Хозяин от слуги не зависит

Хозяин от слуги не зависит

Выставлять свою жизнь на всеобщее обозрение раньше считалось моветоном. Сегодня – обычное дело. Миллионы людей делятся в соцсетях самым сокровенным. Чем опасен «вирус» всеобщего нарциссицизма, есть ли от него прививка и к чему это может привести? Об этом и не только говорим с завкафедрой психологического сопровождения и клинической психологии БашГУ, медицинским психологом Республиканского клинического психотерапевтического центра Минздрава РБ, кандидатом наук Ириной Хох.

- Сегодня трудно найти человека, у которого не было бы своей странички в соцсетях. Мы выкладываем в сеть свои личные фотографии, информируем весь свет о своих планах. В Инстаграме люди шаг за шагом фиксируют будни: что съел на завтрак, где был сегодня, что купил. Посты собирают лайки и комментарии. И утро начинается не с зарядки, а с их просмотра. Почему виртуальный мир так притягателен?

- У каждого человека есть идеальный образ самого себя, каким бы он хотел быть. Он может меняться в зависимости от обстоятельств. Гармония достигается тогда, когда мы приближаемся к идеалу.

Как добиться его? Для того чтобы повысить самооценку, надо потрудиться, сделать что-нибудь созидательное. А можно просто поместить в аккаунте фотографию в выгодном ракурсе и ждать откликов. И вот уже вы собрали массу комплиментов. Другое дело – насколько те, кто щелкает на сердечки, вам дороги. Человеку свойственно искать то, что урегулирует его состояние, поможет ему выйти из кризиса. И если он не может найти решения в реальном мире, обращается в иллюзорно управляемый. Аккаунт в чате – скорее, суррогат. Но вы хозяин положения, вам кажется, что можно контролировать общение и в любой момент прервать контакт. Но стоит задуматься, насколько реальны ваши «друзья»? Как-то один блогер впечатлил законодателей цифрой: оказывается, у него более трех миллионов просмотров. Это - эквивалент его популярности.

Не будем кривить душой, Интернет дает массу положительных моментов: экономит время, сокращает расстояния, служит источником нужной информации, тем самым повышая запас наших знаний. Но он также несет и опасность. Одиночество в сети – массовое явление. Среднестатистический офисный работник проводит наедине с компьютером не менее 5-6 часов в день. Прибавим к этому необходимость телефонного общения, деловую переписку и вечерний досуг перед телевизором или с компьютером. В общем набегает около 8-12 часов в сутки, что не может не накладывать отпечаток на ценностную сферу и особенности поведения личности.

- В принципе понятно, какие цели преследуют так называемые гламурные личности, попутно рекламируя те или иные бренды и зарабатывая на этом неплохие деньги. Но чего не хватает тем, кому кажется, что он на короткой ноге со «звездой»?

- Такое общение вряд ли можно назвать полноценным. Если постоянно смотреть какую-то передачу, то невольно возникает иллюзия знакомства с ведущим, ощущение, что вы хорошо его знаете. Но это заблуждение. На самом деле вы лишь имеете некоторое устойчивое представление о его телевизионном имидже. Увеличение доли мнимого общения во взаимодействии человека с окружающим его миром - одна из причин популярности социальных сетей.

- Чем грозит такой способ общения?

- Это - достаточно опасная тенденция. Мы переходим в мир текста, который лишен интонации, человечности. Доходит до курьезов: одна знакомая получила от мужа сообщение: люблю целую. Он забыл поставить запятую, а жена не сразу догадалась, что он имеет в виду, и уточнила: целую любишь или по частям? Дружба, любовь – прежде всего выражение эмоций. Как поется в одной песне: «Дружба - это круглосуточно, хоть пожар, хоть урожай.Это чувство не рассудочно. Одевайся - приезжай!». Мы уже не замечаем, как экономим время и чувства, получая в праздники поздравления с одним и тем же текстом от разных людей. Перекопировал и послал. И цепочка продолжает работать. Что можно сравнить с просмотром сцен жестокости и насилия, если вы постоянно будете реагировать – выгорите. У человека многоступенчатая система защиты. И чем выше эмоциональный порог, тем больше равнодушия и меньше эмоционального отклика. Вот недавний случай: видео, снятое дочерью в одной из уфимских поликлиник, - ее мама спускается по лестнице на коленях. Допустим, оператор сама не в состоянии помочь матери, но за этим же наблюдают люди, и никто не бросился поднимать больную женщину. Сколько подобных кадров гуляет в сети, когда снимаются на камеру страдания другого человека и выкладываются на всеобщее обозрение. Взрослые, наблюдая за чужой жизнью, повышают самооценку: у меня-то не так плохо. Кажется, что ты знаешь решение проблемы, но это иллюзия.

