Подарить миру живую воду

Подарить миру живую воду

«Я не желаю, чтобы мой дом был обнесен со всех сторон стеной и чтобы мои окна были наглухо заколочены: я хочу, чтобы культура всех стран свободно проникала в мой дом. Но я не желаю, чтобы меня сбили с ног».
Махатма Ганди.

Я выбрала эти строчки эпиграфом к беседе с министром культуры республики РБ Аминой Шафиковой неслучайно: мысли индийского философа очень точно отражают сегодняшнюю ситуацию в мире. И как бы мы ни хотели отгородиться от политики, сосредоточившись лишь на приятных любому человеку вопросах культуры и искусства, общая атмосфера обеспокоенности за будущее обязывает обращаться к великим творцам и их бессмертным произведениям за помощью, находя в них опору и духовные силы…

- Амина Ивниевна, летом 21-го года мы говорили о Всемирной Фольклориаде, а в этот раз имею возможность поздравить вас с высокой наградой: ее вручил вам премьер-министр Михаил Мишустин за успешную организацию фольклорного форума, получившего резонанс на федеральном уровне…

- Спасибо! Это награда всей нашей команде. Фольклориада имела огромный успех, а подготовка к ней напомнила мне годы советского детства. При СССР фестивали «15 республик - 15 сестер» проводились в каждой школе. Мы сами шили костюмы - то эстонский, то казахский выпадал нашему классу, ставили народные танцы, учили стихи разных народов, знали национальную литературу союзных республик.

Пьесы нашего Мустая Карима шли на всех театральных сценах большой страны. Невольно такая параллель выстраивается. И взоры россиян обращены к советской эпохе неслучайно - все лучшее оттуда надо вернуть в наше общество. Слово «патриотизм», которое сейчас часто произносится, должно наполниться глубинным смыслом и сопереживанием.

- Что конкретно вам хотелось бы вернуть?

 - Систему образования, к примеру - она была лучшей в мире! Цепочка, которую удалось сохранить, школа - училище - вуз в художественном образовании позволила воспитать сотни тысяч талантливых мастеров. И Китай с успехом внедряет у себя наш опыт. Рада, что на базе Уфимского училища искусств нам удалось открыть уже вторую Школу креативных идей, а восемь библиотек стали точками притяжения талантов - «Гений места».

 Приветствую также возвращение в школьное расписание уроков труда - надеюсь, они восполнят пробелы, которые в последние годы заполнялись извне чуждой нам культурой и сомнительными ценностями. Я верю, что все наносное, вся шелуха спадет и крепкие ростки добра и гуманности пробьются в наших детях и молодежи.

- В прошлый раз мы касались проектов к 450-летию Уфы, время стремительно - юбилейный год настал. Театр кукол уже сразил всех своим сказочным превращением на радость детворе и взрослым, но уфимцы в предвкушении новых ярких событий. Что готовит ваша команда?

 - Изначально я воспринимала юбилей Уфы как некую черту для всех уровней власти, включая муниципальную, к которой необходимо стремиться и сделать как можно больше полезного для людей. Чтобы уфимцам стало еще комфортнее здесь жить, а гостям интересно сюда приезжать. Глава республики Радий Фаритович Хабиров ориентирует нас на трансформацию Уфы в один из самых востребованных туристических центров России. И строящийся буквально в получасе езды от Уфы Музей кочевых цивилизаций тоже этому способствует.

 Обновленный Театр кукол в самом деле превзошел наши ожидания, стал настоящим семейным центром - отличный подарок уфимцам на старте Года семьи, объявленного президентом страны. На 3/4 реконструкция осуществлена за счет бюджета республики. Специалисты называют наш театр лучшим в России - это ли не повод для гордости! Творческий коллектив под руководством талантливого руководителя Альберта Имамутдинова вдохновлен на новые проекты: есть задумка возродить традицию спектаклей для взрослых времен легендарного режиссера Владимира Михайловича Штейна, ученика Образцова.

- Зрители уже с нетерпением ждут эти постановки - сарафанное радио в Уфе хорошо работает…

 - Кстати сказать, театр Образцова мы ждем в этом году с гастролями.

- Отличная новость! А взорвавшие в минувшем году Уфу форумы: «Китап-байрам», «Айда играть» - заявлены на этот год? На 1 июня уже анонсирован VK Fest, что еще планируется?

