Дорога к шейху

Дорога к шейху

Подмечено, что в пути к святым местам человека ждут испытания. Так случилось и с нами. После благополучно обнаруженного Белорецка навигатор завел нас сначала на глиняную трассу (по версии электронной карты федеральный маршрут Уфа - Троицк!), а затем кружил между деревнями Баттал и Аслаево, пока у села Рахметово лихая башкирочка за рулем внедорожника не подсказала партизанскую тропу сквозь ковыльные степи Учалинского района к асфальту челябинского Зауралья. После двух часов метаний под дождем по проселочному бездорожью областная магистраль соседей показалась шедевром дорожного строительства. И мы-таки добрались до Верхнеуральска, откуда шоссейка прямиком вела к заветному пункту назначения. Наконец, и солнце выглянуло, а с ним эмоции отчаянья сменились на волнения долгожданной встречи…

Уральская Мекка
Признаться, я не предполагала, что Троицк - так далеко, за Челябинском, практически на границе с Казахстаном. Крепость, построенная в 1743 году как форпост Российской империи у южной окраины, на главном караванном пути из Европы в Азию, и сегодня, несмотря на очевидную нехватку денег для ремонта дорог и реставрацию исторических зданий, не утратила своего купеческого очарования. Собственные таможня, меновый и гостиный дворы, пассаж, многочисленные гостиницы и банки, располагавшиеся в уникальных зданиях деревянного и каменного зодчества, создали неповторимый архитектурный ансамбль: Троицк по праву стал жемчужиной Урала, обойдя «статусные» Челябинск, Пермь, Оренбург.

14.jpg
 Издревле ордынскую степь, как ее именовали в российских летописях, населяли племена кочевников-скотоводов: казахи, киргизы, башкиры. А по свидетельствам археологов четыре тысячи лет назад там обитали племена воинственных сарматов и алакульских огнепоклонников, оставивших после себя осколок индоевропейской цивилизации - Аркаим (находится в 300 км от Троицка и всего в 80 км от Сибая). Как бы то ни было, топонимика здешних мест, как впрочем и огромных просторов от Тобола до Волги, явно демонстрирует тюркский след. Троицк возведен на реке Уй, по преданиям башкир, так называлось и поселение, рядом с которым построили крепость. Перевод слова «уй»: мысль, дума. Вот и мысли купцов-первопоселенцев Троицка, видимо, оказались схожими в желании не только обогатиться, но и наладить прочные связи между Европой и Азией.

 25.jpg
В момент основания города-крепости местное население состояло все из тех же казахов, киргизов, башкир, а также татар и русских, потянувшихся сюда из центральной России. Не случайно многие великолепные здания Троицка построили братья Яушевы. Купеческая династия, основанная Гайсой Яушевым, занималась торговлей между Россией и Средней Азией, владела мыловаренным и кожевенным заводами, хлопковыми и чайными плантациями, паровыми мельницами и золотыми приисками. Помимо пассажа в Троицке Яушевы имели их в Челябинске, Кустанае, Ташкенте, магазины в Уфе и Казани. Заметный вклад в архитектуру внес и купец Григорий Башкиров, фамилия которого сама говорит о его предках. Возведенная им гостиница и сегодня восхищает амбициозностью проекта. После победы в войне с Наполеоном, в которой, как известно, особо отличились башкирские лучники, получившие гордое имя (северные Амуры), по распоряжению императора в пойме речки Увелки (увельда - означает низина) вернувшимся в Троицк башкирским казакам дали земли под строительство в местечке Магмурья, сегодня микрорайон называется Амур. (Кстати, Представительство РБ в Челябинской области возглавляет Амур Габидуллович Хабибуллин!)

