Золотая лихорадка Башкирии

Золотая лихорадка Башкирии

О золоте на башкирских землях знали с давних времен.

В Национальном музее РБ открылась выставка «Индустриальное наследие Республики Башкортостан: к вопросу об истории золотодобычи и освоения нефтяных месторождений». Любителей истории родного края ждет масса интересных исторических фактов с фотографиями, образцами пород, макетами нефтяных вышек и другими артефактами.

Нефть Золото_Монтажная область 1.jpg

Но мы остановимся на истории золотодобычи: это достаточно обширная тема.

Древнегреческие историки писали, что далеко на северо-востоке, за степями русской равнины, высятся Рифейские горы, где «золото в огромных количествах». Эллины, побывавшие в этих землях, видели у скифов, кочующих от моря до Рифейских (Уральских) гор, много красивых изделий из чистого золота – ими была украшена даже лошадиная упряжь. Тому, что желтый металл добывался в наших краях с древнейших времен, есть археологические доказательства: на Султановском прииске обнаружены следы разработки кварцевых жил при помощи каменных орудий.


Первый открытый в нашей стране рудник с большими золотыми запасами был уральским: в 1745 году житель села Шарташ (сегодня это часть Екатеринбурга) Ерофей Марков обнаружил на речке Березовке месторождение золота. В 1752 году открыт Березовский рудник, который разрабатывается до сих пор.



В 1797 году в Оренбургскую губернию была отправлена поисковая партия для отыскания руд благородных металлов под управлением берг-гауптмана Евграфа Мечникова. Он обнаружил золотосодержащие породы и в устье реки Миасс и на реке Ай, часть открытых им месторождений располагалась на севере Учалинского района. Весь последующий период до XX столетия можно назвать «золотой лихорадкой на Урале и в Башкирии». В XIX веке Южный Урал становится главным поставщиком золота царской казне.

В 1814 году добытчики поняли, как отделить золото от песка, и стали искать не только рудное, но и россыпное золото. (Кстати, все самые известные золотые лихорадки в мире – в Калифорнии (1849), Австралии (1851), Южной Африке (1886), на Клондайке (1896) и Аляске (1898) начались именно после этого открытия). Вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел.

В 1824 году на реке Ташкутарганке открыли новую золотую россыпь и прииск - в честь царствующего императора Александра I он был назван Царево-Александровским. Прииск оказался богатейшим: промывка песка показала содержание «более фунта золота во ста пудах», Он стал рекордным и по количеству крупных самородков: только за один год было найдено 52 штуки.



Осенью 1824 года император Александр I предпринял путешествие по Уралу и 23 сентября посетил Царево-Александровский прииск недалеко от Миасса. Незадолго до приезда государя мастеровой Дементий Петров откопал самородок, который начальник златоустовских горных заводов Степан Татарников и преподнес в дар царю, после чего император выразил желание самостоятельно поработать на прииске. Ему удалось накопать 22 пуда песка. Подаренный самородок император взял себе на память и «оставил рудник в совершенном удовольствии».

А в 1842 году на уже оскудевшем, казалось бы, Царево-Александровском руднике нашли самый крупный за всю историю золотодобычи в России самородок весом 2 пуда 7 фунтов 82 золотника, или 36,2 кг. Он получил название «Большой треугольник» и был отправлен со специальным конвоем в Санкт-Петербург. Сегодня самородок хранится в Государственном Алмазном фонде.


Самородок Большой Треугольник

В 1842 году издан указ о «дозволении частным лицам отыскивать, разведывать и разрабатывать золотоносные россыпи в землях Оренбургского казачьего войска». Правда, заниматься этим было позволено лишь лицам привилегированных сословий: даже купцам, если они записаны ниже второй гильдии, было в этом праве отказано.

Новый Горный устав, разрешивший заниматься добычей золота «всем русским подданным и иностранцам, без различия сословий...», появился в 1870 году - в период реформ Александра II. В 1877 году Миасские прииски были отданы в аренду частному капиталу. (А ведь только с 1864 по 1875 годы они принесли государству чистую прибыль на 3 183 320 рублей). Товарищество графа Левашова, Дарагана и К˚ обязалось отдавать государству 20% от добываемого золота.

