Вернется ли к нам дядя Миша?

Вернется ли к нам дядя Миша?

В уфимском Фейсбуке обсуждают возможность создания памятника уфимской легенде мороженщику дяде Мише.

Человеческая память - чрезвычайно странный феномен: тут помню, там не помню, а здесь вообще мы рыбу заворачивали... На такие мысли меня навел один горячий фейсбучный спор.

А ведь так все хорошо начиналось. Сначала известный наш блогер Владимир Кобзев рассказал о том, как в далеком Благовещенске (который на Дальнем Востоке) поставили памятник обычной продавщице мороженого – Зинаиде Синициной, которая на протяжении трех десятилетий радовала детвору брикетами эскимо да пломбирами. А потом, видимо припомнив фразу уфимского сити-менеджера о том, что если горожанам не нравятся уже установленные скульптуры, то они могут и сами скинуться на более красивые арт-объекты, наш блогер неосторожно молвил: «А сколько будет стоить памятник мороженщику дяде Мише?». Да еще и предложил всем, кто помнит о нашей городской легенде, скинуться на приличную скульптурную группу. Вот тут-то все и началось...

дядя Миша.jpg

Оказалось, что дядю Мишу помнят почти все уфимцы. Вот только память у всех разная. Кому-то он запомнился как неутомимый балагур, на протяжении почти сорока лет торгующий мороженым на одном и том же месте – у волшебного «Детского мира». А кто-то до сих пор не может ему забыть «зажиленную» сдачу: «Да хапугой он был. Вечно сдачи от него не дождешься». И тут же ему парируют: «Вы знаете, он мог и не дать сдачи 1-2 копейки. Но мне много раз продавал, когда не хватало. Один раз не доставало 5 копеек, а он дал мне мороженое. И потом не требовал». Тут же нашлись и третьи, которые просто перечислили список неувековеченных в малых скульптурных формах уфимцев.

В общем, хайп, как и предполагалось, удался и уже несколько дней катится снежным комом по местной фейсбучной тусовке. И я действительно не знаю, кто же из них прав. Почему-то в моей памяти эти недоданные копеечки забывались быстро, а вот хорошее настроение, которым он награждал каждого из нас, помнится до сих пор. Но, на мой взгляд, дело даже не в этом. Просто существует такая городская легенда, которая вкупе с другими и создает нашей столице лица необщее выраженье. Здесь можно и Бориса Развеева вспомнить с его свиньей на поводке, и миф о встрече Андрея Платонова с младенцем Сергеем Довлатовым. Да много что еще, главное, что за каждым таким арт-объектом будет проглядывать реальная история. История, которую мы сможем показать и рассказать нашим гостям.

Но есть и еще один не менее важный аспект: насколько мы сами готовы участвовать в процессе создания столичного облика? В качестве критика столичного стрит-арта не побывал только ленивый. Одному не нравятся замысловатые ребусы скульптурной аллеи ArtTerria, другому коричневые лица известной семейной композиции кажутся чересчур инопланетными. Но стоило кому-то предложить самим выступить в роли городских дизайнеров, как тут же все свелось к банальному фейсбучному трепу. За три дня пост набрал уже не одну сотню комментов и лишь восемь тысяч виртуальных рублей.

Что самое интересное, разговоры про памятник дяде Мише в местном интернет-пространстве возобновляются уже третий раз. Может, на этот раз получится удачнее?


Автор: Владимир Глинский