О СПИДе начистоту

О СПИДе начистоту

Это самое пугающее заболевание, которым нас наградил ушедший XX век. Однако мы как-то уже с его существованием и пришли к выводу: жить с инфекцией можно.

Это самое пугающее заболевание, которым нас наградил ушедший XX век. С 1981 года, начав свой «смертельный забег», он продолжает его и поныне.

Однако мы как-то уже с его существованием и пришли к выводу: жить с инфекцией можно. Правда, за это время так и не было изобретено ни одной вакцины против «убийцы иммунитета». Что еще? Проявляется он не сразу – через два-три месяца, а то и через год. Его вероломность непостижима. Он может пощадить одних и не оставить шансов другим, разрушая все стереотипы. Скажем, такой пример. На протяжении пяти лет проживала совместно одна супружеская пара. Мужчина был ВИЧ-носителем. В течение этого времени он успел заразить двух своих «подружек», а законная жена осталась здоровой. Вообще, помимо различных трагических случайностей, болезнь эта носит «поведенческий характер». Используя шприц один на троих, вступая в контакт со случайным половым партнером, человек играет в «русскую рулетку»: повезет – не повезет. И все равно идет на риск.

О роли ВИЧ в его судьбе мне рассказал лет семь назад Николай – молодой мужчина, по дороге на турбазу Мелькомбината. В Уфе проводился очередной слёт наркозависимых, проходящих реабилитацию по программе «Ступени». На турбазу съехались молодые, красивые парни и девчата из Тюмени, Питера, Самары, других городов. Все они решили встать на путь «чистоты». Многие имели ВИЧ и гепатит С. Однако от них веяло таким здоровьем, энергией и силой! Там были все свои. Никого не боясь, они говорили о том, как эта болезнь перевернула их сознание и… как ни странно, вернула к жизни. Николай так и сказал: «Наверное, это испытание мне было послано свыше: слишком много я «накуролесил». Но, узнав о ВИЧ, я, наконец, очнулся от этого кошмара и завязал с «наркотой». Кстати говоря, он даже, подобно послушникам, принимающим монашество, переменил имя и на том, что осталось позади, поставил крест. Для многих, кто осознал, что это за болезнь, жизненные ценности поменялись. Во главу угла встала забота о здоровье – почасовой приём лекарств, семья, работа.

ВИЧ-носителя при постановке на учет в Республиканском центре профилактики СПИДа и инфекционных заболеваний предупреждают об уголовной ответственности по ст. 122 УК РФ за «заведомое оставление другого лица в опасности посредством заражения ВИЧ-инфекцией». Вот только не всегда, а лучше сказать – в довольно редких случаях человек берет на себя смелость заявить о своем диагнозе партнеру. Это касается и семейных отношений. Скажем, такой пример. Молодая девушка в 19 лет удачно вышла замуж, скрыв свое бурное прошлое и посредством операции восстановив «невинность». Диагноз ее выявился только при постановке на учет в женской консультации по беременности. Ее супруг, студент престижного вуза был в шоке не от возможных последствий для себя, а от ее неверности. Более трагический случай произошел 6 лет назад в Орджоникидзевском районе Уфы, когда 45-летний криминальный авторитет Ю. убил свою 30-летнюю любовницу после того, как выяснилось, что его беременная жена ВИЧ-инфицирована. Супруга вора в законе была вынуждена сделать аборт, а Ю. опять отправился за решетку. Но все-таки в Центре профилактики СПИДа и ИЗ утверждают, что больше фактов обратного заражения – женщин от мужчин. Причем, на приеме у психотерапевта Центра раскрываются самые невероятные истории. Родители избалованного наркомана специально, чтобы наставить сына на путь истинный, подобрали ему неискушенную девочку. Они отдавали себе отчет, что ВИЧ-положительный парень может заразить и свою молодую жену, и будущего ребёнка. Так и случилось. При постановке на учет по беременности ВИЧ не выявили, его обнаружили лишь после рождения малыша, когда тот заболел. Вирус передался и ему.

В уголовном кодексе РФ имеется статья 122 УК РФ об ответственности за заражение ВИЧ. И даже есть прецеденты таких разбирательств. Скажем, в Зианчуринском районе женщина сожительствовала с несколькими мужчинами, двое из них оказались инфицированы. Сначала в рамках уголовного дела выяснили - от кого именно она заразилась. А затем муцжчину осудили к двум годам колонии-поселенияя. Но опять же – любящие супруги не подадут друг на друга в суд, а у тех, кто ведет беспорядочную половую жизнь, слишком много партнеров. Я уже не говорю о наркозависимых. Если у них – один шприц на пятерых, то неизвестно, кого привлекать. К тому же, они не привыкли следить за здоровьем, так что ВИЧ выявляется у них либо при поступлении на работу, либо когда женщины встают на учёт по беременности. Часть из них догадывается, что имеет полный набор – и ВИЧ, и гепатит, однако их больше занимает вопрос: где бы уколоться.

Рожать ВИЧ-положительной женщине или нет – решать ей. Но сотрудники Центра профилактики СПИДа и ИЗ проводят дополнительные обследования и дают рекомендации.

Роженица должна наблюдаться во время беременности, принимать необходимые препараты. Если женщина молодая и находится на ранней стадии заболевания, у нее - все шансы родить здоровое дите.

Одним словом, ВИЧ – не приговор, если, конечно, пересмотреть свое отношение к собственному здоровью. На момент создания ГУЗ «Республиканский центр профилактики СПИДа и ИЗ» в 1989 году на учете состояли всего лишь 10 человек. Из них трое живут и здравствуют. «Долгожителям», зарегистрированным в Центре, по 76-77 лет, их около 60 человек. Они все так же принимают препараты и надеются прожить лет до ста.
Автор: Ирина ШИПУНОВА.