В пользу башкир промышленники были обязаны платить 10% со всего объема добытого золота, или 10% чистой прибыли. Две трети этой суммы раздавались вотчинникам, одна треть поставлялась в общественный башкирский капитал.

Можно сказать, первым олигархом Уфы был крупный золотопромышленник, дворянин, купец первой гильдии, действительный статский советник, почетный гражданин города Иван Фёдорович Базилевский (1791-1876), владевший золотыми приисками как в Башкирии, так и в Енисейской губернии (Красноярский край). Поселившись в Уфе, он жертвовал на постройку нового деревянного театра в Уфе в Софьином саду вместо сгоревшего, на строительство сельских школ, церквей, содержание бедных, престарелых людей и инвалидов, оплатил учебу пианистки Веры Тимановой. Также он приобрел пароход «Манатура», который в позапрошлом веке совершал товаро-пассажирские рейсы между Уфой и Набережными Челнами, став таким образом одним из первых пароходчиков Уфы.



Дом Базилевских в Уфе

Зачинательницей дела Рамеевых стала Ханифа Альмухаметовна Рамеева: в 1870 году она заключила контракт с башкирами-вотчинниками бурзянских волостей, взяв в аренду землю под прииски. В 1880 годах она передала прииски в собственность своему мужу Мухамет-Садыку Рамееву, а от него их унаследовали сыновья - Мухамет-Закир и Мухамет-Шакир. Прииски Рамеевых располагались в нынешних Бурзянском, Баймакском, Абзелиловском районах. С одного только Гадельшинского прииска за время разработок было добыто около 52 пудов, или 851,78 кг золота.


Дом Рамеевых на Султанском прииске

В Баймакском районе, вблизи озера Султанкуль, находился Султанский прииск, принесший Рамеевым и их предшественнику генералу Жемчужникову 143 пуда 9 фунтов 38 золотников, или 2,3 тонны золота. Здесь - в деревне Балканы - находилась резиденция Рамеевых. Здание в модном мавританском стиле проектировали иранские и немецкие архитекторы, для отделки использовался мрамор. К сожалению, до наших дней оно не дожило - сгорело в 1943 году. Рядом с озером Султанкуль - теперь на речке Карасаз - добывают золото и сегодня.
Рамеевы были известными благотворителями. В деревнях башкир, с которыми заключали договора, строили мечети, открывали медресе. Закир Рамеев был не только промышленником, но и поэтом. Он творил под псевдонимом «Дэрдменд» (в переводе с персидского - «опечаленный»), а также был издателем национальных газет «Вакыт» («Время») и журнала «Шуро» («Совет»). И при этом не напечатал ни одной своей книги, хотя переводами его стихов занимался Ф. Тютчев.

Закир Рамеев.jpg
Закир Рамеев

Закир Рамеев избирался от мусульманской части Оренбуржья в III Государственную Думу. Он дожил до революции 1917 года и добровольно передал свое имущество в руки новой власти. Его сын Искандер, учившийся в Германии, стал инженером Баймакского медеплавильного завода, возглавлял трест «Башзолото». Его несколько раз арестовывали, а в 1937 году он был репрессирован и умер в лагере.

Сын Искандера Башир Рамеев стал изобретателем первых советских ЭВМ.

Золотопромышленная фирма Горяевых славилась своими богатствами по всему Уралу. Ее основатель Константин Панфилович Горяев развернул добычу золота на западном склоне горы Иремель, построил золотопромывальные фабрики, оборудовал предприятия паровыми двигателями, шлюзами. На его приисках вблизи озера Колтубан, деревень Ниязгуловой, Буримбаевой и Хасяновой, (Абзелиловский, Баймакский район) добывалось не только золото, но и платина, серебро, марганцевая руда, медно-колчеданные руды. Средняя зарплата его рабочих составляла: мужчинам - от 12 до 25 рублей, женщинам - от 7 до 12 рублей в месяц.
После смерти основателя дело Горяевых пришло в упадок, и многие прииски были заброшены, но в районе самого богатого из них - Таналыко-Баймакского - добыча ведется и сегодня.