 Завершая короткий экскурс в историю города, надо признать: Троицк не стал бы столь притягательной точкой на Шелковом пути без осознанной духовности, чем всегда отличались местные жители. Вероятно, отправляясь в дальний путь по торговым делам, купцы рисковали и непременно просили благословения и поддержки у Всевышнего. Наряду с православными церквями там возводились мечети и медресе. И к 1915 году Троицк имел семь мечетей и три медресе, куда стекались паломники как из российских губерний, включая Сибирь, так и со всей Средней Азии. Такая популярность объясняется авторитетом проповедников, исламских просветителей, создавших в глубинке империи поистине Уральскую Мекку.

Башкирский самородок
И одним из самых влиятельных исламских шейхов, признанных мировым сообществом правоверных суннитов, стал уроженец башкирской земли Зайнулла Расулев. В 1833 году в селе Авязово Тунгатарской волости Троицкого уезда Оренбургской губернии в семье имама деревенской мечети Русул-хазрата Муссы аш-Шарифа, являвшегося одновременно и мударисом (учителем) медресе, родился внук Зайнулла, получивший фамилию по имени деда. Отец Зайнуллы - Хабибулла - тоже окончил местное медресе и преподавал там же. Семья - из башкирского рода Кувакан Табынского круга. Сегодня это Учалинский район Башкортостана, а деревня называется Шарипово, где в 2008 году установили памятник знаменитому исламскому просветителю. Независимый дух рода жив и поныне: «табын йере» (земля табын) выложили они надпись на отрогах Уральских гор словно напоминание себе и всем проезжающим мимо.

tat04.jpg …Родившись в религиозной семье и одновременно впитав свободолюбивый дух сородичей, Зайнулла сформировался высоконравственным юношей, стремившимся к новым знаниям. До 12 лет учился в медресе деда, а затем шесть лет в Муйнаково (Бурангулово). В 1851 году 18-летним прибыл в Троицк в популярное в то время медресе имама Ахмата Рахманкулова, окончившего в свою очередь знаменитую Бухарскую школу Коклеташ, где проповедовались идеи Накшбандийского тариката (братства). По тем временам Троицкое медресе считалось элитным учебным заведением, шакирдов в нем обучали в течение 7 - 10 лет многим наукам. Хорошо подготовленный отцом и дедом Зайнулла успешно справился с программой и в 1858 получил назначение имамом в родные места - в деревню Аккужа (ныне Юлдаш). К тому времени он уже вступил в братство Накшбандия с благословения своего учителя Ахмат-хазрат Минкари.
Что же это за религиозная школа, к которой тогда и сейчас тяготели прогрессивные умы исламского мира? Накшбандия - один из 12 суннитских суфийских орденов, названный по имени основоположника этого братства - туркестанского проповедника Тимура Багаутдина Накшбанди, жившего в 1318-1389 годах. Значительное влияние на учение оказал поэт-мистик Ахмад Йасави (1091-1167). Орден выступал против «показной набожности», а призывал к «духовной чистоте, отказу от стяжательства, добровольной бедности». Члены братства должны строго следовать сунне пророка и выполнять все предписания шариата. Вместе с тем, Накшбандийский тарикат - за диалог с властью, дабы быть правильно понятыми, иметь возможность влиять на официальную политику. Что было важно тогда и актуально для современной России.

