Уфа XVI века и легенда о казахском Алаша-хане

Уфа XVI века и легенда о казахском Алаша-хане

В конце августа в Хан-Орде (Республика Казахстан) состоялась конференция, посвященная 550-летию образования Казахского ханства. Дорога заняла более
9 часов, и у всех участников форума возникла редкая для международного сообщества ученых возможность для длительного неформального общения.
Случайно или нет, но моей соседкой оказалась Ирина Ерофеева - блестящий знаток эпистолярного наследия казахских ханов. Обсуждая программу конференции, мы обнаружили, что наши темы выступлений посвящены одной личности, сыгравшей судьбоносную роль в истории Башкирии и Казахстана. Этот правитель имеет непосредственное отношение и к Уфе…

В конце августа в Хан-Орде (Республика Казахстан) состоялась конференция, посвященная 550-летию образования Казахского ханства. Дорога заняла более 9 часов, и у всех участников форума возникла редкая для международного сообщества ученых возможность для длительного неформального общения. Случайно или нет, но моей соседкой оказалась Ирина Ерофеева - блестящий знаток эпистолярного наследия казахских ханов. Обсуждая программу конференции, мы обнаружили, что наши темы выступлений посвящены одной личности, сыгравшей судьбоносную роль в истории Башкирии и Казахстана. Этот правитель имеет непосредственное отношение и к Уфе…

Последние десять лет Ирина Евгеньевна пыталась найти решение давней для казахской историографии проблемы. Она изучала источники по истории легендарного Алаша-хана. В фольклоре казахов, каракалпаков и ногайцев он предстает как создатель казахской государственности, разделив народ на три жуза. Ерофеева убеждена в том, что Алаша-хан консолидировал народ в единую этнополитическую общность, которая принципиально отличается от структуры государств других тюркских народов. Самой сложной исследовательской проблемой, отметила Ерофеева, было отделение мифического образа от исторической личности. Дело в том, что многие современные исследователи считают, что Алаша-хан – образ собирательный, под которым следует видеть идеального степного правителя. Безупречный его облик был настолько популярен в народе, что в 1917 году, когда возникло национальное движение, наиболее влиятельная партия получила название «Алаш». Ей даже удалось победить на выборах и сформировать правительство автономной республики, которая также стала называться «Алаш-орда».

Благодаря кропотливому анализу переписки казахских ханов и султанов XVIII-XIX вв. Ерофеева пришла к выводу о том, что Алаша-хан является предводителем, время правления которого приходится на середину XVI в. Она проанализировала 22 предания о нем, и в одном из писем хана Абулхаира нашла подтверждение гипотезе, которую еще в 20-е годы XX века выдвинул выдающийся общественный деятель Мухаметджан Тынышпаев. В «Материалах к истории киргиз-казахского народа» он отождествил Хакк-Назара и Алаша-хана. По мнению Тынышпаева, именно Хакк-Назар – легендарный собиратель казахских земель. Не исключено, что мавзолей Алаша-хана в Карагандинской области возведен в его честь.

Ерофеева доказала, что «Алаша» - не личное имя, а «лакаб», то есть прозвище. Их носили многие султаны и ханы. Настоящее же имя Алаша-хана, по утверждению Ерофеевой, - Хакк-Назар. Кем он был и какое отношение имеет к истории Уфы?

Начнем с того, что Хакк-Назар, как и Алаша-хан, далеко не сразу был возведен на престол. Более того, долгие годы ему пришлось есть горький хлеб изгнанника. Обреченный вести бродячий образ жизни, в конце концов стал воспитанником одного из ногайских правителей. В шэжэре присутствует эпизод, который расходится со сведениями официальных документов. В нем отмечено, что Алаша был отвергнут собственным отцом сразу после рождения. Это произошло из-за необычного внешнего вида младенца, появившегося на свет «пегим как сорока». Однако в тюрко-монгольских преданиях, как правило, рассказ о появлении на свет великого правителя со временем обрастает мифами и легендами, имеющими характер знамения. В этих повествованиях особое внимание обращается на необычные обстоятельства родов и особенности внешнего вида ребенка. В степной среде было принято определять судьбу человека по различным знакам на теле. Так, Чингисхан родился со сгустком крови в кулаке, что получило соответствующее толкование в последующих легендах.

Интересно, что отец Хакк-Назара – Касым, также имеет отношение к истории Башкирии. Сын Жанибека – основателя Казахского ханства, он сумел в короткий срок своего правления в начале XVI века создать государство, в котором оказались не только казахи, но и башкиры, ногаи, киргизы и узбеки. В 1503 году первые отряды казахов появились на Южном Урале, а к зиме 1514 года ногаи были вытеснены со всего восточного берега Волги. Из всех степных правителей именно Касым сформулировал главные ценности кочевого образа жизни: «Мы – жители степи. У нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров. Главное наше богатство заключается в лошадях: мясо и кожа их служат нам пищей и одеждой, а приятнейший напиток для нас, приготовленный из кобыльего молока, – кумыс. На земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений – пастбища скота и табуны лошадей, и мы ходим любоваться этим зрелищем».

