Больше чем музеи

Больше чем музеи
О запуске грандиозного проекта Евразийского музея кочевых цивилизаций, над которым сейчас активно работает ГБУ «Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан», нам рассказал его директор Данир Гайнуллин.

1_Данир ГАЙНУЛЛИН.jpg

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте. На какой стадии находится его реализация?

 - Надо сказать, что его история началась с открытия музея «Шульган-Таш», который получил признание на федеральном уровне, поскольку вышел очень современным и интересным. На сегодняшний день он считается одним из лучших в России. Это подтвердили директора российских художественных музеев, побывавшие в нем.

Понимая, что культурное наследие является драйвером развития экономики и туризма, глава республики Радий Фаритович Хабиров анонсировал создание в Чишминском районе Евразийского музея кочевых цивилизаций. Проект очень амбициозный, поскольку предполагает, что музей займет обширную площадь в 20 тысяч квадратных метров (для сравнения: «Шульган-Таш» занимает «всего» 4 тысячи). Он будет располагаться в 60 километрах от Уфы, в очень красивом месте как в плане ландшафта, так и архитектуры. Здесь сохранился каменный мавзолей Тура-хана, построенный в середине четырнадцатого века. Наверное, это самый древний памятник архитектуры на территории республики. Примечательно, что он дошел до наших дней в первозданном виде без серьезной реконструкции и реставрации, в то время как все остальные подобные сооружения на территории России не раз разрушались и восстанавливались.

3_музей.jpg

Музей покажет развитие кочевых цивилизаций начиная от бронзового века и заканчивая поздним Средневековьем. Планируем несколько тысяч квадратных метров отдать под экспозиционное пространство. Хочу отметить, что найдется место и интерактиву, и древним экспонатам. Помимо этого, будут площадка для выставок, картинная галерея, научный центр, лаборатории, центр цифровой археологии. Гости смогут посетить амфитеатр на открытом воздухе, рассчитанный на две тысячи зрителей, а также центр ремесел с мастерскими по созданию изделий из керамики разных видов.

 Совсем недавно началось строительство визит-центра, который займет пространство в 600 квадратных метров. Внутри, помимо самого центра, появятся небольшая площадка для конференций на 60-80 мест и вспомогательные помещения: кафе, детские комнаты, туалеты. А до конца года рассчитываем проложить тропу в виде деревянного настила, которая свяжет визит-центр с мавзолеем.
Архитектура же проекта основана на идее переосмысления кочевой культуры народов Евразии.

- Наверняка немалый объем работы проводится сейчас и историками?

 - Конечно, мы подводим научную базу. Наши ученые работают с письменными источниками, находящимися как в республике, так и в других регионах и городах России. Также занимаемся в архивах Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Турции. Не будем забывать, что сейчас ведутся масштабные археологические раскопки. Уже два года исследуем селище Подымалово-1, относящееся к эпохе Золотой Орды. Археологи трудятся и непосредственно возле мавзолея. Они уже нашли любопытные артефакты.

4_музей.jpg

Проводятся и научные симпозиумы - например, «Мажитовские чтения». Следующие состоятся в ноябре. Тот археологический, краеведческий и архивный материал, что был собран за последний год, необходимо изучить, ввести в научный оборот и, разумеется, обсудить в рамках дискуссии.
Наши специалисты постоянно думают над будущей экспозицией. Примерно прикидываем, как будет выглядеть сам музей, где какие залы должны располагаться. Расписываем схему размещения экспонатов, например реконструкции золотоордынского воина и многих других. С прообразом экспозиции можно будет ознакомиться в визит-центре. Там же мы хотим опробовать подачу материала.

- То есть речь идет о современном музее с мультимедийным оснащением?

- Да. Вспомните тот же «Шульган-Таш» - яркий образец с современной подачей. Его опыт показал, что культурное наследие может помочь в развитии отдельного района республики. Оно способно обеспечить экономический подъем. Вот мы построили «Шульган-Таш», проложили к нему двадцать километров асфальта. Район обеспечивается газом, современной сотовой связью, интернетом. И уже в первый год музей принял рекордное число туристов.

