Тихий подвиг хирурга-онколога

Тихий подвиг хирурга-онколога

Медицинский университет Алсу Исхакова закончила 15 лет назад. Конечно, с тех пор изменилось многое. Да, что там – все стало другим.

Тогда белый халат надела вчерашняя студентка, почти не имеющая практического опыта. А сегодня утром – один из лучших специалистов республиканского онкодиспнсера на Шафиева, любимица пациентов и коллег. Очередной обход больных в своем отделении она начала с пожилой женщины.

Лимфома – штука коварная и скрытная, как и любой рак. В случае Алевтины Ивановны так и оказалось. Сначала была слабость, плохое самочувствие. Для восьмидесяти лет удивительно ли? Но когда на щеке возникла небольшая шишечка, дети забили тревогу.

- Помню, все сомневалась, возьмут ли на лечение в таком возрасте. Мало того, что взяли, так еще и дело пошло на поправку! – рассказывает довольная пенсионерка.

Доктор ободряюще улыбается. Конечно, праздновать победу пока рано. Результаты только предварительные, впереди – еще курс терапии. Но от настроя зависит многое, а словам врача здесь верят едва ли не больше, чем показаниям исследований.
Следующий пациент – молодой человек лет восемнадцати. Примерно столько же было и Алсу, когда она поступила в медуниверситет. Выбор можно назвать странным: врачей в семье нет, а близкая подруга зовет на экономический факультет. Вспоминая прошлое, женщина говорит: с первого раза не получилось, «завалила» физику. А на второй год профилирующей была химия, ее знала хорошо.
Вот и юный Андрей Филипченко не теряет оптимизма. Хотя ассоциации со словом «химия», конечно, другие. В онкоцентре парень уже в третий раз, к больничному быту по-своему привык. И, пока капает капельница, читает книгу. Потому что сегодня состояние позволяет это сделать. «В этом году, конечно, поступать не буду. Здоровье нужно привести в порядок. А уже потом – учеба. В жизни думаю заниматься жилищным строительством» - говорит он. Что ж, пожелаем ему удачи!

А перед Алсу Исхаковой вопрос выбора профессии стоял не один раз. Решив стать врачом, на старших курсах она определилась с хирургической специализацией. Получив диплом, девушка отправилась в незнакомую и далекую Москву. Там поняла, что нужно поучиться еще четыре месяца – на хирурга-онколога. Впрочем, гораздо большему пришлось учиться уже в рабочей обстановке…

- Не было ли разочарования от сделанного выбора?

- Да в принципе, нет. Во время учебы было интересно. Если говорить о работе, то, безусловно, есть вещи, которые выводят из равновесия. Но очень вдохновляют люди. Видеть, как человек борется, помогать ему и вместе побеждать болезнь – это стоит всех трудностей.

Что верно, то верно: пациенты бывают разные. Стресс каждый переживает по-своему. Так или иначе, но и позитивные и негативные эмоции выливаются на врачей. Жалуются на невежливое обращение, плохое качество обслуживание, и так далее. Нередко приходится слышать обидное «а вот за рубежом…».

- Чаще всего так говорят люди, не знающие реального положения дел. Между тем, можно просто зайти в интернет, на любой медицинский форум западных коллег. И увидеть, что наш уровень обслуживания ничуть не хуже, - парирует наша героиня, - я не говорю о платных клиниках, это совсем другой коленкор.

С одними из больных контакт случается, с другими нет. Бывает и так, что врачи формально не соблюдают правил. Например, в течении одной – двух недель «готовят» человека к терапии, приводя в норму показатели здоровья. Согласно регламенту, таких пациентов нужно отправлять в обычные поликлиники по месту жительства. Но многие из них – в преклонном возрасте, либо приезжают из дальних районов…

- Что мотивирует больше всего? Скажу просто и прямо – обратная связь от пациентов. Когда вижу результат своей работы. Со многими из них близкие отношения. Бывает, я ухожу в отпуск, а они не хотят меня отпускать! С другой стороны, из-за этого меня часто нет дома. Или так: день рождения ребенка в самом разгаре, а тут – телефонный звонок. В общем, бывает по-разному.


А еще специфика работы требует постоянного обновления багажа знаний. Даже за последние пять лет методики лечения полностью поменялись. Еще в 2014-м помочь пациенту в возрасте 90 лет было практически нечем. Препаратов, которые пожилой организм сможет перенести, тогда еще не было. Теперь – другое дело: в распоряжении медиков появились щадящие, менее токсичные средства, с хорошей эффективностью. Вспоминая прошлое, Алсу Инзеровна говорит о пациентах, которых вела. «Это были разные люди, многих запомнила очень яркими личностями. Сейчас мы могли бы дать им шанс прожить дольше».

Сегодня стараниями врачей и ученых онкология уже потеряла статус непобедимой болезни. Конечно, случаи бывают разные… Но все больше таких, когда человек приходит в центр уже с четвертой стадией, и его все же «вытаскивают». Раньше в таком случае медики могли лишь обозначить время… Что характерно, снижение смертности от рака привело к росту нагрузки на врачей. Ведь в больные в онкоцентре лечатся циклически, проходя курсы несколько раз. Поддерживает их химическая, имунулогическая или биологическая терапии.

- Рост нагрузки на врачей выявил нехватку специалистов. В Уфе это не так заметно, как в районах. Но тем не менее, на избыток свободного времени мы не жалуемся. Выходные, праздники часто приходится проводить здесь. Да что там, и обычные вечера среди недели не исключение.

- Как к этому относятся домашние?

- Муж по специальности программист, по этому может работать дома. Конечно, я тоже стараюсь уделять внимание семье по максимуму. К моим обстоятельствам супруг относится с пониманием, часто сидит с детьми. Пока они еще маленькие, но придет пора и им выбирать профессию. Наверное, я бы не хотела, чтоб они пошли по моим стопам. Хочется для них более спокойной жизни.

Обход подходит к концу. В коридоре появляется дежурная медсестра, зовущая пациентов на завтрак. Впереди еще целый день, да и рабочая неделя только началась. Глядя на работающих здесь врачей-онкологов, понимаю: ответственность, лежащую на плечах этих женщин сложно, оценить или измерить. Одно можно сказать точно: каждый день они совершают тихий подвиг.

Иван БЕГМА