- Техническая революция бьет все рекорды. Но не пора ли забить в колокол и нам, родителям? Чей опыт используют наши дети?

- Раньше трансмиссия была вертикальной: мы учились у своих пап и мам. Сегодня она - горизонтальная. Подростки заимствуют ее у своих сверстников, у которых нет богатого опыта. Приведу пример. Ко мне обратилась мама 11-летней девочки. У дочери совершенно не развито воображение. Мы занимались с ней сказкотерапией. Вот так начинался ее рассказ: «Принцесса вошла в комнату на 17 с половиной минут и вышла». У девочки перегружено левое полушарие мозга. Причина - в непомерных школьных нагрузках. В результате дети становятся своего рода информационными роботами.

- Родители, к сожалению, сами нередко способствуют тому, что их ребенок черпает информацию из других источников. Мама занята или погружена в те же соцсети и отвлекает малыша детскими каналами в YouTube. Например, блог «Мисс Кейти», где мама снимает маленькую дочку: как она катается на электромобиле, рассматривает игрушки, примеряет новое платье. Три миллиона подписчиков. Кто они? Наши дети, которые еще ходят в детский сад. Им невдомек, что родители Кейти зарабатывают на этом хорошие деньги, забивая стереотипами ребячьи головы.

- Родителям необходимо учить деток правилам поведения в Интернете. Садиться рядом и объяснять, что очный контакт не предполагает пауз, мы не можем задуматься на полчаса, а потом продолжить беседу. В соцсетях можно думать сколько угодно. Получается парадоксальная вещь: общаясь, мы блокируем коммуникативную функцию. Мои клиенты откровенно говорят: как только возникает разговор о чувствах, они не могут подобрать слов, выразить собственные эмоции и описать чужие. Для детей – само присутствие в Интернете вредно: излучение, мелькание кадров ведет к перенапряжению. Если мама рядом, она может обратить вред во благо, разобрать ту или иную ситуацию, спросить: а как бы ты поступил здесь. Иначе идет замещение познавательных функций на потребительские. Маленьким детям пребывание в информационном пространстве необходимо ограничить до 10 минут, младшим школьникам – до получаса.

- Время - понятие относительное и растяжимое. Но теперь многие замечают, что оно бежит просто с фантастической скоростью. Мы торопимся жить…

- Ускоряем психологическое время. Для меня стала открытием поездка в Испанию. Осмотрев музей Гауди, зашли с мужем в кафе, где нам подали блюдо на огромных тарелках. Мы задали официанту вопрос: зачем такие огромные порции? «Вы, туристы, стремитесь как можно быстрее все съесть и бежать дальше, испанцы же проводят за этой тарелкой с часу до пяти. Для них процесс еды сочетается с общением. Вечером, как правило, все семьи выходят на прогулки, в общем, ведут размеренный образ жизни. Поэтому и продолжительность жизни там 87 лет, а в соседней Андорре и того больше – 89. Испанцу бесполезно звонить во время трапезы – не ответит. Мы торопим время – в итоге страдает качество жизни. Такова наша традиция. Мы не живем, а демонстрируем активность. Что особенно касается молодежи.

- Чем расплачиваемся?

- Депрессией. Она стоит на втором месте после панических атак и страха. По сути нормальная реакция на то, что происходит в мире. Демонстрация сцен насилия без купюр, военные действия дестабилизируют психику, и человек защищается. Депрессия, когда мы перестаем бояться. Ученик одной из уфимских школ страдает такой болезнью. Причина: учитель, известный, уважаемый в городе педагог, за полтора года не удосужился узнать, как зовут парня. Главное – дать знания. А подросток страдает. Кроме знаний, есть педагогический артистизм, высокий социальный интеллект.