 Зайнулла Расулев в первые годы службы имамом много проповедовал, ходил по деревням, обучал детей грамоте, стремился донести основы ислама до каждого земляка. Табынцы и сегодня с благоговением рассказывают о чудесах шейха. Одаренный с рождения талантом врачевания и предвидения он помогал исцеляться от недуга, отказаться от пристрастия к табаку, в то время уже распространившегося и среди башкир, лечил гипнозом. Не прикасался к угощениям хозяев, если знал, что во дворе бегают голодные дети. Проявился характер Зайнуллы и в вопросах веры и богослужения: в новые знания погружался осознанно, через собственные мысли и сердце. Он нес всестороннюю культуру землякам. Его семья первой начала выращивать овощи: огурцы, свеклу, морковь. Урожаем щедро делились, обучали соседей навыкам огородничества.
Через 10 лет проповедования по дороге в свой первый хадж Зайнулла Расулев встретился в Стамбуле с шейхом Ахмедом Зиятдином Кумушневи, у которого во второй раз прошел посвящение в Накшбандийский тарикат и заручился таким образом двумя устазами (наставниками). К тому моменту его силсила (духовная преемственность) окрепла. В Стамбульском медресе шейха Мустафы Ханафи он продолжил свое образование и получил право именоваться шейхом, обучать собственных мюридов.
На родину Зайнулла Расулев вернулся блестящим проповедником с запасом фундаментальных знаний в различных областях ислама. Популярность его среди прихожан стремительно росла. К нему шли за сотни верст даже умудренные опытом старцы. Ширился круг последователей, а желающих послушать его проповеди мечеть не вмещала, прихожане стояли по всей деревне. Он призывал к скромности и состраданию, сам постоянно помогал старикам и сиротам, большую часть причитающихся ему подношений отдавал на содержание медресе и обучение шакирдов.

 В фондах УНЦ РАН хранится рукописная книга из Троицкого медресе, в которой воспроизведена генеалогическая цепь духовной преемственности шейхов Накшбандийского тариката от пророка Мухаммада до шейха Зайнуллы Расулева. А профессор Калифорнийского университета Хамид Алгар в своих исследованиях пришел к выводу, что Расулев стал ключевой фигурой широкого движения за обновление жизни мусульман дореволюционной России, особенно на Урале, в Поволжье и Казахстане.
Авторитет Зайнуллы Расулева раздражал завистников и тревожил наместников от власти. Посыпались доносы во все инстанции. В 1872 году его вызвали в Уфу на заседание муфтията, где учинили допрос с пристрастием. Шейх оказался на высоте исламских наук. Его отпустили с миром. Но уже через год арестовали и сослали в Вологодскую область. Через три года высокопоставленные прихожане, (а в мюридах шейха состояли даже члены Российской Думы) добились перевода в татарскую слободу Костромы, где была мечеть и возможность жить по канонам ислама. Побывав недавно в Костроме в краткосрочной командировке, я, к сожалению, не сумела выйти на краеведов, у которых быть может сохранились ниточки, ведущие к месту ссылки легендарного башкира.

 Удивительно, но за десять лет изгнания имя Зайнуллы Расулева стало символом мусульман не только Российской империи, но и всей Средней Азии, а Кострома превратилась в место паломничества его последователей. Вместе с шейхом в ссылке находилась его большая семья, по хозяйству помогали ученики. На старом мусульманском кладбище Костромы нашла упокой его вторая жена Мафтуха Ахметова.
Приобретя новых последователей в центральной России, в 1881 году Зайнулла Расулев вернулся в родную Аккужу. Вскоре сподвижники пригласили его имам-хатыбом пятой соборной мечети Троицка. Семья переехала в город его юности, а поток прихожан в благословенную Уральскую Мекку с возвращением туда шейха многократно возрос. И в 1884 году, осмыслив идеи и опыт многих исламских школ, башкирский шейх открывает при мечети медресе «Расулия», где вводит 11-летнее обучение по классно-урочной системе, включая светские дисциплины. Наряду с исламскими науками там обучали русскому и арабскому языкам, тюрки, алгебре, физике, химии, зоологии, гигиене, географии, всеобщей истории, педагогике. Шакирды в подлиннике знакомились с трудами таких великих мусульманских мыслителей, как Насыр Курсави, Шигабутдин Марджани. Зайнулла Расулев привлек в «Расулию» лучших преподавателей, таких как М. Мутагаров, Р. Атнабаев, Г. Назыров, Х. Терегулов, к 1913-му там обучалось уже 240 шакирдов.

