Минкультуры нашло пропаганду суицида в шоу «К.У.К.Л.А.» Запашных

Минкультуры нашло пропаганду суицида в шоу «К.У.К.Л.А.» Запашных

Ведомство попросило руководство Большого Московского цирка увеличить возрастной ценз представления, но Запашные решили убрать спектакль из репертуара.

Спектакль «К.У.К.Л.А.» исключен из репертуара Большого Московского цирка (БМЦ), после того как Минкультуры направило руководству цирка письмо с просьбой повысить возрастной ценз представления с «6+» на «12+», в частности потому, что в одной из песен спектакля речь идет о суициде.

В Минкультуры «Известиям» заявили, что письмо было направлено «в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в связи с обращениями граждан о несоответствии возрастной категории «6+», присвоенной спектаклю Большим Московским цирком».

— Необходимо отметить, что письмо Минкультуры не содержало рекомендаций об исключении спектакля «К.У.К.Л.А» из репертуара цирка и не устанавливало конкретную возрастную категорию. Руководство цирка само решило исключить спектакль из репертуара с 4 февраля, о чем письменно сообщило в Минкультуры, — подчеркнули в пресс-службе ведомства.

Премьера представления «К.У.К.Л.А.» состоялась еще в 2012 году в «Лужниках». В спектакле рассказана история девушки Долорес, у которой уводят возлюбленного. Далее по сюжету коварный доктор Хейтс обещает главной героине решить все ее проблемы, погрузив «в другую реальность». В итоге он превращает Долорес в тряпичную куклу и она попадает в таинственный Дримвиль — место, где живут такие же жертвы Хейтса.

В начале спектакля, находясь в смятении, героиня исполняет песню, в которой есть слова: «Я покинута, за что, скажи? Почему вдруг померкли краски? Всё напрасно, не нужна я никому. Но есть для вас ответ — петля и пистолет. Здесь, в мире вечных бед, мне места нет. Сколько можно с ложью биться? Непонятно, для чего дальше жить. Так легко отравиться, утопиться — есть много способов это прекратить. Пусть он здесь остается тихо тлеть, у него будет время пожалеть».

Директор БМЦ Эдгард Запашный в разговоре с «Известиями» отметил, что ему непонятны причины, по которым Минкультуры рекомендовало повысить возрастной ценз шоу, а намеков на суицид в тексте песни Долорес нет.

— Самая трагичная песня, которую я слышал в своей жизни, это I will always love you в исполнении Уитни Хьюстон. Если докапываться до этого текста, то и в нем можно найти что-то суицидальное: «Я все равно буду тебя любить» — получается, что человек обречен в своей любви. Когда человек хочет найти что-то плохое, он найдет это даже в золоте и в его блеске, — считает Эдгард Запашный.

По словам директора БМЦ, повышение возрастного ценза негативно сказалось бы на продажах билетов, а потому постановку решили больше не показывать и заменить на другую.

— Ограничение «12+» очень сильно повлияло бы на возможность аудитории всей семьей приходить в цирк, потому что детей водят к нам с самого детства: основная аудитория начинается с возраста 5 лет. Я считаю, что было бы неправильно лишать эту аудиторию посещения цирка. И мы решили снять этот спектакль. Но кроме самого факта, что спектакль снят с репертуара, нас ничего не расстроило. Этот спектакль тут же был заменен на шоу «Эмоции» с категорией «0+»: он более прост в своей драматургии, более доступен, не вызывает вопросов, и с ним ничего подобного произойти не может, — уверен Эдгард Запашный.

По мнению клинического и детского психолога Елены Закатовой, просьба Минкультуры увеличить возрастной ценз на подобный спектакль — справедлива.

— Увеличение возрастного ценза на шоу, в котором упоминается суицид, — справедливая просьба, потому что так можно избежать обсуждения и даже культивирования мыслей о суициде. Конечно, ребенка в шестилетнем возрасте интересуют темы жизни и смерти, но при этом они не суицидального характера. Такие вещи мы обсуждаем с детьми предпубертатного возраста, начиная хотя бы с 12 лет. Потому что именно к этому возрасту начинают задаваться более острые вопросы, а для детей младшего возраста это нехарактерно, — считает психолог.

В интернете множество отзывов на спектакль «К.У.К.Л.А.». По словам Эдгарда Запашного, на 1 тыс. положительных откликов цирк получал 1–2мнения людей, которые «имеют какие-то претензии». Действительно, в ряде отзывов родители, восхищаясь качеством шоу и входящими в его состав цирковыми номерами, отмечают, что спектакль предназначен скорее для взрослых, чем для детей. Так, на сайте «Отзовик» в одном из отзывов, оставленных в октябре 2015 года, среди достоинств отмечаются номера с лошадьми и тиграми, а среди недостатков — «страшные костюмы артистов, музыка и фоновый голос рассказчика».

«Купили билеты спонтанно в день представления. Каюсь, даже не посмотрела, на что идем. Пошла с детьми 6,5 и 3 года. Не буду говорить о качестве исполнения трюков, мастерстве и прочем. Скажу только об общей атмосфере представления — очень неприятная, удручающая, совершенно недетская. Жаргонные слова, жестокие сцены, куклы, как из фильма ужасов, с зашитыми ртами и черными глазницами... Кошмар какой-то! Песня про затягивающуюся петлю, рыдания и сцена казни куклы с накинутым покрывалом на голову... Дети стали жаться ко мне, младший стал плакать, что ему страшно... Короче, я плюнула на потраченные деньги, и мы просто встали и ушли!».

Пользователь под ником Avrelia в ноябре отметила высокое качество грима и костюмов, эффектные трюки воздушных гимнасток, но сюжет посчитала непонятным для детей.

