Уфимский художник создал портрет из пятисот лиц

Уфимский художник создал портрет из пятисот лиц

Творческий эксперимент известного графика Рината Миннебаева представлен на выставке «Плато», в котором приняли участие и другие художники республики.

Полеты над мирами
- Если рисунки плато Наско видны с высоты птичьего полета, значит, кто-то может летать и видеть это. И поэтому проект «Плато», - объясняет Ринат.
Взлететь над землей ему помогает воображение. Сверху планета видится загадочной картой с островами пустыни и иероглифами материков. По мнению графика, земной ландшафт сходен с узором человеческого пальца и это не случайно – линии и узоры говорят о прошлом и будущем как отдельной личности, так и всей планеты в целом. Две картины по-настоящему внушают мистический ужас - на полотна прикреплены медальоны с изображением мужского и женского лиц, напоминая могильные плиты.
- Так мы можем видеть наших предков, это - их обобщенный портрет. Для его создания в одну точку сведены почти пятьсот лиц, поэтому они несколько размыты, - объясняет Ринат.

 Художник любит экспериментировать и с материалами, и с современными технологиями. Экспертам хорошо знакома знаменитая серия «бумажной» графики, теперь главным материалом предстала глина, принимающая на картинах различные оттиски и рельефы.
- Экспозиция продолжает предыдущие проекты, в которых применяются авторские приемы и открытия. А работы с глиной у меня уже были, даже выставлял в «Мирасе» скульптуры, вполне самодостаточные, - говорит мастер. - Плоскость меня уже мало вдохновляет, хочется рельефа какого-то, упражнений в тектонике. Поэтому рисунки переходят в объем.

 Одна из двух серий «Стигматы» рассказывает языком искусства символов о дуальности человеческой природы. В «Андеграунде» – размышления о плодах цивилизации.
- Хотел показать, какие жертвы можем принести на алтарь, если будем продолжать жить также. Достаточно заглянуть в любой уголок Земли, чтобы понять, что все может «полететь» в любую минуту, - считает Ринат. – Угрозы таят в себе и система глобального потребления, и возможность мировой войны.
Истрия интересует художника давно, он даже частенько отправляется с учеными в археологические экспедиции. Найденные артефакты вдохновляют его на дальнейшие направления в творчестве.

- Удивительное ощущение на раскопках – была цивилизация и нет, - восклицает Ринат. -
Почти все наши замечательные памятники архитектуры я осмотрел: и Тархан, Хусейнбек, шиханы. Больше всего поразил Шульган-тан – мегапроект мирового уровня. Высота с пятиэтажный дом, не говоря о рисунках и месторасположении.

14642252_1254115657973837_7798039261101620870_n.jpg

Пять мужчин
Это пять разных взглядов на жизнь, на творчество - выставка «Плато» стала единой платформой для синтеза живписи, графики, скульптуры, фотографии, представленных Айратом Терегуловым, Николаем Марочкиным, Владимиром Лобановым, Фирдантом Салиравия и Ринатом Миннебаевым.

- Какое спокойное, большое слово – «Плато». Можно говорить о материковом сознании, базовых силуэтах древности, говорить о тектонике, фактуре, и безусловно, о времени. Совсем небольшая игра слов, и «материнская плата» накрепко увязывает пуповиной бесконечного рождения все возможные силуэты, сегодняшние и вчерашние. Можно говорить об уральском плато, или плато уфимского полуострова. И можно говорить о пуповине родного дома, родной семьи, и уже «плата» напомнит о том, что внешняя незыблемость уязвима. Есть ошибки и утраты, глобальные и очень личные, — отмечает Владимир Лобанов.
Скульптор Фирдант Нуриахметов «Салиравия» сейчас работает с деревом, создавая ностальгические композиции родом из детства. Он читает, что «множество противоречий в конечном счете порождают гармонию. Первоматерия и гармония в любом количественном союзе и определенной последовательности может быть основой всякого творчества».

Мастер графики Айрат Терегулов представил живописные полотна, полные яркой экспрессии линий, складывающихся в образы-воспоминания. Поэтому некоторые картины отсылают к женщине, поющей нескончаемую песню для человечества.
- Мое плато – это погост моих очарований и колыбель моих грехов, - делится он.
Космические пейзажи Байкала в авторском исполнении фотографа Николая Марочкина заставляют взлететь над обыденностью.
- Аскетичное плато Ольхона и холодный Байкал восстанавливают тишину, спокойствие и теряющееся чувство меры, - комментирует он свою серию снимков.

Зиля БАДРИЕВА.
Фото Валерия ШАХОВА.