Вперед, юнкор! Анна Богданова

Вперед, юнкор! Анна Богданова

Когда наш кинематограф перестает подражать «западному», когда поднимаются насущные проблемы общества, когда показываются реальные картины российской действительности, именно тогда получаются фильмы, которые можно назвать шедеврами. Такова социальная драма Юрия Быкова «Дурак». Достойная картина, заставляющая задуматься о серьезных вопросах, о которых нельзя забывать.

Эссе «Мой любимый фильм»

Когда наш кинематограф перестает подражать «западному», когда поднимаются насущные проблемы общества, когда показываются реальные картины российской действительности, именно тогда получаются фильмы, которые можно назвать шедеврами. Такова социальная драма Юрия Быкова «Дурак». Достойная картина, заставляющая задуматься о серьезных вопросах, о которых нельзя забывать.

Я — человек, не привыкший видеть худшую сторону нашей жизни, а она порой пропитана ложью, грязью и гнилью. Но мы так живем, мы привыкли закрывать глаза на небо, погрязшее в дыму заводских труб, на дороги, полные рытвин, на людей, вынужденных доживать свой век в грязных трущобах, на чиновников, нагло пользующихся своим служебным положением. Это правда. НО я стараюсь этого не замечать. В итоге, засыпая, я верю в светлое будущее нашей страны, пропуская настоящее. Юрий Быков показывает нам острые проблемы нашего «настоящего». И приходит понимание – никуда от этого не спрячешься.

История простого человека, попавшего в непростую ситуацию. Сантехник Дима Никитин пытается спасти жизни людей в общежитии, которое может рухнуть в любую минуту. Достойное похвалы дело, не так ли? Как оказалось, не так. Обычный провинциальный городок. Обычные люди. Обычная власть. Обычное дело, власть пытается скрыться от ответственности, не боясь пойти на самые крайние меры. Люди, пытаются скрыться от себя и от своих проблем с помощью бутылки. И Дурак, пытающийся помочь. Почему Дурак? Потому что он наивно пытается изменить то, на что все давно уже махнули рукой. В остальном он больше герой из сказки, который не боится трудностей, не боится говорить, не боится действовать, настоящий Иван-дурак. Никитин идет против системы, власти и мнения других людей. Открытый финал этой истории оставляет простор для воображения зрителя. Спас ли Дмитрий жителей дома? Спасся ли он сам от разъяренных чиновников? Рухнуло ли то общежитие? Финал открытый и от этого еще более трагичный, так как реалии фильма не оставляют шанса на хороший конец этой истории.

Много ли среди нас подобных «дураков», способных высказать свое мнение? Какова цена человеческой жизни, даже самой опустившейся? Кто прав? Кто виноват? Картина в духе настоящего критического реализма, с присущей колоритностью русского народа. Суровые реалии нашего настоящего.
«Мы живем как свиньи и умираем как свиньи только потому, что мы друг другу никто». Фраза из фильма, основной посыл, который до нас хотел донести Ю. Быков. Действительно, как бы мы жили, если бы люди не делили других на «мои» и «никто»?

- О чем ты думал?
- О людях, родная.
- А мы с Антоном не люди?
- В общаге 800 человек.
- И все твои жены и дети?

Фильм, не воспринятый большой аудиторией, получивший неоднозначные отклики критиков, он не развлекает, а заставляет взглянуть на существующий мир по-другому. Именно настоящее кино должно вызывать эмоции, должно оставлять свой след в памяти человека. «Дурак» — кино простое и даже слишком, но за этой простотой скрывается суровая правда о жизни.

Что бы вы сами сделали, если бы узнали, что жизни восьмисот незнакомых вам людей находятся под угрозой из-за ветхого старого общежития, которое может рухнуть в любую минуту? Как бы повели себя на месте главного героя? Закрыли бы глаза и молча прошли мимо? Где этот предел человеческому равнодушию и куда может завести слепая вера в справедливость и человеколюбие? Когда же мы перестанем заботиться лишь о себе? Настанет ли наше «светлое будущее», если будем оставаться в стороне от «настоящего»? Фильм-жизнь лишь задает вопросы, ответы на которые должны найти мы сами.

P.S. Орфография и пунктуация автора сохранены.
Автор: Ирина ШИПУНОВА.