«Сюжет — как в обычном мюзикле, с элементами шизофрении и философии, про вечную борьбу добра со злом. Детям понять такое трудно, а момент с петлей и депрессией главной героини вовсе отдает безысходностью. Короче, «16+» тут ставить надо».

По мнению пользователя Матильдочки, оставившей отзыв на сайте «Отдых с детьми» в январе 2013 года, шоу должно иметь возрастной маркер «12+».

«Были на шоу с детьми 7 и 8 лет. Я согласна с мамой, написавшей ниже: шоу — не для детей младше 12 лет. Это однозначно. Очень одиозные устрашающие костюмы и грим актеров, явно готический подтекст песен и всего происходящего. Одни медсестрички в одежде из секс-шопа чего стоят... И их танцы вокруг шеста. Очень пугали внезапные выстрелы».

Эдгард Запашный считает, что «всем не угодишь», а маленький зритель «в принципе многие вещи не понимает, особенно если есть сложная текстура или показаны отношения между двумя героями».

— Мы смотрим «Винни-Пуха» в детстве, а потом — во взрослом возрасте, и он становится совершенно другим мультиком. Потому что взрослые понимают, сколько вещей пропускали в детстве из-за того, что не до конца осознавали текст. А так называемые шесты сейчас — это официальный вид спорта, проводятся соревнования на международном уровне, хотя многие люди относятся к танцу на пилоне как к чему-то очень эротическому. Из-за определенных стереотипов многие наши зрители думают, что этот номер исполняют стриптизерши. Хотя из четырех девушек, которые выступали, ни одна никогда публично не раздевалась. Они имеют звания чемпионов и вице-чемпионов по этому виду спорта. Но так устроен человек: если он чего-то не знает или не понимает — он усугубляет. Надо расширять свой кругозор, и тогда все будет хорошо. Голых людей в шоу не было, эротических элементов тоже, — сказал директор БМЦ.

Пять спектаклей, которые возмутили общественность

Изъятие спектаклей из репертуара после вмешательства общественности стало распространенным явлением за последние 5 лет. За это время целый ряд постановок подвергся проверке правоохранительных органов по просьбам зрителей, обвинявших режиссеров в привлечении детей к участию в постановках, содержащих сцены насилия, а также в оскорблении чувств верующих и пропаганде однополой любви. Однако многие проверки завершались благополучно для театров, и постановки оставались в репертуаре.

1. «Сон в летнюю ночь» Кристофера Олдена

В 2012 году руководство Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко было обвинено в пропаганде педофилии и наркомании из-за постановки оперы «Сон в летнюю ночь» американского режиссера Кристофера Олдена. Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов получил письмо «от лица родителей» ребят из детского хора, в котором утверждалось, что спектакль содержит сцены разврата и насилия несовершеннолетних. Через несколько дней после скандала на сайте театра появилось «Открытое письмо реальных родителей реальных детей» с утверждением, что никакого разврата в спектакле нет. В итоге экспертная комиссия департамента культуры Москвы побывала на премьере «Сна в летнюю ночь» и не подтвердила обвинений. А премьера спектакля прошла с большим успехом.

2. «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова

В 2013 году проверке следователей на наличие сцен педофилии и сцен насилия с участием детей подвергся спектакль Кирилла Серебренникова «Человек-подушка» по пьесе ирландского драматурга Макдонаха, премьера которого состоялась в 2007 году на сцене МХТ им. А.П. Чехова. Инициировала расследование коалиция «За нравственность». Но по результатам проверки нарушений обнаружено не было: спектакль включен в действующий репертуар театра с возрастным ограничением «18+».

3. «Идеальный муж» Константина Богомолова

В этом же году общественное недовольство вызвала комедия Константина Богомолова «Идеальный муж». В феврале состоялась ее премьера. Через несколько месяцев два активиста попытались сорвать спектакль, выйдя на сцену и начав агитировать против постановки, но были задержаны за хулиганство. До этого постановка уже подвергалась осуждению РПЦ за «кощунственное осквернение символа распятия и пропаганду однополых отношений». Также в ноябре-декабре в полицию поступило 23 заявления о проверке постановки «Идеальный муж», затем они были переданы в Следственный комитет России. Однако уголовное дело не было возбуждено, и спектакль продолжает идти на сцене МХТ имени Чехова.

4. «Тангейзер» Тимофея Кулябина

В начале 2015 года широкий общественный резонанс вызвала постановка оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» режиссера Тимофея Кулябина в Новосибирском театре оперы и балета. 24 февраля было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера Кулябина. Они обвинялись в «умышленном публичном осквернении религиозной или богослужебной литературы или предметов религиозного почитания». В одной из сцен спектакля демонстрировался постер, изображающий распятие в лоне Венеры и сталкивающий две основные линии вагнеровской оперы — темы христианского смирения и эротических соблазнов язычества. 10 марта суд закрыл дело в связи с отсутствием состава правонарушения. Мездрич и Кулябин были оправданы. Однако Минкультуры уволило Мездрича с поста директора театра, назначив на эту должность Владимира Кехмана. В конце марта новый директор исключил постановку оперы «Тангейзер» из репертуара.

5. «Банщик» Варвары Фаэр

В апреле 2015 года актеры Псковского академического театра написали письмо Владимиру Мединскому с просьбой запретить готовящийся к постановке спектакль «Банщик», в сценарий которого режиссер Театра.doc Варвара Фаэр включила нецензурную брань и эпизод с обнаженными женщинами, пьющими в бане. На следующий день министр культуры приехал в театр. По результатам переговоров худсовета было решено снять пьесу с постановки.

Автор: МАРАТ ЛУТФРАХМАНОВ