53d61e0d882b7.jpg Как написал позже французский исламовед Александр Беннигсен, «среди всех академических учебных заведений мусульманского мира того времени медресе «Расулия» являлось лучшим по уровню и качеству получаемого в нем образования». Шейх проводил политику обновления различных сторон духовной жизни мусульман, выступал за реформы образования, развития библиотек, национального книгоиздательства. Одним из самых способных его учеников стал Сайфулла-кади Башларов, успешно практиковавший доктор медицины, владевший несколькими иностранными языками (умер в 1919 году), через него силсила башкирского шейха ушла в Дагестан, откуда, как ни удивительным это может показаться, в постсоветское время и началось возрождение доброго имени шейха Зайнуллы Расулева. Во многом благодаря исламскому просветителю современности, последователю принципов Накшбандийского тариката шейху Саиду Афанди (убит в 2012 году) о башкирском шейхе заговорили с новой силой и благоговением. Вслед за Саидом Афанди к могиле Зайнуллы Расулева на старое мусульманское кладбище Троицка вновь потянулся нескончаемый поток паломников. В 2016 году одна из крупнейших мечетей Махачкалы удостоилась носить имя шейха Зайнуллы Расулева.



Королевские почести
Русский академик-востоковед Василий Бартольд назвал Расулева духовным королем своего народа. В 2012 году по инициативе муфтия Челябинской и Курганской областей Рината Раева и профессора Челябинского государственного университета Ф.Ф. Мухаметова впервые прошла научно-практическая конференция «Расулевские чтения», имевшая большой резонанс. С тех пор такие встречи проводятся ежегодно.
Вот и 7 июля Троицк принял гостей. Одновременно с участниками конференции «Государство ислам: сотрудничество во благо России» - так звучала тема Расулевских чтений - собрались паломники из многих регионов России и Казахстана. Дагестанские верующие, воспринимающие Расулева своим духовным предводителем, не побоялись изнурительной дороги и прибыли на большом экскурсионном автобусе. Всего поклониться шейху в год 100-летия со дня его смерти приехало свыше 600 человек.

ca1592a11d663f0814fe55a59c25e6e1.jpg Злободневные темы обсуждались на круглых столах, где докладчиками и модераторами выступили эксперты, ученые, общественные и религиозные деятели из Москвы, Челябинска, Уфы, Казани, Махачкалы. Пленарное заседание открыл губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Он, в частности, отметил, что между Челябинской областью и Центральным духовным управлением мусульман России в 2015 году подписан Договор о сотрудничестве. С того момента прямые соглашения о социальном партнерстве - уже с региональным Духовным управлением - заключили администрации 17 городов и районов Челябинской области.
Глава также напомнил собравшимся о состоявшейся в мае этого года встрече председателя ДУМ РФ шейха Талгата Таджуддина с президентом страны Владимиром Путиным. Разговор в Кремле вновь зашел о нехватке кадров проповедников в мечетях всех регионов. Такая ситуация создает угрозу проникновения радикальных деятелей извне. 49d201a802f37b9c1bb1205d681ae34e.jpg

2ff4ede6a1d6bb2fa276c1c555f4f827.jpg 
Эту тему развил в своем выступлении Талгат Таджуддин. «Проблем много у верующих, а у религии нет проблем», афористично заметил глава ДУМ, а также подчеркнул, что любовь к Родине - основа веры. Шейх поблагодарил губернатора за внимание к исламской умме. Благодарны челябинцам и мы, башкортостанцы. Прежде всего за память, за возрождение светлого имени великого человека и просветителя шейха Зайнуллы Расулева. Признаться, я не ожидала от чиновников такого искреннего, неподдельного интереса к вопросам мусульман. И мы благодарны губернатору за готовность вернуть мусульманам здание бывшего медресе «Расулия» и возродить на старом месте одно из лучших образовательных исламских учреждений.
…Покидая так приглянувшийся мне Троицк, я, пообещала прежде всего себе непременно сюда вернуться.
rep10.jpgIMG_5252.jpg


Автор: Галина ИШМУХАМЕТОВА.