 - Понравившаяся всем и собравшая около 170 тысяч посетителей, включая авторитетнейшие издательства, ярмарка «Китап-байрам» пройдет 24-26 мая. Вновь постараемся пригласить интересных спикеров - популярных писателей, телеведущих на мастер-классы и встречи с читателями. Фестиваль заметили, у нас появились соратники во многих регионах, желающие вновь приехать в Уфу. «Китап-байрам», кстати сказать, удостоен престижной туристической премии от Russian Travel Awards.

 Фестиваль «Айда играть» тоже оказался очень востребованным, заявки на участие в нем уже поступают, он пройдет 12-15 сентября. В Год семьи такое событие просто необходимо, мы его готовим с учетом прошлогоднего опыта и пожеланий участников. Состоятся, конечно же, любимые уфимцами опен-эйры «Сердце Евразии» в амфитеатре Конгресс-холла, «Свет воды» на Кашкадане, «Время героев» и «Романтика осени» на Советской площади. Мы также ждем большой десант столичных театров: Московский художественный театр имени Чехова, Александринский театр, Большой - даст два гала-концерта: балетный и оперный. И, как я уже сказала, после долгого перерыва к нам приедет театр Образцова - у нас большие планы по сотрудничеству с этим коллективом.

- Продолжая разговор о юбилейных объектах, задам вопрос, волнующий наверняка и вас как любящую свой город уфимку: как спасти особняки на Октябрьской Революции, Видинеевские дома на К. Маркса и еще с десяток разрушающихся объектов культурного наследия? Вопрос не ваших полномочий - понимаю. Но! В России появился крупнейший в Европе Международный центр реставрации, благодаря которому удалось уже сдать под ключ 150 объектов культурного наследия. Нет ли у министра культуры Башкортостана возможности как-то повлиять на ситуацию в Уфе?

 - Как вы верно заметили, вопрос не наших полномочий, они переданы Башкультнаследию. Думаю, специалисты этим занимаются, ищут варианты решения столь сложных задач, как реставрация. Согласна с вами - и меня волнует судьба старейшей улицы Казанской и Видинеевских домов. Но я вижу один выход - поиск инвесторов-меценатов, готовых вложиться в сохранение исторического облика Уфы.

- А есть примеры таких меценатов?

 - Пока их мало, но они есть. К примеру, на углу Пушкина и Цюрупы частный инвестор отреставрировал Чувашскую воскресную школу и часть помещений передал в пользование общественности. Или взять Арт-Квадрат, ставший самым тусовочным местом для молодежи и гостей города. Как там все продуманно, как притягательно, сколько всяких занимательных активностей. Когда моя дочь отпрашивается с подружками там погулять - я спокойна, возвращается всегда с массой добрых впечатлений. Рустем Абдульманов и Рим Бикмаев - бизнесмены, вкладывающие свой капитал в облик родной Уфы, достойный пример для подражания.

- Хотела еще уточнить: как продвигается проект реконструкции бывшего кинотеатра «Победа» под Театр юного зрителя?

 - Тяжело. Нам не удалось пока включить этот объект в федеральную адресную программу. Но надо отметить настойчивость главы города Ратмира Рафиловича Мавлиева, который изыскал средства на начало ремонта. А с оборудованием театра мы постараемся помочь. Многие в городе понимают важность такого культурного центра в Черниковке, будем надеяться, что театр распахнет двери для зрителей.

- Амина Ивниевна, как вы уже упомянули, в феврале у нас стартовал Год семьи. В красивом колонном зале торжественно и душевно организовали встречу с семьями, в том числе благодаря и вашей команде. А у меня в этой связи вопрос: свою-то семью часто видите? Помнится, на должность министра заступили, прервав декретный отпуск, а сегодня Камила уже подросток - не критикует родителей, как свойственно этому возрасту?

 - Тогда в самом деле было тяжело, но я теперь только это понимаю - приходилось разрываться между службой и маленьким ребенком. Часто ли я провожу время с семьей? Надо бы, конечно, чаще. Но, слава Богу, у меня понимающий и помогающий во многом супруг. Сегодня имею счастье работать в сфере культуры, общаться с великими людьми, осуществлять интересные проекты. А Камила - лучшая подруга, мы говорим с ней откровенно обо всем. Критиковать она меня не критикует, но подсказывает: что лучше надеть, что купить.

 Во время подготовки к фестивалю игрушек Камила помогала советами. Несколько неожиданными, но важными оказались ее предложения для постановщиков фестиваля «Свет воды» на Кашкадане: какие композиции сегодня молодежь слушает, что лучше включить в программу, а что уже не популярно и лучше убрать.

- Получается, не зря вы в свое время настояли на ее учебе в музыкальной школе?

 - Да, не зря. Сегодня Камила это и сама понимает.

