На краеведческий рейд по улице Мингажева мы отправились с самого ее начала - от Покровской церкви, одной из старейших в Уфе.
Считается, что ей немногим более 200 лет. Уцелела даже в грозные для религии советские времена! Но на самом деле она еще старше, ведь кирпичное здание храма построено на месте более древних деревянных церквей, с 1590-х гг. стоявших в начале Сибирской дороги, а позднее - улицы Большой Сибирской. Именно так звалась Мингажева в XIX веке - она вела от северных стен Уфимского кремля и далее к Дудкинской переправе. Скромная, неприметная сегодня, когда-то улочка была местом исторических событий: во время Крестьянской войны 1773-1775 гг. именно здесь кипели главные бои второго штурма Уфы в 1774 году. Потом она стала Большой Репной, в советское время переименовали в улицу Будённого, а в 1957-м - обрела современное наименование.Мы поднимаемся по крутой дороге и у первого же домика встречаем свою собеседницу. Валентина Рыжова живет здесь уже 48 лет.
- Свекровь была очень набожной, поэтому купила этот дом с видом на церковь, - рассказывает она, поглядывая на золотые купола ( сейчас они слепят глаза на солнце, а летом, наверное, скрываются за пышной листвой старого клена). - Раньше здесь было тихо, только одна беда - после дождей дорога в реку превращались, такие потоки текли!
Крутой извилистый подъем ведет мимо деревенских пятистенков. Некоторые дома ухоженные, с пластиковыми окнами и свежей краской, другие же без хозяйской руки заросли молодой порослью и грустно покосились.
- Кто уехал, кто умер, а кому просто не хочется присматривать за палисадником, - машет рукой Валентина Шорина, которую удалось остановить у ворот одного из домиков. - С 60-го года здесь живу. Раньше и тротуары были, и газоны. Помню, сына маленького вынесу, на одеялко положу в траве - вот он играет, смеется. Машин не было, люди все знакомые, тишина да птицы поют. Сейчас шумно стало, пыльно!
А все-таки много и хорошего принес прогресс. Она вспоминает, что когда только начали встречаться с супругом, тот на свидания приходил в огромных кирзовых сапогах, - а в городе уже все в туфлях щеголяли. В другой обуви не проберешься через сырые овраги: приходилось идти наискосок, до Коммунистической, где ходил автобус «двойка», и ехать к невесте на улицу Ленина.
А после свадьбы Валю прописывать не хотели долго. Все дома готовили под снос, в оформлении документов отказали, так что пришлось в администрацию идти, просить, чтобы жену к мужу прописали. Жили непросто: дому далеко за 100 лет, печное отопление, вода в колонке… Потом обустроились, провели газ и воду, пристроили еще несколько комнат, расширились. Хорошо зажили!
Валентине Петровне удалось сохранить оптимизм, хоть жизнь ее сложно назвать безоблачной. Родилась в Караидели в 1937 году, отец погиб на фронте. В 1957-м переехала в Уфу и первое время ютилась вместе с семьей сестры в девятиметровой комнатке. Помогала нянчиться с племянником, а спать приходилось под столом, чтобы никто не наступил ночью. Переехали в просторную 16-метровую, потом девушка получила место в общежитии. В новой семье приняли как родную, пошли заботы, дети родились. И сейчас она полна энергии: только недавно отказалась от посещения университета третьего возраста. А так и на хор успевала, и на выступления.
Еще несколько метров - и мы выходим из деревенской пасторали в городскую суету - на мосту хаотично разворачивается и перестраивается десяток машин одновременно, а внизу бесконечной рекой машин гудит проспект Салавата Юлаева. И царит махина соборной мечети «Ар-Рахим», втыкаясь в синее небо бело-золотыми иглами.
За шумом движения почти не слышен звон трамвая, а между тем он давно стал одной из главных примет улицы - вот красно-желтый нос показался из проулка между Ветошникова и Мингажева. Мы идем следом. Оставляем позади известные бани «Волна» - говорят, там отличная парная, но у входа грязно, а на парковке покуривают какие-то подозрительные люди с юркими глазами.
Полюбовались самой старой елью города, что стоит за забором дома № 49. Возраст раскидистой красавицы по примерным подсчетам около 170 лет. Она застала и крепостное право, и революцию, и эпоху СССР, и сейчас взирает на улицу с немалой своей высоты.
На Мингажева, как и на многих подобных улочках, вспоминаешь про город контрастов. Вроде за спиной еще не затих простор современного проспекта, а здесь опять теснота: узкая дорога вплотную к рельсам, для пешеходов - пыльная обочина. Во все времена это место являлось окраиной. В начале XIX в., когда городские власти стали отводить отставным солдатам землю для поселений, здесь возникла Солдатская слобода. Она шла от пересечения с улицей Приютской (ныне Кирова) и ниже по оврагам до Спасской (Новомостовой). Здесь жила беднота - мелкие ремесленники, бабы-лоточницы, чернорабочие, грузчики, извозчики, старьевщики, уголовники. И дома по большей части сохранились тех лет. А люди?
Общительный старожил Наиль Маликов настиг нас на перекрестке с Новомостовой и сразу пошел с козырей - рассказал, что живет в доме Елены Ушковой, один из особняков которой на улице Октябрьской Революции признан объектом культурного наследия.
