, откуда, - смеется Мария Ивановна, спешащая в школу за внучкой-первоклассницей. - Разве что Калининский районный суд - вон там, во дворе. А что, многие его ищут!

 Пожалуй, нам он не пригодится.

 Ильдар Гарифуллин помнит времена, когда вместо панельных девятиэтажек в округе стояли деревянные избы, а на месте жилых комплексов было озеро. Оно появлялось, когда разливалась Уфимка, вода стояла все лето, была и рыба.

 - А в один год такой был паводок, что весь район затопило, - ударился в воспоминания Ильдар. - Вот тогда лодки всем пригодились! В 79-м это было, что ли. Мы тогда в частном доме жили, так на крыше сидели, пока соседи не спасли. Я еще маленький был, плохо помню. Потом квартиру дали в новостройке. Мама всю жизнь на УМПО работала, в производственном цеху. Да здесь каждый третий заводчанин, - говорит он.

 Действительно, история района неразрывно связана с уфимским моторостроительным. После того как в Уфу эвакуировали несколько заводов из Рыбинска, Москвы и Ленинграда, началась и стройка жилых бараков. Вокруг нового завода - будущего УМПО возник рабочий поселок Моторное. Да и само название «Инорс», по легенде, родилось от аббревиатуры «иностранные рабочие и специалисты», то есть пленные немцы, которые участвовали в строительстве.

 - Я живу тут года четыре, переехал с Горсовета. Сначала странно было - от центра далеко, погулять особенно негде, а сейчас нашел для себя плюсы. Вот Теплое озеро рядом, строят гребной канал. Как знать, может, тоже буду заниматься! Зимой на лыжах катаюсь, по лесу гуляю, - рассказал Назир Аскаров. Мужчина в годах, а спортивной хватки не теряет!

 Улица не слишком примечательна. У подножия девятиэтажек уже облетели березы. Морщит ветром просторную гладь огромных луж на тротуарах и проездах - обходить такие устанешь, так что все идут напрямик, шлепая по воде. Вот стоит киоск «Уфа-печати». Интересно, есть ли в продаже родной журнал «Уфа» и наша газета «Уфимские ведомости»? Вижу, лежат - киоскер заверяет, что постоянные читатели у наших изданий тоже есть.

 Ирина Иванова не торопится, поговорить не отказалась.

 - Мы в 89-м году въехали, здесь тогда было совсем грустно. На Теплом только грейдеры гудели, качали песок. С транспортом было туго. Сейчас стало получше, больше автобусов пустили, дороги ремонтируют. Медленно, но развивается район, - рассказывает она. - А я ведь на заводе столько лет инженером проработала. Даже видела самого Мушникова! Он работал военпредом, и у меня в том отделе время от времени дела появлялись. Худощавый, поджарый, видно, что очень интеллигентный. Его все очень уважали.

 Впереди дом, украшенный муралом с портретом Георгия Иустиновича, а слева огромная рыночная площадь. В будний день выглядит она довольно уныло, но через несколько дней развернется здесь бодрая торговля. На прилавках заблестят боками банки янтарного меда, глянцевые тыквы и скрипучие кочаны капусты, и ряды заполнятся оживленной толпой покупателей. А тут уже и сквер Баландина расправил дорожки красного кирпича. Цветники побурели и поникли от морозов, только мята еще тянет вверх зеленые веточки. А игровые площадки манят яркостью красок и не остаются без внимания ребятни. Вот малышка София облюбовала батут, скачет в восторге - эх, где мои восемь лет, я бы тоже не отказалась попрыгать! Мама Тахмулла с терпеливой улыбкой ждет, отдыхает, поставив тяжелые сумки на край скамейки.

  - Очень хороший район, все рядом. Летом здесь, в парке, часами гуляли, то на площадках, то на берегу, - показывает она вдаль. Где-то там, у озера, открыли в этом году скейт-парк, скоро достроят новехонькую набережную.

 Но к нашему репортажу бульвар, увы, не относится. Встретимся в следующий раз!

 А вот детскими голосами звенит школа № 74, носящая имя Георгия Мушникова. Она была построена в 1985 году. Безопасность на высоте: все входы закрыты на электронные замки, так что проникнуть на школьный двор нам не удалось.

 И вновь вперед, идем между типовыми домами: с одной стороны девятиэтажки со следами недавнего ремонта, с другой - кирпичные новостройки, облицованные плиткой. Открывается простор школьного поля, а впереди уже стоят, упираясь в туманное небо, красно-белые трубы ТЭЦ. Доходим до моста через протоку озера Теплого. Совсем рядом идет строительство слаломного канала мирового уровня - до конца года обещают завершить все бетонные работы и смонтировать гидротехническое оборудование. Так что недалек тот день, когда Инорс и улица Мушникова будут известны не только в кругу башкирских спортсменов, но и слаломистам всей России. А пока в бурлящей воде покачиваются не яркие каяки и каное, а пернатые обитатели - целая стая прелестных уточек. Скромные самочки и пестрые самцы то и дело поглядывают на нас, видно, птички привыкли к подношениям!

Юлия ПАХОМОВА