Как НКО в Башкирии работают в условиях санкций

Как НКО в Башкирии работают в условиях санкций

Члены Общественной палаты РБ, руководители НКО Айгуль Губачева и Алина Хабирова рассказали о том, с какими сложностями сталкиваются НКО в условиях антироссийских санкций

Это уменьшение количества пожертвований в благотворительные фонды, повышение цен на некоторые лекарства, средства гигиены, специальное питание, технические средства реабилитации, предметы оказания помощи благополучателям, сложности с доставкой средств реабилитации из-за рубежа, а также возросшая психологическая нагрузка на сотрудников НКО. Однако, несмотря на проблемы, НКО не закрываются, продолжают работать и помогать своим подопечным. Сейчас, как никогда, востребовано развитие волонтерского движения в помощь НКО, - отмечают члены палаты.

Член ОБщественной палаты РБ, директор центра "Ломая барьеры" Алина Хабирова: "После введённых санкций против России, под ударом оказалась деятельность некоммерческих организаций. Это касается закупок лекарств, оборудования для подопечных, снижения пожертвований, имеют место быть даже отказы в лечении за рубежом российских детей. Снижение пожертвований от физических лиц связано в том числе с тем, что часть благотворителей были из-за рубежа, и по техническим причинам они теперь не направляют свои средства в российские благотворительные фонды. Что касается пожертвований от юридических лиц, то во многих кампаниях прекратилось финансирование благотворительных программ. Могу по Центру "Ломая барьеры" сказать, что на той неделе у нас был отказ в пожертвовании от юрлица, потому что предприятие попало под санкции.

Понимая все трудности и потребности своих подопечных, некоммерческие организации продолжают помогать. Ни одна известная мне социально - ориентированная НКО республики на сегодняшний день не закрылась. Мы стараемся адаптироваться к стремительно меняющейся обстановке, выстраиваем антикризисные планы, делаем все - чтобы сохранить команду, которая помогает нуждающимся. Недавно, была встреча в Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан, на которой обсуждали меры поддержки некоммерческих организаций. Мы внесли свои предложения, которые помогут нам остаться на плаву, а значит, будут ресурсы для оказания помощи тем, кто в ней нуждается. В любом случае, социально - ориентированных некоммерческие организации продолжают помогать".

Член Общественной палаты РБ, председатель благотворительного фонда тяжелобольным детям «Потерь нет» Айгуль Губачева: "Прямых санкций против российских НКО введено не было, однако наш третий сектор пострадает, поскольку сократятся доходы многих предпринимателей, а значит и снизится количество их пожертвований в благотворительные фонды, благотворительность отойдет на задний план. Их первоочередной задачей будет спасти собственное дело, повысить зарплату работникам, чтобы сохранить команду. Закрылось много иностранных кампаний, а значит много людей осталось без работы, некоторые из которых ранее жертвовали часть своего дохода в российские НКО, оставшись без дохода, они не смогут помогать благотворительным организациям. Выросли закупочные цены на предметы оказания помощи, технические средства реабилитации, цены на лекарства. Также возникают проблемы с доставкой, мы заказали коляску для ребенка из Германии, она должна была прийти в начале февраля - начале марта, мы коляску так и не получили, и непонятно, когда она придет. Возникает психологическая нагрузка на сотрудников НКО, несмотря на свою обеспокоенность происходящим, им необходимо быть в ресурсе и поддерживать своих благополучателей, находить силы для их поддержки.

Сейчас очень востребована помощь волонтеров для НКО-сектора, люди, оставшиеся без работы, могут помогать не деньгами, а делом, для многих людей - занятие волонтерской деятельностью помогает избежать стресса, почувствовать сопричастность к доброму делу, снизить тревожность. Сейчас важна кооперация и живое общение представителей третьего сектора, чтобы была возможность обмениваться информацией по поводу сложившейся ситуации. Важно сохранять целостность команды некоммерческих организаций, чтобы принимать правильные решения в условиях кризиса, какие расходы можно сократить и какие программы на время приостановить, а в каких моментах необходимо усилиться. Надеемся, что со стороны государства будет помощь НКО, чья деятельность сейчас востребована в обществе".

По словам Айгуль Губачевой, другим источником средств для существования НКО кроме пожертвований могли бы стать гранты, но они как правило проводятся периодически и выдаются под конкретный проект, однако есть и исключения. Хорошим примером поддержки НКО были гранты в 2020 году от благотворительного фонда имени Владимира Потанина по конкурсам "Общее дело" и "Новое изменение", которые выдавались на поддержку деятельности некоммерческих организаций и их развитие.

"Было бы здорово, если бы другие грантодатели взяли эти конкурсы в качестве примера антикризисных", - сказала член палаты.