Уфа на поворотах истории

Уфа на поворотах истории
В Национальном архиве РБ открылась выставка «Уфа сквозь века», посвященная 450-летию столицы Башкортостана. Экскурсию для нашего корреспондента провел главный специалист архива Руслан Саитгалин.

- К сожалению, в нашем распоряжении нет документов, относящихся ко времени основания Уфы, - говорит он. – Однако есть копии, переданные, в частности, Российским государственным архивом древних актов и Российским государственным военно-историческим архивом. Например, карты Уфы первой половины XVIII-XIX веков, данные по укреплению местной крепости за 1728 год.

 В записях прямо указаны причины этих работ. В первую очередь угроза со стороны «степных народов». Как известно, семнадцатый и восемнадцатый века вошли в историю Урала как время народного недовольства – чего стоит одно только восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

 На нескольких витринах разместились материалы, посвященные почти всем сферам: военному делу, экономике, городскому хозяйству, социальным вопросам, культуре. Например, довольно красочные чертежи с разными вариациями – проектов строительства церкви, мечети.

 Далее мы обращаем внимание на темные листы с ровно расчерченными линиями и аккуратно выведенными названиями улиц. Это не что иное, как первый проект планировки Уфы, датированный 1803 годом. Автор Вильям Гесте указывал, что в городе ощущается нехватка людей, тем не менее Генплан был утвержден. Но в силу разных причин впоследствии возникли сложности с его реализацией. Архитектор шотландского происхождения, к слову, приложивший руку к планировкам многих других городов империи, вернулся в Уфу в декабре 1817, чтобы вместе с землемером Сметаниным внести правки в свое детище. Правительство утвердило обновленный документ спустя год с небольшим. В течение почти всего XIX века город застраивался по плану Гесте.

 - А вообще первые улицы у нас появились еще в кремле, в районе нынешнего Монумента Дружбы, - продолжает Руслан Саитгалин. – Именно оттуда и пошел наш город, и только потом постепенно распространялся вглубь.

 Годы шли, Уфа сначала стала центром наместничества, затем –Оренбургской, а после разделения 1865 года и Уфимской губернии. И вот мы уже видим ходатайство о постройке здесь губернаторского дома. Также показаны документы о создании общественного и поземельного банков. Последний, к слову, располагался через дорогу от современного архива – в здании, где теперь находится Национальный музей.

 Делаем небольшой прыжок во времени и оказываемся в предреволюционном 1916-м, когда в Уфе открылась ученая архивная комиссия, о чем сообщают соответствующие документы.

 - Такие, престижные учреждения были созданы по указу императора почти во всех губерниях, - отметил наш экскурсовод. – И многие граждане стремились туда попасть.

 Несколько книжек посвящены разного рода статистике. Возможно, кому-то покажется, что в них содержатся лишь сухие цифры, но на самом деле эта информация позволяет понять, чем жила Уфа в девятнадцатом – начале двадцатого века. В частности, посетитель может узнать, сколько в нашей столице в те далекие времена располагалось церквей, мечетей, казарм, гауптвахт, магазинов и заводов. Данные приведены с точностью до мелочей – как пошутили в архиве, сейчас такую педантичность почти не встретишь.

 Один из справочников посвящен источникам водоснабжения и анализу воды. Интересный материал, который показывает, что проблема во все времена стояла остро. А по соседству с ним – кассовые отчеты по деятельности детских садов.

 Наверняка большой интерес как у профессиональных исследователей, так и у любителей истории вызовут адрес-календари с данными по всем уездам: от знаменательных событий до перечня должностных лиц, к которым можно обратиться с прошением. Рядом – справочник с перечислением адресов в алфавитном порядке с информацией о владельцах домов. Можно сказать, дореволюционные «Желтые страницы».

  На выставке нашлось место и для фотографий – видное место занимает знаменитые копии цветной серии Сергея Прокудина-Горского, а также работ Аполлония Зираха. На снимках изображена набережная и Архиерейка с разбросанными по склону домами. Видны Сафроновская пристань и понтонный мост (еще один находился чуть дальше, в районе Нижегородки). В кадр попал и поезд – участок Самаро-Златоустовской железной дороги в начале двадцатого столетия проходил вдоль побережья Белой. Также мы увидели, как больше ста лет назад выглядели улицы Бекетовская (сейчас – Мустая Карима), Большая Успенская (ныне – Коммунистическая), а также ротонда в теперь уже Саду имени Салавата Юлаева. К слову, одна фотография мастера стоила ни много ни мало пять рублей – за эту сумму в царское время можно было купить корову. Нам, людям, привыкшим документировать каждый шаг нашей жизни, пожалуй, даже трудно представить такую цену.

