Любовь - воинам, счастье - увлеченным

Любовь - воинам, счастье - увлеченным

«Караульные на фланкадах и барбетах не успели понять, откуда взялись степняки – мохнатые в своих одеждах, словно звери. Они вдруг возникли над брустверами прямо из тьмы и обрушились сверху с саблями и ножами. Кто-то из солдат успел охнуть, кто-то выстрелил, кто-то выхватил палаш и отбил смертельный удар, но тотчас был сражен в спину. Джунгары сыпались на куртины из ниоткуда, как репа из порванного мешка».

Во второй части романа Алексея Иванова «Тобол» («Тобол. Мало избранных»), появившейся на полках книжных магазинов как раз в феврале, немало страниц уделено подвигам защитников отечества.

В 1714 году почти трехтысячный русский отряд под командованием полковника Ивана Бухгольца идет из Тобольска через огромную, непознанную и страшно холодную степь в Яркенд, что на территории современного Китая - согласно указу Петра I «О завладении городом Еркетом и о искании золотого песку по реке Дарье». И внезапно вступает в войну с полчищами джунгар - потомками монголов и предками современных калмыков. И тут мы узнаем, что тогдашняя военная наука - лишь с пушками да ружьями, да внутри правильно построенного укрепления, плюс барабанный бой да выучка солдат - могла очень многое, даже при огромном численном перевесе свирепого и на свой лад умелого противника.

А ключ ко всему происходящему находится в Тобольске. Здесь прогрессивный, но чересчур предприимчивый губернатор Матвей Гагарин - реальное историческое лицо, как и архитектон (архитектор) Семен Ремезов - строитель тобольского кремля, символа новой эпохи Сибири. Здесь торговля пушниной - практически наркотик XVIII века, она никак не может быть на 100% честной и подотчетной. Здесь царские фискалы, которые хотят прижать человека во что бы то ни стало, невзирая ни на какие заслуги, и бухарские купцы, которым русские мешают иметь свой барыш. Здесь церковные служители, с риском для жизни плывущие крестить местные племена остяков и вогулов, и раскольники, которые видят одно спасение от жестокостей таких же русских, но в новой вере - самосожжение. Здесь пленные шведы, и в их числе - Филипп Иоганн Табберт фон Страленберг, который как раз в это время пишет книгу и чертит карту «России и Великой Татарии 1730 г.» (кстати, он первым выдвинул версию об угорском происхождении башкирского народа). Здесь кто-то нагло и расчетливо пользуется служебным положением, кто-то идет на предательство из-за любви, а кто-то проявит верность долгу и родине, зная, что живет последние секунды… Здесь уже орудуют «черные копатели», а женщина не то что коня на скаку остановит - медведя в одиночку убьет. И в эту эпоху - как во многие до нее и многие после - человеческая жизнь исключительно хрупка, потому что имеет некоторую ценность лишь в глазах небольшой группы «своих» (да и то не всегда), а вокруг - сплошные «чужие», с которыми можно поступать как угодно. По стилю и по выбранной эпохе Алексей Иванов - наследник Алексея Толстого с его «Петром I» - но если у Толстого Петр фигура безусловно положительная и привлекательная (в самом деле - боярам и стрельцам, что ли, сочувствовать, не желающим изучать арифметику?), то Иванов делает акцент на жестокости всякой власти, пусть и прогрессивной, для которой люди - лишь винтики в жерновах великих замыслов. Которая желает и податей в полном объеме, и подарков себе лично.

Многие современные писатели, углубляясь в исторические эпохи, в них и замыкаются - здесь же мы взглянем глазами сочинителя и на путь и место России в мире, и на сегодняшний день. Во-первых, смысл всех его книг (возьмите хоть «Географа», хоть «Сердце Пармы», «Ёбург», «Вилы») - в том, что мы, постоянно беспокоясь о мнении Европы и Америки, по сути, не знаем своей страны, которая сама - целый мир, и воюем мы больше всего друг с другом. Во-вторых, когда кругом враги, редко кому удается прожить нормальную человеческую жизнь - к этому ли мы стремимся? Хорошо тому, кто столкнулся с грозной опасностью и выжил: возможно, поумнеет. Еще хорошо тому, кто увлечен открытием мира, созданием нового и прекрасного: его уму на всех этих ужасах некогда задерживаться. Поэтому и главные герои - строитель и исследователь.

А любовь прекрасных женщин достается воинам, солдатам. Конечно, если они настоящие защитники.

15200.jpg

Тобольский кремль.

tobolsk2.JPG



Автор: Екатерина Климович