А здесь, по словам собеседника, держали пивную - где он, собственно, и обитает. Уж не тот ли это Разгуляевский питейный дом, что известен был еще два века назад и пользовался дурной славой? Проверять мы не стали, а от беседы не отказались. Наиль беспечно улыбается, сверкая стальными зубами, и готов рассказать, кажется, обо всем, что видел за 60 с лишним лет. То развернет трагическую историю про барак, который трижды поджигали, чтобы жильцов расселили, - и все равно не расселяли, ну надо же! То упомянет, что приехал в Уфу из Якутии, где мыл золото, за чем следует подробный рассказ о 12 килограммах драгоценного металла, что исчезли по дороге с прииска, и о том, как сажали за незаконный прииск целыми артелями. За неумолчным разговором незаметно дошли до ворот друзей: здесь на лавочке поджидает Наиля соседка, Ольга.
- А вообще говорят, что нашего дома давно нет - расселили! Только мы еще живем. Как в 1978 году въехали, так и не выезжали, - грустно улыбается она. - Дома, бывает, горят, вот недавно соседи погибли в огне, мужчина и женщина. Но раньше хуже было, хулиганы поджигали дома. Мы ночами дежурили, смотрели. А как-то пропустили дежурство, в эту же ночь наш дом подожгли. Я детей в окно вытащила, а сама побежала в милицию - недалеко участковый пункт был. Успели погасить огонь. Сейчас спокойнее стало.
Остатки пожарища мы увидели через два дома. Да, деревянные дома горят как спички, даже концов не найти. Провалившаяся крыша, обугленные бревна - вот и все, что осталось.
Узкая деревенская улочка разительно меняется после перекрестка с Чернышевского. Чистый асфальт, ухоженные клумбы и стойкий шлейф мужского парфюма - его источают суровые студенты колледжа технологии и дизайна, а может, какого-нибудь другого. Здесь их немало: торгово-экономический, лесотехникум, Институт развития образования и еще десяток общежитий разных вузов. Поэтому и суета на улице какая-то молодежная, мелькают самокаты и велосипеды, едят мороженое и хохочут от избытка жизненной энергии. Даже близость РКБ имени Г. Г. Куватова не омрачает весеннего настроения. Зато мы, пытливые журналисты, подпортили студентам беззаботный день, спрашивая - в честь кого же названа улица Мингажева?
- Вроде писатель какой-то, - отмахнулась симпатичная брюнетка.
- Нет, там что-то с театром связано, нам рассказывали, - задумалась ее подружка с громадными ресницами.
- Мингажев! Это точно космонавт, - заверил бойкий юноша, вынырнувший из-под сводов лесотехникума.
От частушек до драматургии
В этом году мы отмечаем 135-летие со дня рождения актера, драматурга и теоретика театра, народного и заслуженного артиста Гималетдина Мингажевича Мингажева.
Он родился 21 мая 1889 года в деревне Идрисово Кигинского района. Многодетная семья жила очень бедно, и детям приходилось трудиться с юных лет.
Первые азы грамотности Гималетдин получил у жены местного муллы. С самого детства у мальчика выявился удивительный дар - он очень похоже имитировал голоса птиц и животных, ловко изображал походку и голоса односельчан, сочинял смешные частушки-такмаки.
Юношей Гималетдин Мингажев попадает в Златоуст. Здесь знакомится с рабочей молодежью, заводит друзей, становится известным гармонистом. Октябрьскую революцию и новую жизнь встретил с воодушевлением. В 1918 году вместе с товарищами организовал любительский драмкружок, а на профессиональной сцене дебютировал в 1919-м во время гастролей петроградского Нового драматического театра в спектакле «На дне» по пьесе Горького, сыграв роль Татарина. В 1920 году Гималетдин Мингажев возглавил театральную труппу при Златоустовском городском Совете рабочих и солдатских депутатов. В 1921-м работал в Красноярском татарском театре драмы и комедии, в 1922-1924 годах - в различных труппах Уфы. В эти годы он впервые пробует себя в качестве режиссера.
В 1924 году поступил в основную труппу Башкирского театра драмы и навсегда связал себя с ним. Здесь он сыграл более 400 разноплановых ролей.
Наиболее известны его работы по созданию образов Юлая Азналина («Салават и Пугачев» Абдулкадыра Инана, Валиуллы Муртазина-Иманского и Даута Юлтыя, «Салават Юлаев» Баязита Бикбая и Г. Саляма, кинофильм Якова Протазанова «Салават Юлаев»), Городничего («Ревизор» Николая Гоголя).
Гималетдин Мингажев проявил себя как актер огромного дарования и широкого творческого диапазона. С равным мастерством и эмоциональной силой вдохновенно играл драматические, комические и трагические роли. В ряде статей и в книге «Моя жизнь. Воспоминания» подробно описывал теорию и особенности актерского мастерства. Опираясь на систему Станиславского, Гималетдин разработал учение о трех жизненных источниках и трех формообразующих началах сценического творчества.
Написал и несколько пьес, поставленных в театрах республики, среди них «Эпоха» и «Пламя», войдя в историю не только как известный актер, но и как теоретик театра и драматург. Он общался и тесно сотрудничал с такими видными писателями и драматургами, как Мажит Гафури, Даут Юлтый, Рашит Нигмати, Сагит Мифтахов, Кадыр Даян.
При жизни пользовался всеобщим уважением и всенародной любовью, никогда не забывал своих земляков и родные места. Скончался выдающийся артист 19 сентября 1955 года и похоронен в Уфе. Его именем названа не только улица в Уфе, но и Кигинский народный театр.
Юлия ПАХОМОВА
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