- А с будущей профессией определилась?

 - Пока она размышляет. Но, когда мы проходим мимо монументального здания нашего университета (бывшего БашГУ), она всегда говорит: «Мама, я же здесь буду учиться?» И я с ней соглашаюсь, а время выбрать направление у нее еще есть, конечно. Меня радует, какой рассудительной она становится и в особо напряженные моменты моей работы говорит: «Ты спокойно работай, у меня все будет в порядке». И это не пустые слова. Она растет ответственным человеком.

- Есть в кого! Признаться, меня восхищают и ваши сольные выступления, и преподавательская деятельность - как хороший тренер, постоянно поддерживаете свою концертную форму. Или это релакс по принципу Валентина Гафта - «Есть музыка - и в ней спасенье…»?

 - Конечно, я получаю удовольствие от игры на фортепиано. Как и прослушивание любимых композиторов и произведений, а личное общение с роялем позволяет стряхнуть с себя негатив, усталость, обрести новые силы, идеи. Но и мысль о сохранении себя в профессии всегда при мне.

- О чем вас спрашивали студенты на недавней встрече в родном вузе, какой вопрос вас больше всего удивил?

 - Студенты меня порадовали. Они внимательно слушали, задавали умные вопросы, спрашивали о личном, уже сейчас многие из них мотивированы на творчество, кто-то задумывается о карьере в конкретной области искусства. Главное - они понимают, что возможностей реализоваться у них больше всего на родной земле, не надо никуда уезжать, в Башкортостане сегодня открываются огромные возможности для молодежи.

- А какой вопрос вас удивил?

 - Один юноша спросил, как можно поступить в Министерство культуры на работу, чтобы воплощать свои идеи на сценических площадках республики. Мне понравилась его логика и желание реализовать свои амбиции.

- Возвращение в Уфу маэстро Артура Назиуллина - ваша заслуга. Приход его на должность гендиректора Государственного симфонического оркестра, их тандем с главным дирижером Дмитрием Крюковым подняли котировки - билеты на концерты Госоркестра раскупаются на месяцы вперед, а выступления коллектива на московских площадках служат прославлению Башкортостана. Подозреваю, что вынашиваете и другие планы по собиранию талантов для уфимских сцен?

 - Должна отметить, что и билеты в Башкирский театр оперы и балета раскупаются на месяцы вперед. А наша постановка бессмертной оперы Римского-Корсакова «Садко» на сцене Большого театра в октябре прошлого года стала триумфом - дорожка проторена, спектакли башкирского театра готовы впредь принимать и на главной сцене страны. И это тоже повод для гордости!

- Повод не только для гордости, но и для присуждения звания академического - вполне заслуженно для театра, у истоков создания которого стояли великие мастера балета и оперы…

 - Именно так. И чтобы продолжать традиции, необходима эстафета поколений. Как министр культуры, вопрос привлечения творческих кадров считаю едва ли не самым важным для себя. Именно поэтому проводим встречи с нашими студентами в Гнесинке, в других столичных вузах, где обучаются ребята из Башкортостана. Готовим к подписанию соглашение с Московской консерваторией по концертной деятельности и подготовке талантливых студентов для пополнения в будущем наших коллективов. Планов много, где-то они дерзкие и амбициозные, но иначе не достичь успеха.

 Отвечая же на вопрос о возвращении прославившихся земляков, скажу так: Ильдара Абдразакова нам не вернуть, он звезда мировой величины, но худруком Башоперы работает его брат Аскар Абдразаков, есть и другие деятели искусства, с кем мы сотрудничаем, ведем переговоры. К примеру, военный дирижер, заслуженный артист Башкортостана Азат Шаймухаметов, он руководит оркестром Нацгвардии, имеет огромный опыт и прекрасное образование, его знают в федеральных кругах, а главное, у него есть желание вернуться на родину.

- Музыкальная стезя - ваше родное. Но и десятки драматических театров по всей республике требуют внимания министра. По какому алгоритму вы знакомитесь с их премьерами, встречаетесь с молодыми режиссерами?

 - Алгоритма как такового нет, но на премьеры стараюсь попадать. С руководителями театров регулярно общаемся на совещаниях, на оргкомитетах по разным поводам. Мои заместители более плотно сотрудничают с нашими подведомственными учреждениями - по всей республике их достаточно много. И я, выезжая в города и райцентры, непременно прошу муниципальную власть показать мне всю инфраструктуру культуры - театры, досуговые центры, библиотеки, музыкальные и художественные школы, чтобы быть в курсе происходящего там. В таких поездках стараюсь знакомиться и с местными актерами, музыкантами, режиссерами. Тогда же выявляются и хозяйственные огрехи - где срочно требуется ремонт кровли или фасада, замена и приобретение сценического оборудования. Приведу лишь одну цифру: на постановки новых спектаклей в прошлом году три наших ведущих театра (Башдрамтеатр, «Нур» и Русдрамтеатр) получили по 10 млн рублей.

