Из истории уфимских приходских училищ

Из истории уфимских приходских училищ

Во второй половине XIX века с развитием промышленности в России все чаще поднимался вопрос о развитии начального образования.

Еще по «Уставу народным училищам в Российской империи» – первому в России закону об образовании, который 5 августа 1786 года подписала Екатерина II, планировалось открыть в каждом губернском городе главное народное училище, а в каждом уездном – малое народное училище. В июле 1789 года Главное народное училище для мальчиков было учреждено и в Уфе. 5 ноября 1804 года Александр I утвердил устав учебных заведений, подведомственных университетам, в соответствии с которым система светского образования в России стала включать в себя четыре ступени – приходские (начальные) училища, уездные училища, гимназии и университеты. Гимназии открывались в каждом губернском городе, уездные училища – в каждом уездном городе, приходские – в городах и селах. Предусмотренные уставом 1804 года гимназии и уездные училища действительно были открыты по всей России (в Уфе мужская гимназия основана в ноябре 1828 г.), что же касается приходских, то их сеть так и не была создана.

В 1839 году за счёт казны для Уфимского уездного училища был приобретён земельный участок на углу нынешних улиц Пушкина и Цюрупы (по соседству с нынешним садом Аксакова). 1 марта 1839 года в одном из принадлежавших этому уездному училищу флигелей открылось Первое городское мужское приходское училище. Следует отметить, что в дореволюционной России слово «приход», кроме чисто церковного значения, означало ещё и территориальную единицу, по функциям приблизительно соответствовавшую нынешним районам, правда, значительно меньшую по территории и численности населения (вплоть до 500-700 человек). Причем слово «приходские» в названии училищ не имело отношения к церковному приходу – это не вполне удачный перевод немецкого понятия, означающего общину. Ведь если средства на содержание гимназий и уездных училищ выделяло государство, то приходские училища должны были открывать и содержать городские и сельские общины. А при церквях существовали свои школы – в отличие от приходских училищ они именовались церковно-приходскими.

К середине 1890-х в Уфе было уже восемь приходских училищ, кроме того, работали ещё ремесленное и женское училища. В октябре 1889 года приходское училище было основано и в Нижегородке – оно стало 5-м по счёту.



Школа № 5 в здании бывшего 2-го приходского (Кузнецовского) училища. 1947 г.

…В 1760-е гг. крестьяне графов Шереметевых из Нижегородской губернии с разрешения хозяина переехали в Уфу и поселились на горе над Сутолокой. На новом месте занимались выделкой кож. Но в 1802 г. они переселились, самовольно заняв свободную тогда местность у реки, которая вскоре стала называться Нижегородской слободой.

Строительство жилых домов в слободе велось хаотично, в связи с чем в 1868 г. появился особый план застройки Нижегородки, но местные жители его в массе просто игнорировали. К 1880-м сюда переселилось много крестьян из Уфимского и Бирского уездов, в слободе возник большой промышленный район с лесопильными, кожевенными и кирпичными заводами. Позже появилась также спичечная фабрика. В настоящее время об этом прошлом говорят лишь названия нижегородских улиц: Шерстомойная, Кожевенная, Перевалочная, Бурлацкая, Придорожная.

В 1879 г. население Нижегородки составляло 1328 чел., в т.ч. 1034 русских, 289 татар и башкир. Примерно 5-6% от этого числа составляли дети моложе 9-13 лет, т.е. те, которым нужно было учиться. В отчёте инспектора народных училищ Уфимского уезда Ивана Ивановича Троицкого говорилось, что Нижегородка с преобладающим раскольническим населением не имела в те годы никакой школы.

В 1896/97 учебном году учителем 5-го приходского училища назван Александр Андреевич Лебедев (он работал в училище вплоть до 1917 г.), помощницами его были Клавдия Дмитриевна Стрежнева и Вера Алексеевна Воскресенская. Где размещалось училище в то время, выяснить пока не удалось. Согласно переписи 1879 г. на месте будущего каменного здания 5-го училища в квартале № 14 находилась усадьба Георгия Корноухова (Карнаухова), все постройки на ней, как и на соседних усадьбах Петрова и Колмацкого, были деревянными. Но с началом прокладки в 1885 г. Самаро-Уфимской (позже Самаро-Златоустовской) железной дороги значительные куски восточных кварталов подгорной части Нижегородки попали в зону отчуждения, в связи с чем были перекроены и соседние кварталы: так по участкам Карнаухова, Колмацкого и Петрова и соседних с ними прошла новая улица – Большая Нижегородская. Впрочем, тема эта, насколько мне известно, пока никем не исследована и ждёт уточнений.


Детали декора здания 5-го приходского училища в Нижегородке.


