История дома Бухартовских

История дома Бухартовских

Угловой дом усадьбы Бухартовских запечатлен на многих фотографиях города, он вошел в фотоальбомы и рекламные проспекты.

Сегодня этот объект исторического наследия поврежден пожаром. Выстоявший в огне революций, не сдавшийся в многолетнем забвении и пренебрежении, что тебя ждет, старинный дом? Решение еще не принято. А мы хотим просто вспомнить историю этой усадьбы и самого Генриха Бухартовского...

Два больших двухэтажных дома с резными наличниками и карнизами на перекрестке улиц Аксакова и Коммунистической знакомы мне с институтских времен (Факультет романо-германской филологии БашГУ находится неподалеку). Эти дома построены в 1890-х годах.



Интересно то, что светлые оштукатуренные здание внутри – бревенчатые. А у дома на северо-восточном углу было еще и три башенки. (Потом осталось одна, но на старой фотографии их именно три). Это и есть дом уфимского полицмейстера Бухартовского, дом на юго-восточном углу принадлежал Раевским. Позже на другой стороне улицы Аксакова построили трехэтажное кирпичное здание Реального училища (потом здесь расположилось БПО «Прогресс»).


Бухартовские проживали здесь с 1906 года. Первый этаж отдали под комнаты прислуги, на втором жил сам хозяин и его семья. Дом был записан на жену полицмейстера Марию Александровну. Она занималась благотворительностью: например, была председательницей Уфимского Общества скорой помощи.

Поляки на русской службе

Итак, Генрих Генрихович Бухартовский - уфимский полицмейстер в 1903-1911 годах, также известен как основатель Парка народной трезвости (ныне - парк имени Якутова) и активный сподвижник губернатора Александра Ключарева в деле строительства Аксаковского народного дома.


Г. Г. Бухартовский второй слева. Фото ufa-trakt.ru

Будущий полицмейстер родился 18 ноября 1870 года в Витебске в семье Генриха Августиновича Бухартовского - провизора в г. Полоцк, дворянина, участника Польского восстания 1963 года.
Окончил 6 классов гимназии в г. Мариамполь (теперь это в Литве) и поступил на службу в 12-й Гренадёрский Астраханский Его Величества полк, который дислоцировался в Москве. Прослужил 2 года в московской полиции, затем служил в Оренбурге, Орске, Семипалатинске. В Екатеринбурге женился на Марии Александровне Эрдман (также дворянке польского происхождения).

«Человек Соколовского»

В Уфу Бухартовский прибыл вместе с семипалатинским губернатором И.Н. Соколовским (напомним, что до того 6 мая эсером Егором Дулебовым был убит предыдущий губернатор Николай Богданович). Как только его утвердили в должности полицмейстера, Бухартовский сразу занялся как «кадровым вопросом», так и укреплением материальной базы уфимской полиции. Он впервые организовал антропометрическое бюро и фотолабораторию. Также Уфа стала одним из первых губернских городов, где по его инициативе создали паспортный стол и сыскное отделение.
А еще Генрих Бухартовский как член Уфимского Комитета вольно-пожарного общества распорядился организовать в Уфе духовой оркестр, который играл на парадах, в театрах и клубах.

Парк народной трезвости

Тогда же - в 1903-м - он стал инициатором создания Парка народной трезвости на пространстве между садом Иоанно-Предтеченской церкви и Солдатским озером. Таким образом он хотел изменить образ жизни проживавших здесь железнодорожников и речников. Раньше на этом месте добывали камень, так что участок был сильно изрыт, и деревьев там не было.


Солдатское озеро в Парке народной трезвости. Фото ufa-trakt.ru.
Городская Дума согласилась передать участок Комитету попечительства о народной трезвости, и летом 1904-го участок выровняли, он обзавелся деревянной изгородью, аллеями, музыкальной эстрадой и скамейками, а осенью того же года с участием первых лиц города здесь были посажены тополя, березы и липы. (Что характерно, Городская дума сначала решила придержать участок, который оставался между парком и Солдатским озером - вопреки идее Бухартовского, который планировал там устройство «народных развлечений». Там предполагалось построить общественные здания. Но позднее озеро все же стало частью нового парка, позднее названный в честь революционера Ивана Якутова.

