Сильнее любви

Сильнее любви
Она влюбилась в восьмом классе 1 сентября.  Едва вошла в новую для себя школу - десятилетку в соседнем селе и увидела этого голубоглазого блондина. Впрочем, это только название, будто село по соседству, а на самом деле короткий путь через лес - 15 километров.

Семь классов Роза одолевала в родной деревне, рядом с домом. В перемену, бывало, бегала скотину поить. Училась отлично, особенно биологию уважала, мечтала в пединститут поступать, так и видела себя на месте Варвары Петровны. Деревня-то у них башкирская, но половина учителей по распределению из города приехали. А Титово – село русское, учителя же, наоборот, во многом местные, вернувшиеся после вузов в родные края.

С Раилёй подружками с первого класса. Та красавица, ясноокая да белокожая, ни один парень не пройдёт, чтобы не оглянуться. А Роза - девчонка обыкновенная, в ее тени. Вот и с Петей Зининым так вышло: призналась своей закадычной, она на него внимание и обратила, глазки начала ему строить. А он и рад, надумал их через лес провожать. Да только у Розы характер гордый, ей крохи не нужны. На второй день матери сказала, что уроков много, а путь в школу долгий и останется она в интернате. Так до аттестата там и проживала. А Раиля с Петей раздружилась, ей совсем другой нравился, за него и замуж вышла, сразу после выпускного вечера. С Розой помирилась, холодок в их отношениях переживала. Горевала, что подруга в город уехала, к старшей сестрёнке. Та давно на заводе работала и её туда же привела. Об институте быстро забыла, понравилось хорошо зарабатывать, быть себе хозяйкой. Да ещё вдруг случилось неожиданное.

Однажды встретила Петю Зинина. Он учился в энергетическом техникуме. Очень обрадовался землячке, напросился в гости. И зачастил со свиданиями - то в кино, то в цирк. Она не всегда могла воспользоваться билетами, работала у станка в три смены. Тем желаннее становились встречи, чувство её никуда не делось, и Раилю с мужем первыми пригласила в деревню на никах. Родители Петра с детства жили рядом с другими народами и местные обычаи доброжелательно принимали. Регистрировались молодые в городе, там сняли уютную комнатку и были счастливы, начав семейную жизнь в довоенном 1933 году.

          Дочке исполнился годик, когда Петю призвали в армию. Служил на границе 3 года. Не сразу отпустили, поскольку граница была водная и он успел получить воинскую специальность сапёра-водолаза. Года не прошло на гражданке, как началась тяжёлая и долгая война с фашистами. И на этот раз муж надел военную форму добровольцем. Отрыдалась Роза, словно навсегда прощалась с любимым. Как ни уговаривал, как ни клялся, что вернётся, так и не смогла успокоиться.                    

          Сестра, на что была воинствующей атеисткой, отвела её в мечеть, пошепталась там с уважаемым муллой, и тот с Розой так душевно побеседовал, что на некоторое время сердце её перестало колотиться лихорадочными ритмами тревоги. И если в первые месяцы войны она изредка получала треугольники с фронта, то с 1943 года словно бесконечными слезами и отчаянием перекрыла дорогу хоть каким-то сведениям о Петре - на все запросы его полевой почты приходили только отрицательные ответы о наличии таковой. То же продолжалось и через годы после Победы: нет никакой информации.  

           Регинке исполнилось 15, она отца совсем не помнила. А мать на удивление всех знакомых все ждала, всё твердила: «Ведь он же поклялся, что вернётся».  Как приезжала в деревню навестить отца, так слышала одно и то же понукание: «Ну, дочь, когда Валерку пожалеешь? Когда наконец замуж пойдешь?»

В конце концов она не выдержала давление и жениха, и его свата. Отец Розы был опытным кузнецом, Валерий с мальчишек ходил у него в подмастерьях. Был смирным, не пил, не курил, Роза ему всегда симпатизировала и не пожалела, что в зрелые годы с ним связала судьбу. Тем более что и отец, и Регина её выбор одобряли. Вскоре родился у них сыночек. И когда ходила она со вторым беременная, случилось то удивительное событие, что перевернуло тихую налаженную жизнь, взломав её течение сомнениями, горечью и вопросами совести, что метались от плюсового до минусового полюса с быстротой куклы- неваляшки.

Она на балконе детские постирушки развешивала, когда не поверила своим глазам и схватилась за сердце, но приветственный взмах руки с улицы подтвердил, что Петя выполнил свою клятву: он жив и вернулся. Седьмой год пошёл, как война закончилась. Где был, почему ни строчки не писал?
Оказалось, был под Сталинградом так тяжело ранен, что лишился движения и слуха, попал в госпиталь в далёком Узбекистане. Его выхаживала санитарка больше двух лет, перевезла к себе домой, заменила ему мать. Как он мог писать, чтобы быть обузой? Столько раз намеревался и столько же раз себя удерживал.

Не передать, какие теперь чувства душу разрывали Розе. А ему какие?  На что надеялся? На верность? Но она ждала так долго, «как других не ждут» по знаменитому стихотворению Константина Симонова.

Пётр, сурово насупивший брови от обрушившейся на него правды не радостной встречи, по-детски заплакал, когда услышал от Розы слово «нет». Он признался, что все эти годы страдал от разлуки, от тоски по семье, что готов принять, как родных, её сына и будущего ребёнка, что жаждет её прощения за молчание, за длительное отсутствие, что не может поверить в отъезд с родины опять без самых своих любимых людей. Но Роза была непреклонна. Хоть роясь в своих внутренних размышлениях и ощущениях, и находила в себе все ту же почти юношескую любовь и щемящую нежность по отношению к Пете, жалела Валерия, который, вернувшись с войны, нашёл пустой дом: от тяжёлой эпидемии у него в одночасье умерли мать, жена и двое маленьких детей. Оправиться от такого горя совсем не просто, только с рождением Васеньки он чуть-чуть стал отходить от безулыбчивого своего существования. У неё сердобольный отец, он недаром её просил: «пожалей Валерку». Она и жалеет, а Петя сильный: столько лет терпеливо ждал встречи…

Алла Докучаева