Интернат – как спасение

Интернат – как спасение

Нередко прихожу в школу-интернат для глухих детей и по-хорошему удивляюсь, как складно здесь живут дети.

В этой большой семье отлично уживаются ребятишки из благополучных семей и сироты, от которых отказались еще в роддоме. Ведь помимо нарушений со слухом они появились на свет с очень сложными сопутствующими болезнями. И здесь прилагают много усилий, чтобы помочь их исправить. Маратик, например, месяцами лежит в больнице. Проходит день-два, и дети начинают скучать. Пишут ему письма, куда вкладывают рисунки. Если им дают на полдник конфеты, обязательно оставят одну для товарища. И, конечно, большая для них радость приобнять его, просто посидеть в больнице на одной кровати. Особенно привязываются друг к другу дети, поступившие из детдома. Втайне они мечтают, чтобы их усыновили и порой самые заветные желания сбываются.

- Это Ваня, - представила мне скромного мальчика с васильковыми глазами преподаватель Рима Сибагатовна Исхакова. – У него очень трудная судьба, и я рада, что он нашел себе семью.

Сначала малыш попал в Серафимовский детский дом для умственно-отсталых детей. Престарелая бабушка ходатайствовала, чтобы его в семь лет перевели к нам, а вообще у него есть еще один дом – детдом №1.

- Ребенок пришел к нам замкнутым, запуганным, и все время плакал. На уроках забивался за шкаф и сидел там, укрывшись курткой. Но понемногу стал привыкать, улыбаться и (я не подберу другого слова) – буквально расцвел. Теперь он – первый мой помощник – очень старательный. Кстати, я очень благодарна первому детдому и социальному педагогу. Она все время звонит, интересуется, как у него дела, выписывает ему лекарства. И на выходные он отправляется к ним как к себе домой. А теперь его берет под опеку глухая семья, (наших детей отдают только в такие семьи). У нас двое сирот - Маша и Даша – учатся в 11 классе, эта семья их взяла под опеку. Они и рассказали, какой хороший малыш появился, мама приехала и сразу же приняла решение. Сейчас собирает необходимые документы. А Ванюша всем рассказывает, что у него теперь есть папа и мама. Мы очень рады за него. Женщина окончила в свое время Ленинградское театральное училище, супруг учился в нашей школе. Я была у них, чтобы посмотреть, в какие условия мальчик попадет. У них добротный дом в Дюртюлинском районе, свое хозяйство.

- Рима Сибагатовна, вы больше четверти века работаете в интернате, каковы проблемы в воспитании детей?

- Было время, когда родители более внимательно, трепетно относились к ним. В основном они – с хорошим слухом, поэтому ребенок растет – и возникают трудности в общении. Хотелось бы, чтобы они прошли специализированные курсы и обучились жестовой речи. К сожалению, с ребятами общаются на примитивном уровне: «идем гулять», «садись кушать», «айда спать», а чтобы обсудить что-то, поговорить, этого нет. Думают, что их обязанность только взять детей на каникулы, купить что-то, вкусно покормить. Могли бы приехать к нам, обсудить – какому специалисту показать ребенка, ведь диагнозов у них много.

А раньше родители уже с детского сада старались развивать детей. Когда воспитанники возвращались из дома после выходных, приходили с целым набором: в одном мешочке были сладости, в другом - лекарства, в третьем - развивающие игры. И это при том, что они специально привозили их из Москвы, Ленинграда, Риги. Они целенаправленно готовили детей к будущей профессии. Раз в четыре года мы организовывали «ликбез для мам и пап», куда записывали только по желанию. И они бросали свою работу, ходили на занятия, чтобы выучить язык жестов. Родители знали, что лето – это отдых на море. Одна мама работала в больнице ночной няней и по копейке собирала, чтобы сына свозить туда.

- Трудно преподавателям с такими ребятами?

- У нас на одного воспитанника приходится три сотрудника: учитель по развитию слуха и речи, преподаватель общих предметов и воспитатель. Иначе здесь нельзя. Однако нам нельзя их жалеть. Если в семье больной ребенок, что мы делаем? Лучший кусок ему, больше ласки и внимания. И они это чувствуют. Нужно воспитать в них желание преодолеть все трудности, которых на их небольшом жизненном отрезке уже столько, что не каждому взрослому выпадает. И они очень старательные, упорные. Не только хорошо учатся, но и любят спорт, занимаются в различных кружках. Из нашей школы вышли призеры и победители Сурдолимпийских игр по разным видам спорта. Когда они приезжают с победой и приходят в школу, еще более чувствуем, что – одна семья и есть особое счастье – одно на всех.

- Сколько в этом году первоклассников?

- Семеро. На самом деле в районах республики есть слабослышащие и глухие дети. Родители их по разным причинам не отпускают от себя, но в основном считают, что «на чужбине» будут обижать. Этим летом я побывала в Бурзянском районе. В деревне двое слабослышащих ребят, но в школу-интернат их не отправляют. Я поговорила с одной из матерей – учительницей. Говорит, что не будет так далеко отпускать дите: не приспособлено к коллективу, в интернате ему будет плохо. А в отдаленных деревнях даже и не знают о нашем существовании. Жаль. Если родители хотят, чтобы их ребенок развивался, состоялся как личность, они должны знать, что здесь созданы все условия.

Автор: Ирина ШИПУНОВА.

На снимке: Рима Исхакова с Ваней.

Фото автора.