- Пять лет назад мы говорили о нехватке в Уфе музыкальных и художественных школ, изменилась ли с тех пор ситуация?

 - К сожалению, новых школ искусств за это время открыть не удалось. По Уфе у меня пока не складывается совместный с муниципалитетом объезд по учреждениям культуры, а вместе проще было бы задачи решать. Этот пробел я имею в виду, сегодня как никогда важно, чтобы дети кроме общеобразовательных школ занимались в музыкальных и художественных. Думаю, муниципальные власти столицы это тоже понимают.

- Вы были на премьере «Горе от ума». ГАРДТ - фаворит уфимского зрителя, на каждом спектакле там полные залы, даже после ухода из жизни легендарного худрука Михаила Рабиновича коллектив сохранил сплоченность, аншлаги продолжаются. А как вам спектакль?

 - У меня были смешанные чувства. С одной стороны, московский режиссер сохранил авторский текст Грибоедова - за что ему респект. Но танцы на рояле повергли в шок, да и спортивный тренажер для Фамусова - затертый режиссерский трюк, все же во всем нужна мера. Все, что сходит со сцены, должно возвышать! В этом задача высокого искусства. Но хочу оговориться, «Горе от ума» в Русдраме оказался востребованным, кассовым спектаклем, думаю, он закрепится в репертуаре театра. Вместе с тем каждый раз напоминаю руководителям театров, что погоня за эпатажными постановками - не наш путь, мы следуем традициям классического театра, заложенным еще Станиславским.

- Я посмотрела постановку позже, уже без танцев на рояле - мне спектакль, как говорят, зашел, а фразы классика в финальной сцене звучали очень современно. Режиссеры-провокаторы собирают полные залы по всей стране - на этот счет возмущаются и театралы со стажем, и признанные корифеи своего дела. Юрий Темирканов, как-то комментируя постановки новомодных режиссеров, сказал: «У них грандиозные замыслы, но они забывают, что у Моцарта тоже был замысел».

 - Прекрасно сказано! И актуально для всего сценического искусства. Поэтому я призываю коллег взвешенно подходить к привлечению режиссеров со стороны. Да, среди них много талантливых, способных поставить аншлаговые спектакли, но случается, что самоуверенные снобы не утруждают себя погружением в замысел автора, бесцеремонно перекраивают на свой лад великие произведения классиков. Когда ты сидишь в зрительном зале академического театра, а на сцене разворачивается зрелище, достойное лишь ночного клуба, - становится не по себе, таким постановщикам надо просто поменять площадку. Столь эмоционально я рассуждаю в целом о тревожных тенденциях в театральном искусстве, причем не только в нашей стране, но и в мире.

- С вашими рассуждениями согласятся многие: где-то доходят до крайностей, предлагая отказаться от репертуарных театров. И некоторые столичные критики отмечают как раз перспективы региональных театров, особенно национальных. Благодаря Фонду Мустая Карима изредка бываю на постановках в Стерлитамаке, Салавате, Туймазах, Сибае - самоотверженные и талантливые актеры там работают, а какие умные молодые режиссеры у нас появились! Ильсур Казакбаев, Айдар Зарипов - востребованны не только у нас в республике, но и в соседних регионах. Как бы не растерять эту талантливую молодежь?

 - Стараемся! С руководством Башдрамтеатра мы плотно работаем: обсуждаем репертуары на ближайшие месяцы, спорим порой о премьерах и кто бы их мог поставить - на его спектакли постоянно приезжают зрители не только со всей республики, но и гости из российских регионов. Поэтому ответственность на труппе лежит серьезная.

 А по партийному проекту «Культура малых городов» удается решать насущные театральные проблемы в названных городах, стимулировать молодых режиссеров ставить там спектакли, а не только стремиться в Уфу, Питер или Москву. С 2016 года - тогда проект стартовал - во многих театрах обновили оборудование по свету, звуку, провели ремонты и выпустили десятки успешных премьер.

 В марте в Уфе пройдет декада лучших спектаклей, где с творческим отчетом выступят как раз участники этого партийного проекта. А в мае мы возрождаем фестиваль «Туганлык», прежде - тюркоязычный, теперь соберет национальные театры из регионов России и зарубежья, заявок на участие уже достаточно много.

