Трудное дело – жизнь

Трудное дело – жизнь
               Я шла на моноспектакль Даниила Спиваковского «Радость нашего дома» по произведениям Мустая Карима, одолеваемая противоречивыми чувствами. Благодаря ютюбу слышала «Ревизора» и «Мертвые души» в исполнении Спиваковского – зацепило. Но как он будет читать Мустая, не зная всего творчества нашего народного поэта, не зная наших национальных традиций, башкирского колорита?! Боялась фальши и актерской наигранности, которую порой призывают в помощь гастролирующие по стране московские актеры. Каюсь! Спиваковский открыл мне сызнова мустаевскую повесть «Радость нашего дома», которую знаю с детства и не раз читала своим детям.

                   Как же точно актер сумел расставить акценты: сколько искреннего уважения  и восхищения он вложил, описывая с неподдельным почтением образы простых деревенских башкир – бабушки и мамы Ямиля. А какая нежная ирония звучит в созданном актером персонаже  деда Мансура – он не знает грамоты, но знает жизнь, и к нему за советом бегут женщины всей деревни – других мужчин нет, все на фронте. Даиилу Спикавскому удалось крупными эмоциональными мазками создать собственное полотно башкирской деревни   в уральской глубинке в тяжелые годы войны. По-мустаевски теплый, размеренный текст, но чтец добавил свои краски, и картина заиграла по-новому.    
  
                Сцена про уплывающий на плоту башмачок Оксаны в прочтении Спиваковского сжала меня в пружину, перехватило горло – оставалось только самой соскочить и бежать вслед за Ямилем спасать  обувку любимой сестренки. И я не придавала уже никакого значения оживлению сидящих за спиной школьников-подростков, бурно обсуждавших свои планы. Впрочем, не включившихся в слушание оказалось гораздо меньше тех, кто погрузился вместе с актером в минувшее лихолетье. Могу заверить, что со спектакля большинство ребят выходило совсем в другом настроении – улетучилась куда-то залихватская удаль, глаза погрустнели, взгляд стал серьезным.

- Папе вчера повестка пришла, - проронила вдруг девушка другу, державшему ее за руку,

- Да?! – достаточно громко отреагировал юноша и остановился, задерживая поток выходящих из зала зрителей. А потом и сам смутился, словно проявил слабость – сегодня не время расслабляться, сегодня вновь пришло время сильных духом -  наверное, подумалось ему. Мне-то точно такие мысли пришли. Моноспектакль Спиваковского оказался столь актуальным и своевременным, что остается лишь удивляться прозорливости большого мастера слова. Восхитили меня снайперски точные вкрапления в спектакль стихов Мустая Карима – одного из моих самых любимых про «трудное дело – жизнь», помните:

Полз мальчик на четвереньках,
Он был еще очень мал.
С последней он сполз ступеньки,
Коснулся земли и… встал.
Как будто он знал, что от века,
Есть на земле закон:
Родившийся человеком
Не ползать по ней рожден!
На ноги встав однажды,
не упади, держись!.. –
Так начинает каждый
Трудное дело - жизнь.

                   …Вот и Ямиль, выхватывая из своего арсенала сокровищ деревянное ружье, чтобы успокоить испугавшуюся от завываний ветра сестренку, делает в своей жизни первые шаги настоящего мужчины. Но и его ждет потрясение: заговорившую на чужом языке и ставшую своей в далеком селе  Оксану забирает вернувшийся с войны отец. Но нет никаких сомнений, что башкирская и украинская семья обрели общие корни, общую судьбу…

            Мустай Карим, воевавший в Великую Отечественную войну на Украинском фронте, освобождая сожженные  фашистами деревни, встречал людей, потерявших всех родных, чудом уцелевших от нацистов, подобно его героине Оксане. Правдивая история воплотилась в повести «Радость нашего дома»: Мустай Карим остается в ней верен себе – она не о жестокости и зверствах, а о любви и добре, которым народный поэт следовал всю жизнь. И Даниил Спиваковский мастерски  считал код Мустая – заставив зрителя в очередной раз задуматься о смысле бытия. Мне показалось, что родился новый творческий тандем – Мустая и Спиваковского. Не случайно же в финале спектакля заслуженный артист России Даниил Спиваковский прочел мустаевских жизнеутверждающих «Птиц», как ориентир для всех нас, живущих вновь в беспокойные времена:

Все завершил. Покончил с мелочами,
И суета осталась позади…
И вот сейчас с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди.
Идущие на бой во имя чести!
Вам — первый дар, всем прочим не в укор:
Для вас, взгляните, в дальнем поднебесье
Орел могучий крылья распростер.
Те, кто в пути! Вам — бодрым и усталым —
Шлю журавля сквозь ветер в ранний час.
Кукушку, чтобы долго куковала,
Больные, выпускаю я для вас.
Влюбленные! К вам соловей, неистов,
Рванулся — петь все ночи напролет.
Томящиеся врозь! Вам голубь чистый
К надеждам старым новые несет.
Отчаянных, и робких, и недужных —
Всех одарю я, всех вас птицы ждут…
Нет только ничего для равнодушных,
Пускай без птиц — как знают, так живут…

Галина ИШМУХАМЕТОВА
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