Как не стать жертвой травли?

Как не стать жертвой травли?

Согласно исследованиям, каждый пятый ребенок познал на себе, что такое школьный моббинг, или попросту травля. Бойкоты и побои, смешки и тычки, отвержение и бессилие. Каждый седьмой участвовал в травле. Сколько учеников оказались в пассивной, беспомощной и не менее вредной роли наблюдателя - сосчитать труднее. Почему они травят друг друга и что делать, если вдруг затравили ребенка?

Дети подрастают и осваивают социальные взаимодействия. Многим из них необходимо пережить сплоченность по какому-либо принципу. В отсутствие конструктивных задач дети неизбежно сплачиваются против кого-то. И часто это бывает не борьба группировок, а именно травля одного-двух учеников класса. Таковым может стать практически любой ребенок.
Чаще не везет отличающимся: слишком чувствительным, шибко умным или, наоборот, слабым интеллектуально и немного запаздывающим социально. Внешние признаки (очки, одежда и прочее) играют второстепенную роль, однако, могут поспособствовать травле, если дело идет к тому. Зачинщиками часто бывают сильные лидеры, отличники, на них возлагаются надежды в семье и школе, и, соответственно, внутри которых коренится глубокий социальный страх «упасть с пьедестала», либо неформальные лидеры, часто не очень благополучные, недополучившие родительской любви. Кстати, эти две группы не исключают друг друга: ребенок может прекрасно учиться и преуспевать, но при этом иметь не слишком теплые отношения в семье.
Рядом с зачинщиками, как правило, есть наблюдатели, которые видят травлю, не особенно участвуют в ней, но и не делают ничего, чтобы ее прекратить (потому что боятся тоже стать изгоями). Иногда появляются и защитники - рано эмоционально созревшие дети, которым невыносимо видеть, как мучают одноклассника.
Травля - очень серьезная проблема. Недооценивать происходящее нельзя. На кону как минимум несколько испорченных лет жизни всех членов коллектива. Зачинщики получают нездоровый опыт насилия и увеличивают собственный стыд и страх перед социальным падением. А наблюдатели - опыт равнодушия. У объекта травли может серьезно пострадать самооценка и вера в людей, замедляется эмоциональное развитие.

Нужно действовать, но как?
1. Вы должны правильно оценить обстановку и рассказать об этом учителю и, если нужно, руководству школы. Травля - системный сбой школьного коллектива, и разбираться с ней на уровне детей и родителей неэффективно.
2. Нередко начинают сваливать вину на затравленного ребенка: «он не похож на других», «он неправильно себя ведет». Главное, не поддаваться на эти провокации. Помним, что жертва не может быть виновата в насилии.
3. Для прекращения травли взрослые члены школьного коллектива должны снять ответственность с детей и взять ее на себя.
4. Многие предлагают просто перевести жертву или зачинщика в другую школу. Но нет гарантии, что ситуация не повторится: новенький в коллективе с опытом жертвы - повышенный риск отвержения.
5. Учитель и класс вместе против моббинга. Сработают только длительные, постепенные меры по оздоровлению климата в классе.
Часто дети сами не понимают, какой вред наносят жертве, им кажется, что их действия вполне невинны. Дело взрослых - разъяснить им, в какой непривлекательной роли они выступают.

Комментарий в тему

О трагедии в Стерлитамаке рассуждает врач-психиатр Сергей Горин:- Подростковую агрессивность вряд ли получится предотвратить. Дело в том, что «героями» подобных событий обычно оказываются мальчики. 
Агрессивность свойственна мужчинам с самого раннего возраста, это - их природное качество. Лучшим лекарством для избыточной агрессивности была и остается физическая активность: в первую очередь, труд, во вторую – спорт. Правда, в современной школе наблюдается острый дефицит и того, и другого, а дополнительные занятия подходят не всем. Воспитательными мерами же можно только попытаться разграничить здоровую агрессию от патологической, направив первую в конструктивное русло и попытавшись в принципе избежать второй.
Можно ли было спрогнозировать преступление? Рассуждая задним числом, можно. Практически же все инструкции по технике безопасности пишутся по следам катастроф; произошла авария – напишут инструкцию.
Вины родителей, скорее всего, нет – они обращались за помощью к педагогам, жалуясь на тревожные признаки в поведении мальчика: он был фиксирован на идее групповой расправы над одноклассниками, состоял в какой-то подозрительной группе в соцсетях. Если человек не просто мечтает, а предпринимает действия – надо бить тревогу! Что родители и попытались сделать, но потревожить педагогов у них не получилось… Те тоже, скорее всего, не будут виноваты: не было инструкций на тот случай, когда класс издевается над одним учеником.
Даже полностью здоровые подростки не умеют в полной мере оценивать последствия своих поступков, если в мечтах все происходит иначе: красиво и ни капельки не больно.
Насколько подросток был способен понять, что он делает, определит судебно-психиатрическая экспертиза (судя по описанию в новостях, оцениваю вероятность вывода о невменяемости примерно в 75 %). Спрогнозировать и предотвратить подобные случаи вряд ли возможно. Разве что позаботиться, чтобы ученики не могли пронести в школу оружие и бутылку бензина.
Розалия Валеева.


Автор: Альбина ЗУБАРЕВА.