Мы думаем, что и новый проект окажется как минимум не хуже. Во-первых, музей расположится недалеко от Уфы, поблизости находится международный аэропорт. Там же пересекаются все основные трассы, пролегающие через Башкортостан. Музей имеет большой потенциал для самого Чишминского района. Его глава Ришат Анисович Мансуров сразу загорелся идеей и вместе с нами активно трудится над проектом.

- Получается, особенно важно, что музей расположен в районе, а не в Уфе?

- Абсолютно. Дело в том, что мы находимся на полуострове, уфимская земля - дорогая, к тому же занята жильем, предприятиями. А для подобных музеев необходимо большое пространство. Да и современный турист порой чувствует потребность выехать из каменной урбанизированной среды и подышать свежим воздухом, посмотреть на шевелящийся ковыль, увидеть лошадей и заодно посетить музей, где есть хорошие кафе, рестораны, интересные экспозиции.

6_музей.jpg

- Это первый подобный музей в России?

- Да, учреждений такого плана еще не было. Здесь надо подчеркнуть, что он будет посвящен культуре и истории всей степной Евразии. Мы уже сейчас чувствуем, как соседи смотрят на этот проект с интересом, понимая, насколько актуальную идею и направление мы выбрали.

- Вы упомянули про мастерские…

- Здесь мы тоже отталкиваемся от опыта «Шульган-Таша», где есть похожие отделы, в которых можно создавать глиняные сувениры, работать в лаборатории. Мы решили, что и в новом музее они должны появиться. Посетители смогут воочию увидеть, как производятся горшки, плетутся корзины. И при желании сразу же их купить. Может быть, в дальнейшем речь пойдет даже об изделиях из бронзы и железа.

 Это будет живой музей. Не тот, где просто находятся экспонаты, а куда ты можешь прийти, посмотреть на то, как создавались в древности различные предметы. И даже попробовать сделать их своими руками. Это очень интересно, потому что современные дети порой не знают, откуда появляется хлеб. Очень важно показать, как древний человек эволюционировал, шел к тому, что мы имеем сейчас.

- Мне кажется, что тактильные ощущения еще и позволяют лучше запомнить увиденное.

 - Да, это так. Мы заметили, что в музеях Европы очень много тактильных вещей. Поэтому в «Шульган-Таше» мы не стали закрывать стеклом черепа и бивни мамонтов, рога бизонов, а обработали их специальным материалом, чтобы посетитель мог подержать в руках, сфотографироваться с ними. Особенно это нравится детям. Да и я сам в их возрасте, посещая музей, всегда хотел притронуться к экспонатам. Все же такие моменты впечатляют. В этом отношении наш музей будет очень интерактивным - посетители смогут пострелять из лука, освоить технологию изготовления кожаных вещей. Сейчас людям интересно все. Мы с нашей творческой группой, куда входят археологи, архитекторы, дизайнеры, историки и другие специалисты, изучаем опыт передовых музеев мира, встречаемся с их представителями.

5_музей.jpg

 Нельзя сидеть в Уфе и придумывать что-то грандиозное без оглядки на конкретные примеры. Нужно перенимать чужой опыт и стараться сделать еще лучше. В этом наш принцип.

- А если конкретнее - какими музеями вы вдохновляетесь?

 - При создании «Шульган-Таша» мы опирались в основном на опыт европейских. Например, Ласко и Шове во Франции, Альтамира в Испании, Гёбекли-Тепе в Турции.

 А сейчас мы решили обратить внимание на Китай. В частности, на Национальный, музей естественной истории и искусства. Также взяли на вооружение опыт Казахстана в Астане, заповедника «Гобустан» и центра Гейдара Алиева в Азербайджане, музеев Узбекистана.

- С кем сотрудничаете в области науки?

 - Со всеми республиканскими научными центрами. Например, с Уфимским университетом науки и технологий. Совместно с ними мы проводим археологические раскопки, исследования. Наши сотрудники организуют в стенах вуза занятия по цифровой археологии.

Также работаем с Институтом истории, языка и литературы. Из федеральных центров выделю Институт археологии РАН (Москва), Институт материальной культуры РАН (Санкт-Петербург). Сотрудничаем с Академией наук Азербайджана, музеем «Гобустан», научными центрами Узбекистана, Казахстана, Национальным музеем Китая.

