"Птицы" Марины Цветаевой

"Птицы" Марины  Цветаевой

В выставочном зале «Ижад» (ул. Космонавтов,22) в прошлую субботу состоялось выступление уфимского театра-студии «Птицы» под руководством Владимира Корчева

Студийцы представили композицию «А душа - не то…» на стихи Марины Цветаевой. Названием спектакля стала строчка из письма ее дочери Ариадны Эфрон: «А душа не то-нет», как бы оборванной на вздохе, на всхлипе, на спазме в горле, когда нет сил говорить, но рвется нечто недосказанное из самой глубины души.

Это - синтез слова и пластического действа. Это - эксперимент, одна сплошная метафора, где поэт раскрывается перед зрителем то одной, то другой своей ипостасью, про-ходит ступени взросления, постижения тайн творчества, крестных мук изгнаннического сиротства, осознания невозможности жить «в Бедламе  нелюдей».

В спектакле участвуют девушки и молодые ребята, женщины и мужчины зрелого возраста. Кто-то мечтает стать в будущем актером, кто-то пришел в студию в надежде обрести себя среди единомышленников. Такое множество разных лиц и характеров удивительным образом способствует пониманию многогранности Марины Цветаевой как поэта и человека.

Черно-белая гамма одежд, черные ширмы-выгородки, черное и белое полотнища взвиваются за спиной крыльями, окутывают фигуры актеров обманчиво защитным покрывалом, соединяют их мгновенными узами, разобщают столь же стремительным взмахом. Но присутствуют здесь и два других, особенно заметных, цвета: нежно-голубой и пурпурный, и каждый из них олицетворяет отдельную сторону мятущейся души. Голубой шелк становится высоким куполом неба: «Обнимаю тебя горизонтом - и руками двумя»  Пурпурная ткань превращается в имперский плащ августа, месяца «поздних поцелуев, поздних роз и молний поздних, ливней звездных». И делается по-настоящему страшно, когда в финале этот сияющий пурпур вдруг принимает вид красного кумача совещательного стола, за которым беззвучно решается судьба Марины.

В спектакль  искусно вплетены визуальные аллюзии, такие, к примеру, как «сотня на руке моей рабочей серебряных перстней» или крестьянский головной платок в крапинку бабы, что «черный ломоть у калитки жует и жует». Пусть не все зрители сразу разгадают их, но подспудное впечатление всплывет, может быть, позднее и станет маленьким открытием.      
Вечер 20 октября был первой встречей наших перелетных «Птиц» с «Ижадом». Можно только порадоваться, что теперь они будут здесь частыми гостями.  

Анна Маслова