Однако, как это часто бывает в истории, смерть харизматичного лидера неизбежно приводит к быстрой утрате результатов былых побед. И его давние и, казалось бы, навсегда поверженные враги - ногаи воспряли духом. В начале 20-х годов XVI века ногайские бии постепенно отвоевали свои кочевья в междуречье Волги и Яика. Летом 1525 года Казахское ханство было полностью разгромлено, а юные сыновья Касыма (Хакк-Назар и Мамаш) оказались в руках правителя ногаев Шейх-Мамая. Именно он воспитывал юных султанов и обучал делам государственного правления. Сестра Хакк-Назара стала женой Шейх-Мамая. В совсем юном возрасте (16-17 лет) Хакк-Назар был назначен управлять башкирами. По словам историка В.В. Трепавлова, пост наместника являлся своего рода административной тренировкой для будущих правителей в Ногайской орде. Именно здесь, как на испытательном полигоне, ногаи опробовали управленческие приемы, которые затем распространяли на другие подвластные народы. Немаловажно и то, что башкиры не считали ногайских биев законными государями, поскольку они не являлись чингизидами. В то время как казахская линия чингизидов (тукатимуриды) воспринималась как легитимная, в западной части региона Хакк-Назар почти десять лет являлся наместником Башкирии. В 1538 году ногаи решили, что султан вполне созрел для того, чтобы стать ханом казахов.

В памяти башкирского народа Хакк-Назар (Акназар) предстает в образе сурового правителя, всячески угнетавшего башкир. Как отмечает историк Ногайской орды В.В. Трепавлов, жесткие нововведения Хакк-Назара полностью находились в русле государственных преобразований, предпринятых в Орде как раз в 30-е годы XVI века. Несмотря на то, что о деятельности Хакк-Назара сохранилась довольно скудная информация, она все же позволяет выделить определенные особенности системы управления. П.И. Рычков, со слов «сказки» старшины Кидряса Муллакаева, записал следующие сведения: «…наконец один салтан от поколения тутошних старинных ханов, именем Акназар, усилившись, не только всех башкирцев и ногайцев, но и в Великой Татарии разные народы покорил. Усмотря ж их непостоянство и разные от башкирцев бывшие воровства, всячески их изнурял и в бессилие их приводил. Ибо на три двора по одному токмо котлу для варения им пищи допущал и как скот и пожитки, так и детей их к себе отбирал и землями владеть, тако ж и чрез реку Белую переходить, их не допущал. А кои звероловством промышляли, те за то принуждены были давать ему ясак с каждого человека по лисице, по бобру и по кунице, от чего наконец пришли они в самое крайнее истощение и убожество».

Обложение башкир ясаком сопровождалось репрессиями: Хакк-Назар «на три двора по одному токмо котлу для варения им пищи допущал». Это указание предания несет в себе важное символическое содержание. По данным археологов и антропологов, еще с гуннских времен котел у кочевников олицетворял власть родовой и племенной знати. Принудительное уменьшение числа котлов символизировало ограничение ее власти. Следует указать и на то, что у кочевников юрта не считалась местом, пригодным для жилья, если в ней не было предметов первой необходимости – большого котла для варки пищи, кожаного мешка для приготовления кумыса и плетеной корзины для собирания аргала. Таким образом, Хакк-Назар стремился предотвратить раздробление родоплеменных структур.

Особый интерес вызывает указание на лишение возможности переправляться через реку Белую. Очевидно, что какая-то часть башкир, стремясь избежать репрессий, попыталась переправиться через Белую. Именно при Хакк-Назаре центром наместничества становится Уфа, из которой легче было контролировать перемещения местных племен за пределы орды. За устьем Белой начинались владения Казанского ханства.

Р.Г. Кузеев обратил внимание на то, что в начале XVI века в приграничных его районах появились племена восточных башкир, которые прежде были на территории, подвластной ногайским правителям. Этот массовый отток можно было остановить, только поставив в местах переправ караулы.
Очевидно, что управленческая тренировка, полученная Хакк-Назаром, не прошла даром. При нем началось возрождение Казахского государства. Самое раннее известие о нем датируется 1549 годом, когда он сразился с туркменами у берегов Амударьи. В 1556 году Хакк-Назар пытался захватить Ташкент, в 1560 году воевал с правителем Могулистана Абд ар-Рашид-ханом, в 1568 году казахи напали на ослабленную смутой Ногайскую Орду, примерно тогда же начал войну с сибирским ханом Кучумом.

Современный казахский историк А. Исин пишет: «Распространение власти Хакк-Назар-хана на территорию современного Северного и Северо-Западного Казахстана натолкнулось на противодействие не только Сибирского ханства, но и Ногайской Орды. Казахи включались в борьбу с ними за обладание башкортскими улусами». Историки, в том числе современные, не оставляют без внимания взаимоотношения Хакк-Назара с северными соседями. Вот как пишет об этом Аль-Халел Карпык: «Акназар привлек на свою сторону узбекского Абдаллах-хана и тем самым создал военный блок против вылазок опасного сибирского Кучум-хана. Одновременно Акназар вел переговоры с Русским государством о дружбе и взаимной охране своих рубежей. Эти инициативы встречались благосклонно. Так как Кучум и Ногайская Орда представляли реальную угрозу самому Русскому государству, оно активизировало свои дипломатические сношения с Казахским ханством... Хакк-Назар оказал Ивану Грозному изрядную помощь в покорении Кучума».

Таким образом, Хакк-Назар с чьим именем казахский народ в преданиях связывал зарождение основ государственности, имел непосредственное отношение к истории Башкирии и Уфы. Именно он создал ясачную систему и определил место нового центра наместничества. После добровольного вхождения башкир в состав Российского государства правительство не стало отказываться от большинства административных порядков, учрежденных молодым султаном, которому в памяти народа суждено было остаться под именем Алаша-хана.


Автор: Булат АЗНАБАЕВ.