О, этот джаз длиною в жизнь!

О, этот джаз длиною в жизнь!

Он вошел в зал, не привлекая внимания. Тихонько сел в самом конце, когда артисты уже выходили на сцену – мужчина с гладко выбритой головой, в видавшем виды кожаном плаще. Пожалуй, лишь нарочитая плавность и размеренность движений выдавали в нем бывшего музыканта.

Вокруг сидели самые разные уфимцы – молодежь, пары в возрасте, представители творческого бомонда. Выступление джазового ансамбля «Орлан» Олега Киреева собрало в зале Башгосфилармонии настоящий аншлаг. Но тех, кто действительно понимал толк в этой музыке, было немного. Одним из знатоков «бибопа» и «мануша» оказался Федор Поскребышев.

— «Орланцев» я полюбил еще во времена СССР. Тогда жил в Киеве, сам пытался что-то играть. И вдруг афиша: приезжает ансамбль из Башкирии. Решил, что джаз с южного Урала – это интересно, - вспоминает он.

Музыканты готовы. Трубач, барабанщик, басист. Разумеется, куда же без клавишных? Вместо рояля – его электронный собрат родом из современности под названием синтезатор. Но это еще не все. Внимание привлекает большой белый экран в центре сцены. Вместо архивных видеокадров на нем в режиме онлайн расцветают причудливые песочные картины. Вместо холста у художницы Екатерина Король – стеклянный ламповый стол, оснащенный видеокамерой. Пролетают короткие секунды тишины, и вот уже льется волшебная музыка. «Спиричуэлс» - это даже не стиль или направление. Это гремучая смесь обрядовых ритмов, религиозных песнопений и мелодий американских рабочих начала прошлого века. Потому, наверное, и открывает концерт разливистая дробь. Одна из особенностей джазовой школы ударных – нелинейность партий. Если тот же рок-н-ролл играется в несколько заранее прописанных «квадратов», то здесь предугадать что-то на слух сложно. Отработав по основным барабанам, музыкант добавляет специй, ветерком пробежавшись над тарелками. Минута за минутой мужчины теряют серьезный вид: клавишник, улыбаясь, выдает замысловатые пируэты, саксофон уносит восприятие куда-то прочь из зала – в пылающую огнями бродвейскую ночь.
1zz0gVBIpdo.jpg
Композиция называется «шествие святых». А на экране – причудливая фантасмагория с космическим мотивом. Десятки людей, объединившись в марш Мира и Творчества, отправляются к самому сердцу вселенной. Но легким движением руки все меняется: теперь уже «юноша бледный со взглядом горящим» предстает нашему взору. Будто прислушиваясь к игре, он слегка наклоняет голову. Кто, знает, может скрывшаяся вселенная – не вокруг, а внутри сердца? О чем же он задумался? Разумеется, о любви. Вот уже возникает прекрасная пара на фоне города, погружающегося закат. Для них мгновение будто бы остановилось.

— И я был таким. Знаете, романтика. Молодой выпускник училища искусств, первые выступления в ресторанах, своя группа. Девушкам мы нравились. Друзья, помню, развлекались, веселились – ничего серьезного. А я не разменивался. Все искал большой и чистой любви… , - вспоминает мой собеседник.

Кто-то скажет: жизнь далека от идеальных представлений. Однако с нашим героем она сыграла добрую шутку. Годы юности остались позади, саксофон лежит в чехле на антресолях. Но рядом – любимая жена, которая играла в женском блюзовом ансамбле с ироничным названием «Осеннее настроение». Правда, на кларнете. Хотя это уже детали….

— Думали прийти сюда все вместе. Только вот дочери вместе с оркестром послезавтра улетать на фестиваль в Москву, она и мама собирают вещи. Потому сегодня я один, - улыбается старый ценитель музыки.

«Девушка с Ипонэо» – так звучит следующая композиция. Повинуясь движению рук басиста, зал переносится на теплое бразильское побережье. Сидя в пляжном кафе летом 1962 года, композитор увидел 18-летнюю девушку. Мимолетная встреча легла в основу пьесы.
Вот как эту картину рассказал художник. На экране появляется цветочный букет. Каждый листик, каждое соцветие сложены в единую композицию. Но это – лишь ее фоновый антураж, предмет интерьера. Волосы, непослушными копнами падающие на плечи, наивный и немного лукавый взгляд, легкие веснушки на щеках – такова муза в представлении Екатерины Король.
7hVouJsTCMY.jpg
Непринужденная мелодика клавиш рассказывает уфимцам о теплой суете курортного города. Что это? Ветер, упругий рокот волн, голоса прогуливающихся туристов, гудки машин. Можно потеряться, растворившись в этой карнавальной суете. Но образ прекрасной купальщицы заставляет шум утихнуть. По словам его создательницы Екатерины Король, в работе с песком – масса своих нюансов. Например, сама она предпочитает материал с берегов индийского океана. Он идеален по текстуре и составу. А еще, конечно же, напитан теплым южным солнцем.

Творения рук этой женщины не оставили равнодушными никого. Да и сами джазмены, отыграв свой сет, поблагодарили девушку мастерицу искренними улыбками. Не остался в стороне и наш новый знакомый: по его словам, атмосферные фотографии вечера дочка увезет с собой на гастроли.

Автор: Иван БЕГМА.
Фото автора.