Снимать об Уфе с любовью

Снимать об Уфе с любовью
В рамках нашего редакционного проекта «Уфа» с Уфою говорит» в Музее истории нашего города прошла встреча с кинорежиссером Айнуром Аскаровым, на которую пришли студенты училища и института искусств, ученики Аксаковской гимназии №11 и башкирской - №158.

- Я стараюсь снимать фильмы, понятные в любой точке мира - хоть в Африке, хоть в Индии. Ведь всем нам в принципе свойственны одинаковые эмоции, и мы, башкирские режиссеры, исходим из этого. Но в то же время у нашего кино есть будущее, и оно прекрасно, потому что я снимаю о своей земле, что можем сделать только мы. В каком российском фильме герой будет кричать: «Потомки Салавата не сдаются!», а чернокожий ребенок назовет героя Алмаса Амирова «Агай»? В какой картине можно увидеть красоты столицы Башкортостана? В «Из Уфы с любовью», а еще в «Юре дворнике». Никто другой не снимет так, как мы, и этим наши фильмы близки четырем миллионам зрителей региона, - считает человек, снявший первый фильм о нашей столице «Из Уфы с любовью», а также «Отряд «Таганок» и «Помилование» по произведениям Мустая Карима.

Своими впечатлениями поделилась Зульхиза Максютова - студентка театрального факультета УГИИ:
- Меня впечатлили слова режиссера о том, что российское кино развивается недостаточно, потому что мы зачастую предпочитаем зарубежные фильмы. Причем мы принимаем такие решения, даже не ознакомившись с трейлером фильма. Я поняла, что это неправильно. А мне тем более нужно смотреть больше российского и башкирского кино, я уже заканчиваю обучение, и нужно искать работу.
- Кого бы вы хотели сыграть?
- В идеале - Медею Еврипида. А в современном кино - девушку-подростка, у которой наступил переломный момент в жизни. Например, она выросла в неблагополучной семье... Я так и вижу ее печальное лицо. Наверное, мне это подошло бы, ведь однокурсники называют меня «Пьеро».
Зульхиза успела и почитать журнал «Уфа».
- Меня заинтересовала статья о том, как идет реконструкция Театра кукол, тем более что наш курс - курс будущих артистов кукольного театра, - сказала она. - А вообще я люблю читать биографии, истории о том, как человек боролся и чего-то достиг. И от режиссера интересно было услышать именно об этом.

Михаил Белов учится в Аксаковской гимназии №11 и является председателем городского Совета старшеклассников.
- Перед встречей я пересмотрел все интервью с Айнуром Аскаровым, - сообщил он. - Писали, что он довольно жесткий человек, но в нем чувствуется только положительная энергия, и о своем деле он рассказывает умело и охотно, чем меня и «зацепил». Фильм «Из Уфы с любовью» мне понравился, потому что он нестандартный, выходящий за рамки. При этом лента отличается хорошей картинкой и звуком. Также меня очень впечатлила одна из короткометражек режиссера - «Мы не рабы» о детях в блокадном Ленинграде.
- Мой любимый фильм режиссера - «Енмеш». То, как он передал атмосферу деревни, операторские приемы - все произвело на меня большое впечатление, - заметила студентка Училища искусств Арина Сучкова. - А в «Семье года» понравилось, что это комедия, в то же время затрагивающая большую социальную проблему.
Как напомнила модератор встречи главный редактор газеты «Уфимские ведомости» и журнала «Уфа» Галина Ишмухаметова, цель проекта «Уфа» с Уфою говорит», посвященного 450-летию столицы, - не только встречи с известными уфимцами на площадке музея, но и расширение читательской аудитории, особенно молодежной. Мы понимаем, что школьники и студенты черпают информацию в основном из интернета. А вот Айнур  Аскаров, тоже по сегодняшним меркам молодой человек - ему 36, хорошо знаком с журналом. Мы неоднократно писали о его фильмах.

О комедии «Из Уфы с любовью»
- Изначально она задумывалась как альманах наподобие известного «Париж, я люблю тебя»: делать полный метр одному мне было страшновато. Я бросил клич всем башкирским режиссерам… но никто особо не воспринял меня всерьез. Мы выиграли грант на четыре с половиной миллиона, и я стал искать. Нашел Айдара Акманова. Мы встретились на углу улиц Пушкина и Аксакова и началась совместная творческая жизнь.
Работа быстро заладилась, получился сценарий самостоятельного фильма. Не зная вообще, как это делать правильно, технологически, мы начали снимать - и снимали 70 дней: с середины июля по начало ноября. Прокатчиками тоже были сами. Фильм показали около 150 кинотеатров от Калининграда до Хабаровска. В «Родине» он шел неделю, вторую, а очередь за билетами стояла от касс до фонтана, и я подумал: «Неужели мы пришли на наше кино?» Это был успех! Но после чего я понял, что снимал неправильно, и поступил в киноакадемию Михалкова на продюсирование.
А в 2021 году (чем особенно горжусь) выпустил целых три полнометражных фильма: «Отряд «Таганок», «Семья года» и «Буран», в этом - «Помилование». Кстати, сейчас надеюсь, что в следующем году мы все-таки получим деньги и снимем альманах об Уфе.

О развитии кино
- Сегодня я - директор студии «Аскарфильм». Мы работаем над тем, чтобы кино в нашем регионе развивалось. Открыли свою точку проката оборудования, где есть все, чтобы снять фильм, в том числе полнометражный. Наши молодые специалисты, которых мы обучаем, становятся лучше с каждым проектом. А еще мы создали актерскую базу республики. Я получил небольшой грант, был разработан сайт
cinemacast.ru, мы проехались по всем актерам, сняли им по две видеовизитки. Сейчас там около 600 актеров, получивших профессиональное образование, и около 200 -  окончивших курсы и мечтающих сниматься в кино. Все наши режиссеры и продюсеры теперь пользуются сайтом.

Сколько получают актеры
- Как вы выбираете актеров и сколько они получают? - вопрос студентки Института искусств не застал режиссера врасплох.
- Выбираем прежде всего по типажу, и если вас не пригласили - значит, ваша внешность просто не совпала с видением образа у режиссера. Но однажды может произойти. А если вы умеете петь, танцевать, водить машину, делать сальто - это большие преимущества, которые помогут вам стать универсальной актрисой.
Теперь о гонорарах. Если у вас главная роль в полнометражном фильме, но нет опыта - можете заработать  от 150 до 200 тысяч в месяц. Есть опыт, звание, вы известный актер, работаете в уфимском театре - будем платить не менее 15 тысяч рублей в смену. Московские актеры, окончившие ВГИК, запрашивают 15-20 тысяч в смену, а те, кто уже снимался, - 40 тысяч. Владимир Епифанцев, которого я недавно снимал в коротком метре, стоит 300 тысяч рублей в смену. Участие в самой дешевой массовке принесет вам 500-800 рублей. И мы собираемся поднять цены, потому что это увеличит престиж актерской профессии.
- Бывает ли у вас плохое настроение, нежелание что-то снимать? И как вы с этим боретесь?
- Постоянно. В один день ты гений, в другой - унылое ничтожество. Думаю, сейчас мудрею, видимо, и начал это принимать. В 2023 году вышло «Помилование», я снял еще пару короткометражек, выложился эмоционально и решил: нужно просто отдыхать, ничего от себя не требуя, набираться новых эмоций. Уверен, идея придет, включится.

Екатерина КлимовиЧ