Уфимская коррекционная школа-интернат для глухих отметила 55-летний юбилей

Уфимская коррекционная школа-интернат для глухих отметила 55-летний юбилей

Сегодня  день это учебное заведение – единственное в республике. Здесь обучаются 108 детей со всех уголков республики, а иногородним предоставляется общежитие.

О том, как наладить контакт с особенными детьми  и многом другом рассказала ее директор  Аниса Ахмадиева.

- Как построен учебный процесс? Дисциплины все те же, что в обычных школах. Но в силу специфики мы движемся по программе несколько медленнее, и к концу 11-го класса проходим программу девятого. А еще у  нас нет английского, но взамен этого углубленно изучаем жестовый русский язык. Владение наукой жестов для мальчишек и девчонок очень важно.

- Но общению с другими людьми это помогает?

- Мы также изучаем артикуляцию звукового аппарата, то есть учимся ставить звук. Не слыша   себя, человек исходит из положения языка или губ.  Таким образом, через какое-то время ребенок может не только произносить слова, но  и считывать их глазами. Этому учат наши сурдопедагоги и дефектологи. Конечно, мы применяем и спецаппаратуру. В классах смонтированы звукоусилители «Эхо», есть компьютеры. Стараемся там где возможно  визуализировать уроки.

- Насколько активны дети?

- Ограничения по слуху и речи сказываются, но   им свойственно все то же, что и всем подросткам. Так, у нас есть спортсмены-сурдолимпийцы,  как летние, так и зимние. Это каратист Искандер Нугаев, бадминтонистка Карина Хакимова, и другие. В копилке ребят – золотые медали самых высоких соревнований. А еще в сборной страны по хоккею чуть ли не  половина состава – наши выпускники.  Есть и неспортивные успехи: на конкурсе информационных технологий «Кит» дети становились первыми по региону.
-Насколько сложна для них  адаптация в социуме?

-  Свои нюансы есть. Но это не значит, что нет общения со слышащими детьми. Они вместе играют в хоккей, футбол. Хотя психология, конечно,  несколько отличается.

- Как обстоит дело с профориентацией?

- Отучившись у нас, юноши и девушки  поступают в колледжи, например медицинский. Многие   работают лаборантами  в той же 17-й больнице. Их ценят за усидчивость и хорошую зрительную память. Впрочем, это применимо и к другим профессиям – сварщики, повара, мебельщики. Кто-то из девушек  печет торты на заказ, есть и художник-дизайнер по батику.  Если говорить о создании семей, то часто парни берут слышащих жен, и наоборот. И в таких браках рождаются полноценные здоровые дети.

- Давно вы работаете в школе?

- С 1991 года. Пришла на должность учителя русского языка и литературы. Конечно, первые уроки дались непросто: глухих детей прежде  не видела, а тут нужно еще  привыкнуть к тому, как они  говорят. Потом отучилась в Москве на специальных курсах.  С 1998 года    занимаю должность директора. В том числе  помогаю «войти в колею» молодым преподавателям, которые приходят   после вузов.   Дело в том, что  сурдопедагогов как таковых сейчас  не выпускают. Но есть курсы переподготовки, которые можно пройти  самостоятельно.  

- Какие цели ставите на 2019 год?

- Хочется, чтобы школа чаще участвовала в международных творческих конкурсах. Например, том же «Театре мод», где дети  сами шьют костюмы, проводят сценические показы, и так далее.  А для парней был бы интересен кружок робототехники. Нам нужно, как минимум, найти специалиста.

Иван БЕГМА