В Национальном музее можно увидеть «Золотого человека» и другие драгоценные находки из казахстанских курганов
На выставке «Великая степь: Пространство. Время. Культура» из собрания Национального музея Республики Казахстан можно увидеть «Золотого человека» - знатного воина из племени саков в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V - IV вв. до н.э.), сопровождавших его захоронение.
Его нашли в окрестностях Алматы - в результате раскопок в кургане Иссык в конце 1960- начале 1970х годов который, на счастье исследователей, оказался совершенно не тронут грабителями. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном» и признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей - крылатые кони-тулпары, - стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы.
Молодой знатный воин (по мнению археологов, ему было не более 18 лет) был захоронен в традиционном головном уборе "тиграхауд".
Саки (в переводе с персидского означают «могучие мужи») - далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому «олень»), в других древних источниках их образно описывали «турами с быстрыми конями». В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие на территории, где был обнаружен курган Иссык с захоронением «Золотого человека».
В кургане найдено свыше четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Важнейшая особенность древнего искусства степи - господство зооморфных образов - так называемого «звериного стиля», отличительные черты которого - стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.
Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V-IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.
Также особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, – один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.
Такие каменные изваяния степные тюркские народы веками ставили на курганах, где хоронили прославленных воинов.
По мере утверждения христианства и мусульманства «звериный стиль» постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.
Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, – но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции предметами ювелирного искусства, датируемыми XV веком. Также на выставке будут представлены уникальные археологические находки из сакских курганов Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область).
На выставке представлены также современные украшения: современные ювелиры продолжают древние традиции.
Всего здесь можно увидеть 125 предметов из фондов Национального музея Казахстана.
Выставка проходит в рамках культурного форума «Арт-Курултай». Она будет работать с 25 марта по 29 мая 2022 года.
Екатерина КЛИМОВИЧ.