Вперед, юнкор! Анна Чураева

Вперед, юнкор! Анна Чураева

Россия – это прежде всего русский народ. А история и душа русского народа таит в себе множество неразрешимых парадоксов.

«Умом Россию не понять…». Как вы понимаете эти слова Федора Тютчева?

По сути, вся русская литература издавна объясняет, почему же собственно «умом Россию не понять», поэтому пытаться сделать свою краткую выжимку было бы глупо. Поэтому-то я и попробую. Я ведь русская…

Как говорил один неглупый иностранец, а именно - Уинстон Черчилль: «Россия - загадка, завёрнутая в тайну и погружённая в мистерию».
Россия – это прежде всего русский народ. А история и душа русского народа таит в себе множество неразрешимых парадоксов.

Всем в мире известно о «большой русской душе». Русский человек никогда не будет жаден на чувства: если любит, то до самозабвения; если ненавидит, то люто и беспощадно; если радуется, то до умопомрачения; если горюет, то навзрыд.

Но, в то же время, одна из самых больших русских бед – это мелочность. Откуда взялись пушкинский «Скупой рыцарь» и гоголевские Акакий Акакиевич с Плюшкиным? Эти персонажи, в большей или в меньшей степени, живут в душе каждого русского человека. Материальная русская мелочность постоянно соседствует с неиссякаемой душевной щедростью.

Если европейцы за распространение «истинной веры» убивали других, то русский человек сжигал себя. Вспомним крестовые походы и русские гари. А потом, спустя каких-то пару веков, русский человек постепенно становится атеистом. Ярым атеистом. Ему объявляют, что церковь и Бог – вздор, «опиум для народа». И он в это верит. Так же искренне и самозабвенно, как когда-то верил в Бога. Русский человек всё время впадает в крайности.

Русский народ выигрывал великие войны; пережили не одно «Мракобесие. Смерч. Содом», не одну междоусобицу и смуту. Но всё время оказывался совершенно беспомощным и непрактичным в простых житейских делах. Ещё один неглупый англичанин Оскар Уайльд говорил: «В России нет ничего невозможного, кроме реформ». Пожалуй, самым ярким примером для нас во все времена будут пресловутые «русские дороги». Две наши вечные беды: «дураки и дороги».

Не будем долго о материальном и практичном, раз всё равно мы в этом не сильны. Поговорим о нашей сильной стороне. Но почему, когда русскую культуру, русскую литературу почитают во всём мире – Достоевский, Толстой, Чехов… мы сейчас с большим удовольствием предпочтём зарубежные бестселлеры и утопии? В русском сознании с древнейших времён утвердилась мысль, что без заимствования зарубежных ценностей и изобретений мы останемся дикарями. Это явление появилось даже не со знаменитого западника Петра Первого, а ещё со Владимира Святого, заимствовавшего для древних русичей греческую веру. Да и вспомним, кто был нашим первым полулегендарным правителем? – заморский варяг Рюрик. Не нашлось молодца на Руси…

Страна великих полководцев, правителей, писателей и учёных не может быть сильной, когда свободна. Без сильного лидера, держащего бы всех в страхе и заставляющего бы всё делать из под палки, мы теряемся. Самые блестящие времена в России пришлись на авторитарное правление, на абсолютное самодержавие - Иван Великий, Пётр Великий, Екатерина Великая… К тому же, русскому всегда необходимо в кого-то верить. Верить, что есть кто-то, кто всегда защитит, спасёт, поможет, какой-то человек-символ, человек-талисман, которому нужно поклоняться.

Поговорим о том, чего хочет каждый, и не только русский. О счастье. Почему в великой стране Некрасов не смог найти счастливого человека? Ведь это не безобразно пьяный, валявшийся в грязи. И не Гриша Добросклонов, ведь его ожидают «чахотка и Сибирь», какое уж тут счастье.

Тот, кто не слепо, а по-настоящему любит Россию, всегда с горечью будет говорить о своей любви. Мы любим свою Родину, но и ненавидим её. Мы беспощадны к её недостаткам, но всё время прощаем их. А когда решим разобраться в них, не сможем сказать ничего более правдивого и краткого, чем сказал Фёдор Иванович Тютчев…

P.S. Орфография и пунктуация автора сохранены.
Автор: Ирина ШИПУНОВА.