 Работаем и с Эрмитажем, со специалистами которого ожидается совместная экспедиция в Кыргызстан.
Конечно, упомяну и Музей анатолийских цивилизаций Турции - крупнейший в Анкаре. Буквально в августе-сентябре ждем от них гостей. Вообще, мир науки безграничен, мы открыты для всех, и особенно приятно, что центры сами откликаются на наши предложения.

- Вы упомянули про творческую группу. Что она из себя представляет?

 - Во-первых, все ее участники - продукт Уфы и Башкортостана. Снова вспомню «Шульган-Таш». Наши гости удивились, что такой глобальный музей создан исключительно местными архитекторами, дизайнерами, научными специалистами. В случае с Музеем кочевых цивилизаций нас ждет то же самое, благо имеем отличную базу. Например, Нефтяной университет предоставляет архитекторов, дизайнеров. Есть учебные заведения, которые выпускают историков, этнографов. А современные специалисты «дружат» с цифровыми технологиями, и в итоге получается качественный симбиоз. Сегодня башкирские исследователи проводят раскопки с применением GPS-приемников и технологии 3D-сканирования артефактов. Даже специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга желают у нас этому научиться.

А развивается все благодаря таким большим проектам, к которым присоединяются все новые и новые силы. Мы не боимся ставить высокие цели.

 К тому же у нас есть опыт «Шульган-Таша». Этот проект зародился в 2015 году, мы смогли реализовать его за семь лет. За это время сформировалась команда высококлассных специалистов, на подходе новые кадры.

- Началось строительство визит-центра. А когда весь комплекс откроет свои двери?

 - Скорее всего, к концу следующего года будет готов проект самого музея. Затем мы сдадим его на государственную экспертизу, и, если он не вызовет нареканий, приступим к строительству.

- Будут ли организованы туры в новый музей?

- Да, конечно. Каждый раз, когда приезжаем на место строительства, видим, как к мавзолею Тура-хана прибывают на автобусах до 40-50 туристов. По сути, уже сейчас это точка притяжения. А пока будет строиться музей (где-то 5-6 лет), мы сделаем ее более удобной и современной. Создадим людям условия, чтобы они могли узнать полезную информацию, пройти маршрут.
Поток туристов в пещере «Шульган-Таш» тоже был большим. Но с появлением музея люди переосмыслили это место. Здесь будет то же самое.

- Будет ли информация в музее переводиться на наиболее распространенные в мире языки?

- Разумеется. В «Шульган-Таше» все экспозиции подписаны на трех языках - русском, башкирском и английском. Считаем, что в новом музее необходимо добавить еще и китайский. С другой стороны, сейчас существует немало аудиогидов, которые позволяют прослушать экскурсию на удобном вам языке. Я думаю, все это будет реализовано у нас.

- Насколько важен этот проект лично для вас?

- Во-первых, по образованию я историк-археолог. Наверное, каждый специалист мечтает, чтобы в России и Башкортостане появился подобный комплекс, чтобы наука служила людям, а экспонаты не пылились в хранилищах.

Новый музей будет позиционировать республику с новой стороны. Сейчас наш коллектив буквально переживает муки и страдания, потому что большую идею еще нужно детализировать. Подробно расписать каждый миллиметр, чтобы он мог приносить пользу.

 В начале 90-х, будучи археологом, я решил не оставаться в науке, ушел в чиновники. Мой научный руководитель - Нияз Абдулхакович Мажитов - по этому поводу сокрушался. Но в то же время я понимал, что археологов много, а людей, способных управлять процессом, предложить проект правительству, получить финансирование, не хватает. Я работал в системе Министерства культуры, затем - директором Центра народного творчества, возглавлял филармонию и вот вернулся в родную стихию. В ходе разработки проекта музея «Шульган-Таш» с нами сотрудничала известный на весь мир ученый Екатерина Дэвлет. Рассказал ей свою историю, а она ответила, что я в свое время правильно поступил.

Антон СУХАРЕВ