Уфимский Арт-квадрат. Территория творчества.

Уфимский Арт-квадрат. Территория творчества.
Чуть наклонившись, Венера Милосская с любопытством смотрела на снующих перед ней строителей и монтажников. Конечно, это были не древние греки, дерзнувшие занять талант скульптора в создании шедевра, пережившего века. Да и вокруг не бурлило волной Эгейское море. Тем не менее любой уфимский художник подтвердил бы: «Арт-Квадрат» - лучшее место для репродукции знаменитой скульптуры.

Тем интереснее, что сейчас это творческое пространство переживает активное обновление: в большей части корпусов идут ремонт и стройка. Я решаю пройтись по внутреннему пространству «культурного сердца» Уфы.

- Мы сейчас протягиваем вентиляцию. Это проще сказать, чем сделать: объект практически занимает целый квартал, и нужно во многом менять планировку. Пробиваем тоннели в стенах, тянем коммуникации, воздухозаборники. Много времени отнимает работа с документами, все эти акты приемки, соответствия. Но без этого никуда, - рассказывает один из рабочих, Артур.

Сделав пару шагов из центра арт-пространства, попадаю в мир большой стройки. Полы в одном из крупных корпусов еще не залиты, да и отделка стен завершена лишь частично. Интересно, что старинный кирпич, уложенный еще в конце позапрошлого века, ныне обшит деревом. Впрочем, навряд ли это – финальная отделка. Скорее, так раритетный кирпич решили защитить от повреждений при строительных работах. Которые, надо отметить, идут очень активно. Попытавшись взглянуть на цемент и металл глазами художника, представляю новые галереи, картинные залы, пространства лекториев и театра.

Еще Микеланджело Буонарроти в ответ на вопрос «Как вы создаете свои скульптуры?» сказал знаменитую фразу: беру камень и отсекаю все лишнее. В этом смысле рабочие, отделывающие «Арт-Квадрат», следуют по стопам мастера. Так, лезвие болгарки, рассыпая искры, создает из прута арматуры брусок необходимой длины. А срывающие с деталей упаковку и защитную пленку мастера закрепляют на петлях новую дверь. В воздухе, как и полагается, висит запах цемента. Тем не менее есть здесь один нюанс, ярко отличающий храм красоты от любой другой стройки: под ногами чисто, рабочие материалы аккуратно разложены, мастера выглядят опрятно.

Впрочем, это неудивительно: несмотря на ведущиеся работы, «Арт-Квадрат» продолжает жить. Так, действует расположенный со стороны Верхнеторговой площади фуд-корт. Наматывая на палочки китайскую лапшу или потягивая ароматный смузи, посетители кафе обсуждают дела, проводят свидания и встречи. До строительной передовой отсюда – меньше полусотни метров, и, глядя в витрины, можно видеть рабочих, инженеров, отделочников. И две эти разные среды странным образом дополняют друг друга, никакого дискомфорта не ощущается. Тем интереснее, что работают не только кафе и бары, но и театральное пространство.

Уже покидая «творческую Мекку», я сталкиваюсь с режиссером Наилем Фадеевым. Причем в прямом смысле слова: мужчина спешит на репетицию, я – обратно в редакцию, и коридор оказывается для нас слишком узок.

- У нашей творческой группы пока нет названия, мы собрались недавно. Сейчас находимся в процессе выработки направления деятельности. Каждый из участников уже играет в одном из уфимских театров, то есть мы – не дилетанты. Другое дело, что только на репетициях коллектив не «обкатаешь», нужна живая активная среда. Тоже могу сказать и о сценарии, который пробуем воплотить в жизнь. Подробности пока раскрывать не буду, скажу так: следите за афишами!

Попрощавшись, режиссер уходит, тем более что на площадке амфитеатра его уже ждут коллеги по ремеслу. А я направляюсь во вне, ориентируясь на шум столичных улиц. И, обернувшись, ловлю на себе прощальный взгляд Венеры… Уфимской.

Корзинка:

Погрузиться в мир самой эстетичной и красивой реконструкции в «Арт-Квадрате» вы сможете, посмотрев наш видеообзор.



Иван БЕГМА.
Фото Андрея ВДОВИНА.