Бухартовский и революционеры

23 апреля 1905 года приказом Уфимского Губернатора Бухартовскому была объявлена благодарность за энергичное и разумное пресечение уличных беспорядков. Как мы видим, он действительно прилагал к этому немалые усилия. Однако 1 мая 1905-го по приказу губернатора Соколовского была разогнана демонстрация рабочих и студентов, а 3 мая в Видинеевском летнем театре опять-таки эсерами на него было совершено покушение: губернатор был ранен.
В Уфе развивалось революционное движение, и в сентябре 1906 года под руководством Ивана и Михаила Кадомцевых произошел «Демский экс» - ограбление поезда, при котором боевой организации большевиков удалось добыть 153.400 рублей.

26 января 1907 года приказом Уфимского Губернатора №12 ему выражена искренняя благодарность за энергичные действия при раскрытии жестокого убийства семьи Володкевич.

В 1909 году полицмейстер Бухартовский стал председателем местного отдела Общества поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службе.

«Давали на Аксаковский дом до 30 раз»

Еще в 1905 году в Уфе появился последний известный в ее истории губернатор - Александр Степанович Ключарев. Он загорелся идее постройки к 50-летию со дня смерти Аксакова «Аксаковского народного дома».


Губернатор А.С.Ключарев (1911 год)
 
Это было тем более необходимо, что сам Сергей Тимофеевич был тогда не очень известен простым россиянам, больше помнили его сыновей - губернатора Григория Сергеевича, славянофилов Константина и Ивана. Для этого был создан Комитет по увековечению памяти Аксакова. Но многие считали эту идею личной блажью губернатора. Генрих Генрихович лично ездил по домам всех более-менее состоятельных жителей города и при помощи различных методов убеждения собрал значительную часть нужной суммы. (Состоятельные граждане отмечали, что сначала губернатор являлся к ним с просьбой о пожертвовании сам, затем присылал полицмейстера, затем другого чиновника… Как жаль, что эти люди не увидели результата своих вложений!») Сбор средств проводился и по России. И 14 сентября 1909 года Аксаковский народный дом был торжественно заложен. К сроку - 1913 году - достроить его не успели. Это произошло только в 1930-е, а в 1938-м здание передали Театру оперы и балета.

В 1911-м Александр Ключарев был назначен главой Симбирской губернии, его место занял Петр Башилов. Но Бухартовский покинул наш город не сразу: в 1913-м он еще был членом правления Уфимского пожарного общества – а в 1914-м уже служил в Симбирской губернии уездным исправником полицейского управления города Сенгилея и одноименного уезда. С 1914 по 1917 он - полицмейстер города Новониколаевск (сегодня - Новосибирск).

После февральской революции он был разжалован в солдаты и направлен в действующую армию. В августе 1920-го Бухартовский был арестован Иркутской губЧК, разыскивавшей деятелей белого движения. Однако он едва ли был активным «белым»: об этом говорит слишком маленький срок. В ноябре он был арестован еще раз и переправлен в Уфе, где в январе 1921 года его приговорили к 3 годам и 4 месяцам тюрьмы. Есть сведения, что эта тюрьма (или лагерь) находилась на месте разгромленного Успенского монастыря (сегодня там располагается Уфимский Юридический институт). В 1924 году Генриха Бухартовского выпустили из тюрьмы по болезни. Что стало с ним потом, неизвестно.

А в некогда принадлежавшем ему доме на первом этаже строили парикмахерскую, на втором поселились чекисты. Затем дом стал коммунальным. До сих пор сохранилась лепнина на высоких потолках, большие двустворчатые межкомнатные двери, печи, а также богатая деревянная резьба на карнизе, подзоре, фризе и наличниках окон. Резной балкон на срезанном углу дома (когда-то здесь был главный вход) убирали, потом восстановили к саммитам. А после расселения дома он снова исчез.
 

Пожар начался на втором этаже здания, которое облюбовали лица без определенного места жительства.




Горение происходило по всей площади 256 кв. метров, для тушения огня приехало 11 машин.



Пожар в доме Бухартовских стал темой для обсуждения на оперативном совещании, которое возглавил заместитель главы уфимской администрации Евгений Чебаков совместно с представителями администрации Ленинского района.

После осмотра было принято решение ограничить доступ к объекту и демонтировать элементы конструкции, которые несут опасность здоровью и жизни людей. Конструкция над тротуарной частью уже ликвидирована. Над этим поработали сотрудники Поисково-спасательного отряда и Службы по благоустройству Ленинского района.

"Данный квартал не осваивается, и земельные участки для строительства под коммерческую застройку не предоставлялись", - сообщили в пресс-службе городской администрации.

Екатерина КЛИМОВИЧ.
По материалам уфимского историка и краеведа Павла ЕГОРОВА.