 В свою очередь Евгений Миронов, как худрук Театра наций, выразил готовность провести в Уфе в начале июня фестиваль «своих» театров малых городов.

- Прекрасная программа на юбилейное лето для уфимцев! А в марте откроется Нуреевский фестиваль в академическом теперь уже театре?

 - Да, непременно! Это будет именно фестиваль, а не «Дни», как в прежние годы. А в мае стартует Шаляпинский фестиваль - к нему хотим приурочить открытие музея Шаляпина.

- Музей Шаляпина - долгожданное событие, о котором мечтала одна из самых активных инициаторов проекта - Галина Александровна Бельская. Музейная история в Уфе прямо-таки набирает стремительные обороты…

 - Руководство республики понимает, что это вопрос не только удовлетворения культурных потребностей уфимцев, но и привлечения туристического потока, а с ним и возможных инвестиций. На 25-й год намечено открытие в соседнем особняке Музея забытых имен. Таким образом получим целый музейный квартал: Дом-музей Мажита Гафури, Нестеровский, музеи Альбанова, Шаляпина, забытых имен - будет куда гостей и детей водить! Ну и о реставрации Аксаковского музея Радий Фаритович буквально на днях заявил.

- Искренняя признательность за эти объекты. Вот только дом, где жил легендарный просветитель и создатель медресе «Галия» Зия Камали, превратить в музей не получается - меценаты не нашлись. В минувшем году ему, как и Шаляпину, исполнилось 150 лет, но, увы, несмотря на публикации, общественность, да и мусульманская община, не отозвались…

 - Зия Камали в самом деле был выдающимся человеком, представители тюркского мира из разных уголков Российской империи приезжали учиться именно в медресе «Галия», выступавшее по сути первым исламским университетом. Давайте не будем отчаиваться - возможно, состоятельные люди еще отзовутся на эту идею. А в крайнем случае можно будет открыть посвященную ему экспозицию как раз в Музее забытых имен.

- Амина Ивниевна, невозможно в одной беседе обсудить все актуальные вопросы, но не коснуться СВО, кардинально изменившей настроения в обществе, не можем. Воевать отправились даже артисты, есть погибшие… Что думаете по этому поводу?

 - До слез жаль ребят! Но когда артисты Сибайской филармонии выложили стримы с исполнением башкирских песен по дороге на СВО - интернет буквально взорвался, обсуждения в иностранных пабликах, не говоря уже о российских, побили все рекорды. У наших ребят проснулась генетическая память, взыграла кровь - башкиры-воины всегда первыми вставали на защиту Родины.

- Академик Дмитрий Лихачев в своих «Заповедях человечности», говоря о приоритете добра и свободы для человека, писал, что «о каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет…» Что является нравственными вершинами башкир?

 - Открывая заседание Курултая башкир, мы исполняем песню «Урал» - это наш гимн. Поем, а по всему телу бегут мурашки и комок к горлу невольно подкатывается. В эти минуты ты ощущаешь свою принадлежность к великому народу. Во всех наших песнях рассказывается о судьбе и несгибаемой воле башкир. А в древнем эпосе «Урал-батыр» заложены наши нравственные заповеди, как в Коране для мусульман или в Библии для христиан. Поступки Урал-батыра - жертвенность, он всегда на стороне добра и справедливости, подарить миру живую воду - его девиз. Или взять наши национальные костюмы - ими восхищаются во всем мире, они - шедевр, по мнению искусствоведов, а для башкир - это визуальный паспорт идентичности, если хотите. Можно много говорить о сокровищах башкирского народа, оставленных нам предками, - они и есть наши нравственные вершины.

- С вами, как и с Урал-батыром, не поспоришь, да и незачем! Вы правы. И все же мы живем в многонациональной республике и стране. Потому хочется обратиться к другой мысли Дмитрия Лихачева: лучшее национальное в людях сохранится, считал он, а интернационализм понимал как отсутствие национальной спеси. Очень тонкая, согласитесь, грань, как ее соблюдать, не заходя за красные флажки?

 - А по этой части у нас накоплен богатый опыт советского периода - о чем мы говорили в начале беседы. Нельзя его терять. И здесь у нас тоже хватает вершин нравственности - то же великое наследие Мустая Карима. В нем самом национальное и интернациональное очень органично сформировали уникальную личность, потому и все его произведения - кладезь мудрости и глубокой философии. Так что у нас крепкие корни! Победа обязательно будет за нами…

Галина Ишмухаметова