Политическая цена больничной койки

Политическая цена больничной койки

Рустэм Хамитов рассказал Медведеву о том, почему хирурги опускают руки, а доктора не едут в глубинки.

Вчера в Уфе состоялось совещание о первоочередных антикризисных мерах в сфере здравоохранения. Провел его российский премьер Димитрий Медведев.

Для участия в совещании в столицу Башкортостана прибыли так же заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, представители федеральных органов исполнительной власти, главы регионов, руководители профильных предприятий, союзов и ассоциаций.

Традиционная для таких случаев речь главы принимающего совещание региона, с которой выступил Рустэм Хамитов, была весьма эмоциональной. Руководитель республики озвучил множество наболевших проблем. Первой из них стала проблема регулирования цен на лекарственные средства. В прошлом году за год рост составил менее половины процента. В этом году – за один только месяц – уже произошел скачок на два, а на некоторые препараты – на 11 процентов и выше.

- Тенденция, что называется, налицо, - подчеркнул Хамитов. - Для федеральных и региональных льготников закупка лекарств на первое полугодие проведена ещё в прошлом году, фактически по старым ценам. Тем не менее, мы перешли на централизованную закупку через соответствующее подразделение Минздрава республики. Не больницы покупают, а мы покупаем централизованно. Это нам дало 10 процентов экономии. Мы покупаем лекарств на 7 млрд рублей. 10 процентов – это 700 миллионов рублей, а на дороге они не валяются. Это значительные ресурсы!

Глава региона предлагает упростить процедуры закупки дорожающих лекарственных средств в рамках федерального закона о контрактной системе. «Сегодня процедуры долгие – это два, три, а то и четыре месяца. Если есть деньги, то первое, что надо, – это продукты питания, второе – лекарства. Деньги есть у нас. Мы могли бы сегодня купить, но пока мы будем все эти процедуры запускать, мы сможем на второе полугодие закупить только в мае. А мы не знаем, какая будет цена. То есть необходимы изменения в законодательство о закупках, предусматривающие «укороченные» процедуры закупок лекарственных препаратов. Сегодня это чрезвычайно важно. Но, в частности, этот закон разрешает осуществлять закупки без торгов при ликвидации чрезвычайных ситуаций с предварительным отбором квалифицированных поставщиков.

Мне кажется, что эффективным шагом в организации контроля за ценами может стать решение о наделении регионов правом определения государственного фармацевтического оператора для обеспечения лекарствами льготных категорий граждан и лечебных учреждений. Да, будут шуметь и критиковать, говорить о том, что нарушается антимонопольное законодательство. Но сегодня очень важно быстро, очень быстро реагировать на вызовы времени. Лекарства дорожают ускоренными темпами».

По словам главы РБ, денег становится все меньше, и в этих условиях необходимо строить объекты здравоохранения. Республика работает над строительством в форме государственно-частного партнерства (ГЧП), таким образом были построены Центр позитронно-эмиссионной томографии, клинический госпиталь «Мать и дитя». Но закона о ГЧП нет, и в нынешней экономической ситуации его надо принимать быстрее.

Коснулся Рустэм Хамитов и проблемы высокотехнологичных операций и оттока квалифицированного персонала:

- В прошлом году в республике проведено боле семи тысяч высокотехнологичных операций сердечно-сосудистого профиля. Мы решали эту проблему сообща: 60 млн рублей – федеральный бюджет, 240 млн рублей – ФОМС и 500 млн рублей – республика. В этом году ФОМСа нет, федерального бюджета нет. Количество высокотехнологичных операций сократится в два-три раза. Это, кроме числа спасенных жизней, может вызвать и отток высококвалифицированных специалистов. Хирург, кардиохирург, специалист высоких технологий – это самое главное звено, это дороже, чем аппаратура какая-либо. Ребята уже собираются уходить, видя, что объемы падают, переходят на другую работу.

Еще одна «загвоздка» здравоохранения – передача муниципальных полномочий по оказанию медицинской помощи на уровень субъектов. По словам Хамитова, произошло «выключение» муниципалитетов из контроля ситуации в здравоохранении. Между тем муниципалитеты должны трудиться в этой сфере, прилагать усилия. «Пусть это поликлиники, какие-то небольшие сельские пункты по здравоохранению. Но исключать работу муниципалитетов нельзя. Надо поправить эти законы и точно прописать, что может делать муниципалитет, как может организовать работу. Крупные муниципалитеты, городские округа даже деньгами помогали. Сегодня этого нет. Фактически республика один на один со всей огромной системой здравоохранения».

Трудности финансирования коснулись и широко развернувшейся вначале программы «Земский доктор». За два года в Башкортостане были отправлены в сельскую местность 1980 специалистов, хотя потребность значительно выше. Необходимо еще 2200 таких врачей для глубинки, и если бы была возможность двигаться теми же темпами, то потребность во врачах была бы закрыта за 2-3 года. Но в нынешнем году на программу республика сможет выделить лишь 50 миллионов рублей. Значит, в село отправится лишь 100 докторов…

А тем временем, в селах и малых городах закрываются койки сестринского ухода.

- Люди относятся к этому очень плохо! Отрицательно! Мы наблюдали значительное количество выступлений против того, чтобы закрывались койки сестринского ухода. Они недорогие, но они политически важны. Они важны людям, как успокоительное. Лекарство им не нужно, а есть вот эта койка, где ему могут измерить давление, еще минимальные медицинские процедуры сделать. Это имеет терапевтический эффект. Закрывать их нельзя. Недорого стоят, а последствия очень большие. Вот то, что я хотел сказать. Спасибо большое, - в заключение сказал Рустэм Хамитов.

Полную стенограмму выступления Рустэма Хамитова можно посмотреть здесь.
Автор: Екатерина ТИМИРЯЕВА.