В 1897 г. в России благодаря экономической политике С.Ю. Витте, стержнем которой была опора на иностранные капиталы и опережающее развитие индустрии, удалось стабилизировать денежное обращение: кредитные билеты обеспечивались золотом. Капиталовложения в золотодобычу стали приносить высокие прибыли, способствуя наращиванию масштабов производства.

IMG_20221104_200021.jpg
Открытый способ добычи руды

В 1911 году Южно-Уральское горно-промышленное акционерное общество покупает красноуфимского купца А.Ф.Кабанова за 970 тысяч рублей 66 приисков, взятых у башкир в 36-летнее пользование. Фактически же многими приисками управлял будущий шотландский миллионер Лесли Уркварт - директор Англо-Сибирской компании, живший в России с 1896 года. Эта компания также управляла обществом Кыштымских горных заводов, которые были оснащены невиданным в России американским оборудованием. Одним из управляющих компании был также будущий 31-йамериканский президент Герберт Гувер. Поработав в Австралии, Китае, Индии, он начинал карьеру в России горным инженером на Кыштымском медеплавильном заводе.

IMG_20221104_200026_1.jpg

Заработок рабочих Южно-Уральского АО в 1912 г. колебался от 50 до 80 копеек за 12-часовой рабочий день. А в начале мая 1917 г. был установлен 8-часовой рабочий день с сохранением платы за 10-часовой. На реке Таналык компания основала Баймакский медеплавильный завод, давший стране за годы существования более 81 тысяч тонн черновой меди.
С 1832 по 1917 годы на территории нашей республики было добыто около 42 тонн золота.
В первые десятилетия советской власти был открыто немало новых месторождений. Старые заводы в Баймакском и Учалинском района реконструировались, строились новые. В результате было добыто 760 кг золота - против 450 кг добычи 1917 года. Однако золота молодой советской республике все равно не хватало. Руководство Башкирского горного треста почти каждый день слало на рудники телеграммы: «Все силы - только на добычу металла!» «Отпуск никому не давать!». Зимой и осенью к работам по золотодобыче привлекали и колхозников.

IMG_20221104_200159.jpg

С началом войны работа на приисках не остановилась. Места ушедших на войну мужчин заняли женщины и подростки. 13-14-летние Хакима Муталлапова, Зайтуна Салимова, Салима Кужагильдина промывали золото и летом, и зимой, стоя в ледяной воде. В военные годы было получено 8,8 тонн золота. В фонд обороны страны в 1943 году учалинцы сдали 6 млн 700 тысяч рублей, старатели - 12 килограмм золота и 120 тысяч рублей. В том же году 4 кг золота было направлено на восстановление Сталинграда.

В 1939 году было открыто Ново-Сибайское месторождение полиметаллических руд - одно из самых богатых на Урале, но война отодвинула планы его освоения, и первую черновую медь Сибайский медеплавильный завод выдал в январе 1944 года, что сразу же повлияло на выпуск всей продукции.


Сибайский карьер

На сегодня разведанные запасы золота в Башкирии составляют 550 тонн. Ежегодно из наших недр извлекается около шести тысяч килограммов благородного металла, а в 2004 году было добыто 170 тонн. Традиционно золотоносные районы - Учалинский, Баймакский, Белорецкий, Хайбуллинский, Абзелиловский, Бурзянский. Из 53 разведанных месторождений используются только 17.

В республике встречаются самородки весом до 400-800 г. Еще один знаменитый самородок - «Ирендыкский медведь» весом 4,788 кг - обнаружен в 1992 году. Его нашел в долине реки Карасаз житель деревни Кусеево Р.И. Утягулов при вспашке земли.


Самородок Ирендыкский медведь

Внутренняя добыча драгоценных металлов - важный ресурс любой экономики. Золотая промышленность России ежегодно приносит государству более 2,5 млн рублей в виде одной только процентной подати с золота. По разведанным запасам золота и объемам его добычи наша страна занимает второе место в мире. После распада СССР разведочные работы резко сократились, в результате по объемам добычи Россию значительно обошел Китай.
Как считает заведующая отделом истории края Национального музея Вера Макарова, сегодня дореволюционные медеплавильные заводы, старательские золотоизвлекательные фабрики и разрезы, карьер Сибайского месторождения, отработанные нефтяные шахты представляют собой хорошую базу для развития геотуризма.

Екатерина КЛИМОВИЧ.