Леонид Радзиховский: Политическая поддержка России сейчас очень важна для Эрдогана

Леонид Радзиховский: Политическая поддержка России сейчас очень важна для Эрдогана

Итак, отношения России с Турцией практически полностью восстановлены. Что ж, вполне логично.

Россия и Турция - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ. Конфликт, пусть резкий, эффектный, драматичный, распиаренный и т.д., был СЛУЧАЙНЫМ. А вот сближение - совершенно НЕСЛУЧАЙНО. Поэтому после исполнения положенного дипломатического ритуала так легко идет восстановление отношений со старым другом - недолгий надрыв был искусственным, "нелепым".

Для взаимно-государственного притяжения есть масса причин. Прежде всего сходство самих вертикально-политических Систем. Там и там - "Сверхпрезидентские республики" во главе с харизматичными и амбициозными лидерами, которые в своих странах "много больше, чем президенты". Они оба резко выделяются на фоне европейских политиков, с которыми их традиционно сравнивают. Да, такое сходство может приводить и к конфликтам, но в гораздо бОльшей степени облегчает взаимопонимание.

Идеологическая близость - отторжение Запада. Это особенно усилилось после неудачной попытки переворота в Турции. Какова там роль "союзников Турции в НАТО" - неизвестно. Но заговорщики, очевидно, прозападные; собственно, весь смысл переворота в том и состоял, чтобы сильнее связать Турцию с Западом и опять вестернизировать изнутри. Соответственно ответная реакция турецкого президента очевидна, вплоть до "ультиматума" США, а в стране скачком выросли антизападные, антиамериканские настроения. Понятно, что и этот поворот объективно способствует сближению с Россией.

Прочие факторы общеизвестны. Соседи. Турецкие строители в России. Русские туристы в Турции (в 2014 г. - 4,2 млн, 10% от всех турпоездок, чуть больше - только в Финляндию). Ну и, конечно, экономика. Экспорт в Турцию достиг исторического максимума в 2008 г. - 27,6 млрд долл., 7% всего российского экспорта. Максимальный импорт из Турции был в 2013 - 7,2 млрд. За январь-май 2016 экспорт в Турцию составил 5,37 млрд - 5% российского экспорта. Ну а импорт - вообще слезы - 754 млн долл...

Конечно, эта ситуация ненормальна, искусственна, ее надо восстанавливать.

Тут есть свои проблемы: турецкое Черное море - прямой конкурент Крыма (да какой!), турецкие продукты - конкурент краснодарских. Но понятно, что из таких соображений искусственно тормозить отношения с Турцией (в ущерб российскому населению!) никто не станет.

Декларируют и куда более амбициозные планы. Прежде всего "Турецкий поток" - для российского газа в Европу в обход Украины (наряду с "Северным потоком"). Вначале (2007) планировался "Южный поток" через Болгарию. Но проект сорвался (хотя, возможно, не окончательно?). Тогда возник план "Турецкого потока", о котором Путин объявил в Анкаре в декабре 2014 г. По максимуму планировалось запустить 4 ветки общей мощностью 63 млрд кубометров при том, что собственное потребление российского газа в Турции - около 27 млрд. Первую ветку надеялись пустить уже в 2016 г. Однако проект завис по многим причинам, еще до сбитого самолета. Сейчас его размораживают, хотя сколько веток в итоге будет, когда (по оптимистическим прогнозам, первый газ может пойти не раньше 2019 г.) и, главное, насколько вообще все это рентабельно, пока совсем неясно.

Есть тут и политический аспект.

Накануне встречи с Эрдоганом прошли переговоры Путина с президентом Ирана, который говорил о желании "помочь Турции". И тут вообще легко рисуются Геополитические Замки, вплоть до "Новой Антанты", военно-политического союза Россия - Турция - Иран...

Но Восток - дело тонкое...

В несчастной Сирии Асад, Иран и Хезболла воюют не только против "всюду запрещенного ИГИЛа", но и против суннитской оппозиции. Сейчас центр боев находится в Алеппо, но вообще эта гражданская война длится 5 лет, погибли больше 250 тыс. человек, беженцев - миллионы, в том числе в Турцию (население Сирии составляло до войны больше 23 млн человек, сейчас - менее 18 млн), Государства как такового просто нет.

У этой войны много измерений, но одно из главных - религиозное: сунниты против шиитов. Иран и Асад - шииты, повстанцы - сунниты. Главные спонсоры повстанцев - суннитские страны, Саудовская Аравия и Турция. Причем хотя позиция саудов самая непримиримая (Мировой центр суннитов!), но геополитически роль Турции важнее - там есть сухопутная граница с Сирией, через Турцию идет основная поддержка противников Асада (в том числе в Алеппо). Все это осложнено тысячей других факторов.

Тут и проблема курдов, чуть ли не самая важная для Турции (курдские сепаратисты требуют своего государства на части турецкой территории), тут и туркоманы (в связи с которыми, кстати, и был сбит тот самый российский самолет). Тут и роль Запада, который выступает на стороне оппозиции, против Асада... А Турция при всех разногласиях с Западом остается членом НАТО и никуда "выходить не собирается".

При этом Россия хоть и не так твердо, как Иран, но, несомненно, поддерживает Асада (при том что большинство российских мусульман - сунниты).

Может ли Турция в этой ситуации "сменить ориентацию", отказаться от поддержки противников Асада? К этому надо добавить, что Эрдоган опирается как раз на религиозное большинство в Турции, т.е. тех самых суннитов.

Вместе с тем именно ПОЛИТИЧЕСКАЯ поддержка России сейчас очень важна для Эрдогана и вне страны (чтоб иметь противовес Западу), и внутри - показать, что он не в изоляции, он смог добиться успеха.

В общем, о СОЮЗЕ Россия - Турция - Иран говорить сейчас оснований нет (кстати, Россия и Иран - конкуренты на рынке нефти, вот "Роснефть" вытесняет Иран из Индии). Но то, что пазл в Сирии (и не только!) может измениться в связи с последними событиями, вполне возможно.

Автор: Леонид РАДЗИХОВСКИЙ.
Источник.