Чацкий как русский Гамлет

Чацкий как русский Гамлет
В Русском драматическом театре состоялась долгожданная премьера спектакля «Горе ума». Петербургский режиссер Игорь Селин, сценограф Александр Орлов, художник по костюмам Ирина Чередникова, хореограф Артур Ощепков и композитор Денис Кириллов создали спектакль-феерию, спектакль-карнавал и заставили зрителей по-новому открыть смыслы пьесы Александра Грибоедова.

Поднимается занавес, и мы видим на сцене огромные светящиеся буквы. Они могут складываться в название пьесы – «Горе от ума» или «Горе уму», а также опускаться вниз прямо на героев. А еще они состоят из светящихся, заполненных людьми ячеек. То есть история, которая перед нами разворачивается, могла произойти в любом из офисов этого человейника.

Софья влюблена в Молчалина, и на сцене царит атмосфера страсти, танца, парижских бульваров, кабаре… Молодые герои (кроме Чацкого, который, как известно, не любил «французского с нижегородским») много и выразительно говорят по-французски, в зал льется шансон. Создается атмосфера праздника и легкой нереальности, как на многих популярных телешоу. Кстати, и экран здесь тоже есть, позволяющий словно бы заглянуть в душу героев. Камера оператора любуется ими. Молчалин (Антон Болдырев) - в костюме, шляпе, плаще, обаятельный, лощеный, почти Ален Делон, и в целом понятно, за что Софья его выбрала: он ей понятен, он из ее мира. Сама Софья - героиня очень современная: свободная в чувствах, острая на язык, с модной ноткой стервозности. А еще она отдает много времени спорту: сначала занимается балетом, затем предстанет элегантной наездницей-амазонкой, а дальше и винтовку в руки возьмет. Ведь, фигурально выражаясь, именно она делает первый выстрел по Чацкому.

Лиза (Софья Венедиктова) артистично выгораживает Софью и встраивается во все происходящее, а это, согласитесь, тоже талант.

Костюмы персонажей взяты из разных эпох: тут и золотой пиджак, и красота мундира, и классический образ агента в плаще и шляпе, и яркие туалеты с корсетами-турнюрами. Словом, все говорит о том,, что пьеса вне времени и будет актуальна всегда, и любовь к роскоши и тюрлюрлю атласным в нас не умрет.

Фамусов (заслуженный артист РФ Александр Федеряев) в первом действии предстает перед нами в халате китайского происхождения, Он уже с утра бодр, в меру агрессивен, качается на тренажерах и не только (видимо, спорт в моде) и, несмотря на шашни с прислугой, уверен, что он всем пример. Ну, для кого-то - может быть, только не в собственном доме.
Вскоре на сцене появится Чацкий с огромным букетом – романтик в разноцветном прикиде, расслабившийся неформал: брюки, свитер, пиджак – все разных цветов, плюс стильный оранжевый шарф. (Чацкого играют молодой артист Вадим Магасумов и заслуженный артист РБ Вячеслав Виноградов.) На фоне черно-белых костюмов чиновных москвичей он абсолютно чужероден. Его чувства, остроты, искренность - все мимо, все невпопад: здесь думают о другом и делают по-другому. Он одинок с самого начала. Он вступит с Молчалиным в дуэль, и его меткие удары ни к чему не приведут. На его хлесткие монологи Москва найдет чем ответить.

Во-первых, Молчалин вовсе не слабый противник. Он - один из тех, кто, будучи пока в «небольших чинах», каждый день ходит на работу, и имя ему легион. Во время спектакля он то и дело возникает на сцене, действует молча, эффективно и с каждым днем все лучше вписывается в московскую жизнь. Словом, знает, что делать, чтобы дойти до степеней известных.

Во-вторых, это Чацкий - всегда один, а представители местной элиты редко бывают одни: их есть кому поддержать. Так, Софью играют сразу три молодые актрисы: Юлия Тоненко, Олеся Шибко, Анна Коренько - она получается единой во многих лицах. Все, кто у Грибоедова только упомянут, здесь предстают во плоти. Например, во время диалога с Фамусовым дядя Максим Петрович (народный артист РБ Тимур Гарипов), о котором он рассказывает, выйдет на сцену - и с таким видом, что в рассказ о его оригинальных способах делать карьеру верится с трудом. Какой важный вид! Какое достоинство! «В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович! Да! Вы, нынешние - ну-тка!»

И вообще на сцене очень многолюдно: то подтанцовка, то гости, то слуги, то безмолвные наблюдатели в черных плащах и шляпах, которые вдруг окажутся Максимом Петровичем, Репетиловым, Загорецким, Молчалиным - и снова растворятся в общей массе.

Полковник Скалозуб в исполнении Ивана Овчинникова - носитель специфического мышления и просто неподражаемый образец самодовольного служаки-военного. Он в прекрасном настроении и, подогреваемый распитой вместе с Фамусовым бутылкой горячительного, чувствует себя на коне и время от времени его напоминает. Между ним и штатскими - дистанции огромного размера, что он и демонстрирует на подвернувшемся Молчалине. А с Фамусовым они отлично понимают друг друга и даже играют в боулинг (особый боулинг: когда кегли заканчиваются, их заменяют подчиненные хозяина).

Глядя на все это, Чацкий приходит в такое негодование, что монолог «А судьи кто?» звучит, будто только что написан. А за ним следует настоящий парад московских невест, которым все эти истины ни к чему. «Скомандовать велите перед фрунтом! Присутствовать пошлите их в Сенат!» Да, боевые дамы, мы в этом еще убедимся.

Еще более пышным, красочным и впечатляющим получился бал в доме Фамусова - такому сам Воланд позавидует. Гостей здесь гораздо больше, чем описано в пьесе: есть и генерал с генеральшей, и адмирал с адмиральшей - все вип-персоны едва на сцене умещаются, от орденов рябит в глазах. Перед зрителями проходит парад карикатурных персонажей - и все живые и чем-то узнаваемые. Ну, например, эффектная Наталья Дмитриевна (заслуженная артистка РБ Татьяна Григорьева), абсолютная жена-тиранка, жила и будет жить - хоть в XIX веке, хоть сегодня, потому что желание руководить близкими неистребимо. Властная дама Хлестова (народная артистка РБ Ирина Агашкова) привыкла быть в центре внимания, и ей слова поперек не скажи. Довольно быстро из отдельных фигур они превратятся практически в монолит общественного мнения, и тут уже окончательно становится не смешно, а страшно.

Всё более чувствуя себя Гамлетом посреди этого сумасшествия, Чацкий, не ограничиваясь текстом автора, еще читает Пушкина, Шекспира, Лермонтова, Пастернака, Бродского - всех тех, кто тоже, вращаясь среди элиты общества, ощущал себя одиноким сумасшедшим.
«Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж/ Достоинство, что просит подаянья,/ Над простотой глумящуюся ложь,/ Ничтожество в роскошном одеянье…»

Наконец герой посмотрит в глаза своим гонителям - обществу, с которым у него нет ничего общего… и только он соберется поискать, «где оскорбленному есть чувству уголок», как на него накатывается огромный шар - скорее всего, от того самого боулинга. Фамусову скандал тоже не пройдет даром: его упакуют в черный «воронок» (догадайтесь, кто).

В целом постановка получилась яркой, современной, зрелищной, как и требуется в эпоху дорогих костюмных сериалов и шоу Первого канала, но суть вещей и характеров по-прежнему вскрывает блестящий, остроумный грибоедовский стих, и мы снова наслаждаемся им.

Екатерина КЛИМОВИЧ