- В Японии уже есть опыт внедрения под кожу специального чипа. Мы семимильными шагами движемся к роботизации.

- Как здесь не вспомнить знаменитый роман Оруэлла, где у героев нет имен, есть только своя цифра. Когда поймем, что хозяин не должен зависеть от слуги. Вы нанимаете прислугу и постепенно становитесь зависимой от нее. То же самое касается и Интернета, соцсетей, когда человек становится продолжением компьютера. А ящик выполняет чисто утилитарную функцию. Не больше.

- Ученые доказали, что соцсети действуют на человека как наркотик. Эксперимент показал, что активность тех участков мозга, которые отвечают за формирование зависимости, повышалась, когда добровольцы видели картинку, связанную с соцсетями.

- В общем, понятно и без научных доказательств. Вопрос в том, к чему, в конце концов, это может привести. Нам грозит эмоциональное обнищание. Из пустоты не родится чувство. Что сегодняшние школьники могут дать своим детям? Возможно, кто-то найдет спасение в религии, в группах по интересам, которые тоже организуются в соцсетях. В XXI веке жители мегаполисов пытаются обрести душевную гармонию, избавиться от стресса и жить в удовольствие. В прошлом году мы узнали о хюгге — искусстве находить маленькие радости в повседневности. Людей разных стран объединила в Интернете любовь к разглядыванию морозных узоров на окнах, потягиванию горячего шоколада из красивой кружки, уютным вечерам при свечах и котикам, уютно свернувшимся клубочками у каминов. В этом-то популярность ваби-саби. Японцам присуще мировоззрение, в котором сочетаются скромность, одиночество, однако с внутренней силой, с архаичностью, неподдельностью, подлинностью. Люди ищут спасение, но опять же объединяясь через соцсети. И в этом их позитивная роль.

Пожалуй, самое опасное, чем нам грозит эмоциональное опустошение, – рациональный подход к созданию семьи. Картинка, тиражируемая в СМИ, – счастливые мама, папа и ребенок, создает иллюзию легкости создания ячейки общества. Один клик – и псевдосолидарная семья готова – на экране. В жизни нужно приложить немало усилий, чтобы сохранить отношения и вырастить ребенка. Любая семья – накал страстей, а воспитание никогда не заканчивается.

- Вы практикующий психолог. Что вас тревожит, какие тенденции наблюдаете?

- Нынешние дети рано взрослеют, что идет вразрез с их биологическим паспортом. Еще недавно подростковый период начинался с 12 лет, сегодня его начало омечается у некоторых детей с 9-10 лет.

Двухлетняя кроха легко осваивает Интернет, а в восемь лет ребенок мне говорит: я боюсь одиночества. Существует кардинальное противоречие: организм за 200 лет не изменился, а социальная и психологическая надстройка уже другая. Некоторые родители развивают свое чадо сверх меры: дают ему огромный объем знаний. Да, ребенок может читать в три года, но зачем? Структуры мозга еще не готовы к этому. Он не справляется со стрессом. Психика выстраивает более толстую оболочку между миром и собственным «Я». И в какой-то момент она не выдерживает.

Другая тревожная тенденция – ко мне на прием приходят подростки, легко признающиеся в своей гомосексуальности. На самом деле она часто мнимая. Подростки ищут таким образом самоидентичность. Допустим, девочка получила первый отказ от представителя противоположного пола или мальчик не очень красиво повел себя. И она нашла понимание у девочки и решила провозгласить свою новую ориентацию. Это чисто поведенческое отклонение.

Поиск себя в этом мире приводит и к так называемым группам смерти, о которых в последнее время много пишут. Я не раз выступала перед педагогами и родителями и разъясняла им: говорите со своими детьми, интересуйтесь их проблемами, заряжайте жадностью до жизни. Ничто не заменит живого общения.

Беседовала Светлана ЯНОВА.