В начале ХХ века уфимские приходские училища были преобразованы по Положению 1872 г. в городские (в Уфе их стали называть городскими приходскими). На начало 1912 г. в Уфе было 12 городских приходских училищ, 1913-го – 15, 1916-го – 16, 1917-го – 20. После выхода в 1908 г. закона от отпуске общественным самоуправлениям средств на нужды начального образования, в т.ч. и на строительство, в Уфе начинается возведение сразу нескольких новых школьных зданий – для 1-го городского 4-классного (первого высшего начального) училища на углу Телеграфной (Цюрупы) и Пушкинской, 2-го приходского училища на Б. Казанской (Октябрьской революции) и училища в пригородной Восточной слободе. Начинается строительство и нового школьного здания в Нижегородке.

Архитектором Оренбургского учебного округа, в который входила и Уфа, в 1907–1917 гг. был выпускник Института гражданских инженеров императора Николая I в Санкт-Петербурге Владимир Николаевич Чаплиц (1874–1955), поэтому автором проектов указанных школьных зданий с очень большим основанием можно назвать именно его.

 Стоит отметить, что оконченное строительством в 1912 году здание училища в Нижегородке значительно больше трёх других вышеназванных. Более того, судя по выраженной несимметричности фасадов здания, можно сделать вывод, что проектом сразу предусматривалась его достройка с южной стороны. Что и было сделано, но уже в советское время.


Школа № 12, уже бывшая.

Все проекты зданий названных училищ в чём-то схожи, на всех, даже на оштукатуренном 2-м (Кузнецовском), в той или иной степени присутствуют декоративные украшения из арсенала так называемого кирпичного стиля. Но наиболее ярко выражены они на 5-м училище. Некоторые элементы «кирпично-стильного» декора его фасадов перекликаются с оформлением фасада дома Юлии Нагель на Александровской (К. Маркса, госпиталь ветеранов), ныне уже не существующего здания туберкулёзного госпиталя на территории психбольницы, училища на ул. Беломорской и др. – все они строились примерно в одно время, в 1910–1915 гг.

Стоит обратить внимание на трёхлучевой солярный знак, который С.Н. Шитова и Г.А. Данукалова в своей книге «Искусство архитектурного декора» называют «кольцом с лентами». Хотя автор проектов перечисленных зданий не установлен, можно предположить, что им был тоже В.Н. Чаплиц.

Интересно, что в справочных книгах 1908 и 1911 гг. принадлежащий городскому обществу земельный участок с 5-м училищем в Нижегородке отмечен по адресу улица Большая, 45, но почему-то на выполненной Я.Г. Балуевым в качестве приложения к справочнику 1911 г. карте Уфы нумерация домов в квартале между ул. Средней Трактовой и Средней Воздвиженской (Лесопильной) начинается с № 28. То же повторяется и на карте 1925 года. Должно быть, в 1910-1911 гг. было принято решение об изменении порядка нумерации участков в соответствии с общепринятым (т.е. слева в сторону роста номеров на улице – нечётная сторона, справа – чётная), но до поры до времени оно не прижилось. Вот и в адрес-календаре на 1917 год адресом 5-го и нового 16-го городских приходских училищ по-прежнему указан адрес Большая, 45. Зато в справочной книге «Вся Башкирия на 1925 год» именно по адресу Большая (Сергея Нехаева), 28/2 отмечены русская школа 1-й ступени (т.е. начальная) № 5 (381 чел. учащихся, заведующая – Краснова Елена Семёновна) и татаро-башкирская школа 1-й ступени № 21 (187 учащихся, зав. – Сатаева Б.Г.), а также русско-башкирская библиотека для обслуживания населения (4638 книг, зав. Постева Е. и Киреев).

 В конце 1920-х с удлинением улицы в сторону Белой и включением в её состав Горшечного выселка нумерация вновь сменилась, и здание школы получило № 94 по улице Нехаева. А после 1934 г. школа получила № 12.

 В советское время школа много раз меняла статус: в разное время она была неполной средней, женской, семилетней, а в 1950-м стала средней. В годы Великой Отечественной войны в здании находился эвакогоспиталь № 2574. Учителям и ученикам, погибшим в годы войны, по инициативе возглавлявшего школу с 1960 по 1982 год директора А.А. Пудовкина возведён памятник. В 60-е годы школа получила большой пристрой (как я уже говорил, предусмотренный ещё первоначальным проектом 5-го училища).

 В 2010 г. школа № 12 закрыта, как из-за сокращения численности учащихся, так и потому, что здание признано аварийным (в первую очередь из-за деревянных перекрытий) и из-за того, что оно находится в санитарно-защитной зоне железной дороги. Не слышно детского гама и в стенах его коллег-ровесников на улицах Цюрупы и Октябрьской революции, только в школе бывшей Восточной слободы (ул. Большая Гражданская) по-прежнему учатся дети. Но и эта школа, и сама Восточная слобода заслуживают отдельного рассказа.

Анатолий ЧЕЧУХА