 Отдельный стенд посвящен духовной жизни столицы. С одного из снимков на нас величаво смотрит Храм Святого Благоверного князя Александра Невского (или же просто – Александровская церковь). Сейчас на этом месте расположен Дом профсоюзов. Между делом узнаем, что нынешнюю улицу Карла Маркса до революции называли Александровской – это имя она получила в честь приезда императора Александра I.

 Чуть выше – групповая фотография 1913 года, на которой запечатлены педагоги и воспитанники медресе «Галия». Среди них – Зия Камали и Шайхзада Бабич, которого, впрочем, отыскать так и не смогли из-за витиеватого описания на обратной стороне.

 Также мы успели ознакомиться с каталогом городской общественной библиотеки и сборником документов, посвященных уфимскому дворянству. Последняя книга вышла в свет аж в 1879 году и рассказывает в том числе и о событиях далекого прошлого, любые данные о котором сейчас, как говорится, на вес золота.

 «После взятия Казани нужно было еще пять лет войны для усмирения народов, от Казани зависевших. И только тогда вся казанская земля успокоилась», - читаем мы в книге.

 Примерно в центре зала находится стеллаж, посвященный театру. На нем – фотография Театра оперы и балета (в прошлом – Дома Аксакова), а рядом с ней – афиша, очевидно из 40-50-х годов, крупными буквами зовущая на спектакль «Галиябану» с участием Арслана Мубарякова.

 Так постепенно мы подобрались к судьбоносным событиям Великой Отечественной войны. То, что мы увидели в зале – лишь верхушка айсберга, лишь самые избранные документы из фондов, посвященных воспоминаниям очевидцев, Минигали Шаймуратову, а также эвакуированным гражданам и предприятиям. Документы той поры составлены по-военному четко – без лишней «воды» и эмоций. Один из них приказывает руководству республики передать землю для строительства железнодорожных мостов через Белую и Уфимку.

 Значительный массив данных рассказывает об эвакуации – в распоряжении Национального архива есть списки эвакуированных как по районам, так и по городу.

 Еще одна фотография рассказывает о бронепоезде «Уфа», построенном на средства горожан и переданном Красной армии. История также хранит сведения о танке Т-34, аналогично названном в честь столицы республики.

 Война заканчивается, и постепенно жизнь переходит в мирное русло. И вот мы уже видим, как автобус, построенный на шасси армейского грузовика, проезжает мимо гостиницы «Агидель».

 Пробегаем глазами по сведениям о медицинском обеспечении из 1961 года, а также читаем Указ о включении в черту города строящегося аэропорта. Интересно, что до этого воздушные ворота города находились в районе улицы Зорге, современным уфимцам эта местность известна благодаря Южному автовокзалу.

 Завершается экспозиция раздвижными стендами, напоминающими дверцы шкафа. Одна за другой перед посетителем открываются главы истории Уфы, при этом раскрываются биографии наших выдающихся земляков, Сергея Аксакова и Минигали Шаймуратова.

 Конечно, рассказ экскурсовода в конечном итоге доходит до современности, но, разумеется, главное для нас – мотивы прошлого. Погрузиться в него помогают и специальные планшеты на стенах – на них изображены планы, чертежи и карты Уфы из разных эпох. При подготовке к выставке не обошлось и без использования цифровых технологий – в частности, нейросетей для обработки старых фотографий.

 - Мы делаем копию, и сеть обрабатывает фото, делая его четче и устраняя огрехи, - объяснил Руслан Саитгалин. – Но мне больше нравится работать с оригиналами.

 А самое сложное – это, конечно, отобрать самые интересные материалы из многочисленных фондов. В данном случае вспоминаются известные строчки Владимира Маяковского, только речь идет не о словесной, а об архивной руде.

 Мы также заметили и книги по истории города, ставшие частью экспозиции. Особенно приятно, что сотрудники архива черпают вдохновение в том числе и в редакционном труде «Улицы нашего города».
Думается, что наш рассказ не сможет заменить реального посещения выставочного зала. Экспозиция пусть и небольшая, но зато делает акцент на наиболее важных (и часто скрытых от широких масс) фактах. «Уфа сквозь века» продлится до октября 2024 года. Также на сайте Национального архива работает и электронная выставка.

Антон СУХАРЕВ.